Юридический портал. Льготный консультант

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Физическая окружающая среда: солнечная активность, электромагнитные поля, атмосферные явления, почва, климат, вода, экология Биологическая окружающая среда: животный и растительный мир Социальная среда: человеческое общество Производственная среда (школа): условия труда, экология труда человек

Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости.

Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое внимание редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку движения точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Среди мер профилактики утомления ведущее место принадлежит улучшению организации труда и отдыха, контролю за соответствием длительности и интенсивности нагрузки возможностям человека, мотивации к труду и физической подготовленности человека.

Самочувствие - суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое; работоспособность, зависящая от общего состояния организма, а также от настроения и степени восстановления от предыдущей работы, оценивается как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления; нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна - признак переутомления; ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

Частота сердечных сокращений; величина артериального давления.

Правило 1. Нагрузка должна быть не больше ваших возможностей. Правило 2 . Постоянно повышать свои умственные и физические возможности, соблюдая принципы здорового образа жизни. Для исключения перегрузок за счет учебной работы необходимо умело сочетать учебные занятия с занятиями физической культурой и спортом, научиться рационально использовать время, свободное от занятий, и выходные дни. Активный отдых в природных условиях - лучшее средство от утомления, возникающего в период интенсивной учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 2 класс "Профилактика нарушения осанки"

Профилактика нарушения осанки. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Используются интересные упражнения для профилактики нарушения осанки...

Презентацией для 9 класса "Профилактика наркозависимости."

Профилактика наркозависимости презентация,может использоваться как материал, для классных часов так для учащихся. так и для родителей.В конце презентациии небольшая викторина, для усвоения основног...

Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение трудоспособности, обусловленное напряженной деятельностью. Чем больше устал человек, тем меньше коэффициент полезного действия его работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работа выполнена Железновой Н.Г.- учителем ОЗОЖ МОУ «Гимназия №1» г.Балаково Саратовская область Утомление и переутомление

Жизнедеятельность организма Э то постоянный процесс, состоящий из труда и отдыха. Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение трудоспособности, обусловленное напряженной деятельностью. Чем больше устал человек, тем меньше коэффициент полезного действия его работы.

Чувство усталости служит предупреждающим сигналом, сила которого обычно не соответствует действительной степени утомления. В нормальных условиях организм всегда оставляет у себя «в запасе» силы, которые могут быть освобождены в чрезвычайной обстановке напряжением воли, эмоциональным взрывом (страх, гнев) или химическими веществами (например, кофеин).

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: оно наступает скорее при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц и т. д. Важную роль в появлении утомления играет отношение человека к работе. Известно, что в период эмоционального напряжения не возникает признаков утомления и чувства усталости. Обычно, когда необходимо продолжить интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение и др.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Недостаточный по времени отдых или даже чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. Различают умственное и физическое переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов.

Переутомление может возникнуть, когда человек перетрудился, однако оно может развиться и на фоне какого-либо малозаметного хронического заболевания, когда обычная нагрузка окажется не по силам.

Возникают на первый взгляд беспричинные физические недомогания: головная боль, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца, чрезмерная потливость, дрожание пальцев и т. п. Все эти явления указывают на переутомление центральной нервной системы и функциональные расстройства. Переутомление сопровождается ухудшением течения хронических заболеваний (хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни).

Переутомление не устраняется обычным отдыхом. Иногда и не помогает более продолжительный и хорошо организованный отдых, необходимы лекарственные препараты, регулирующие деятельность переутомленных нервных клеток.

Вызывают переутомление не столько большая нагрузка, сколько увеличивающие нервное напряжение дополнительные факторы: непланомерная (неритмичная) работа, плохой психологический микроклимат в рабочем коллективе или семье, нерегулярное чередование труда и отдыха, нерациональный отдых.

Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха. Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления. При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины, которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления. Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля и гороха.

Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. И главное, в любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.

Профилактика зрительного утомления.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем, связанных с особенностями взаимодействия организма ребенка и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается. Особенно остро стоят проблемы изучения влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста, исследования состояния их здоровья, функционального состояния физиологических систем, работоспособности в целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером.

Важность разработки указанных проблем связана, с одной стороны, с отсутствием достаточной информации о влиянии компьютера на детский организм, а с другой – с имеющимися данными о специфике влияния работы с компьютером на организм взрослых пользователей компьютеров и школьников. Есть ряд других негативных факторов, о влиянии которых мы, к сожалению, задумываемся гораздо реже.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усилено развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает важная для обучения функция произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.


Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали наши исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Многие родители строго ограничивают общение ребенка с компьютером, руководствуясь широко распространенным тезисом о том, что компьютер вреден. Но сейчас никто не может точно и, самое главное, обоснованно сказать, в какой степени реален вред, наносимый здоровью ребенка компьютером.

Понятно, что сидение за компьютером не прибавляет здоровья ребенку в том смысле, в каком его прибавляют умеренные занятия физкультурой. Но ведь и о чтении книг можно сказать то же самое. Но о вреде книг никто не говорит, а о вреде компьютеров говорят многие.

Кто на сегодняшний день может дать точные рекомендации о том, сколько времени ребенок может проводить за современным компьютером без вреда для собственного здоровья – при условии, что во всем остальном он ведет здоровый образ жизни? Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную – или близорукую , если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т. д.).

С целью профилактики зрительного утомления детей рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз. Обычно это пальминг, большие повороты, медвежьи покачивания (см. ниже) и традиционный комплекс:

1. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счетАналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1- 6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет Повторить 4-5 раз.


Метод коррекции зрения заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения), разработанные группой доктора медицинских наук, профессора. Так выглядит в нашей группе офтольмотренажер:

Метод улучшения зрения У. Бейтса. По мнению У. Бейтса, плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Цель его метода, используемого при лечении плохого зрения без помощи очков, - достижение прежде всего состояния покоя и расслабления психики, а затем уже глаз. В работе логопеда используются некоторые приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение: пальминг, медвежьи покачивания, соляризация газ на солнце, центральная фиксация, тренировка глазных мышц.

Пальминг. Сидя на стуле или в кресле, надо принять удобное положение, почувс­твовать себя свободно и комфортно. Закройте глаза, накройте их ладонями так, чтобы середина правой ладони была перед правым глазом, а левой перед левым (пальцы скрещены на лбу). Не давите на глаза!

В таком положении - глаза и закрыты, и прикры­ты ладонями - опустите локти на колени. Это очень удобное положение, и, запомнив, его легко принимать автоматически при повторении упражнения. Чем более черный цвет перед закрытыми глазами, тем большее расслабление они испытывают, тем эффективнее отдых.

В это время старайтесь не задерживать мысли на чем-то важном, серьезном. Мозг тоже должен отдыхать. Можно думать о глазах, представить, как чернота становится все более густой, а глаза испытывают все большее удовольствие. Можно представить себя в какой-то спокойной, приятной обстановке.

Если выполнять это упражнение 2-3 раза в день по 10-20 минут каждый раз, через некоторое время можно заметить значительное улучшение зрения.

Медвежьи покачивания. Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте покачиваться из стороны в сторону. Вообразите себя маятником и двигайтесь так же размеренно и медленно. Можно слегка приподнимать пятку, но не отрывать ступню от пола. Туловище сохраняет прямое положение (вперед не наклоняться), ноги не сгибаются.

Покачивание следует выполнять стоя перед окном (можно использовать какой-нибудь неподвижный предмет, например, часы, картину, но пейзаж за окном наиболее удобен). Обратите внимание на то, что видимые предметы во время качания начинают как бы передвигаться в обратную вашему движению сторону. Покачавшись примерно минуту (глаза все время свободно , ненапряженно следят за предметами, «покачивающимися» вместе с вами), закройте глаза и, продолжая покачиваться, представьте на­сколько возможно четко «движение» окна. Затем вновь откройте глаза и продолжайте движение еще минуту.

Проделывайте это упражнение 3 раза в день по 5-10 минут каждый раз.

Большие повороты. Встаньте прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены вдоль туловища. Сохраняя непринужденное состояние, начинайте поворачиваться из стороны в сторону. Расслабленные руки следуют за туловищем. Взгляд направлен прямо. Глаз не фиксируется на предметах, они как бы скользят за вами. Повернуть туловище надо так, чтобы увидеть краем глаза предметы, находящиеся сзади.

Моргание. В дополнение к накрыванию глаз ладонями и покачиванию есть и третий способ расслабления глаз - с помощью моргания.

Научитесь моргать 1-2 раза каждые 10 секунд (но без каких-либо усилий), неважно, что вы делаете в данное время, и особенно при чтении.

Это очень простой, но эффективный путь снятия напряжения.

Соляризация. Закройте глаза, поверните лицо к солнцу и медленно поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы лучи равномерно попадали на все части глаза. Это следует выполнять когда возможно, 3 раза в день по 10 минут. Такие солнечные ванны способствуют приливу крови к глазам и расслабляют мышцы и нервы глаз.

Центральная фиксация означает способность видеть лучше то, на что вы смотрите, чем то, что вокруг. Это может звучать абсурдно , но люди с нарушениями зрения лишены такой способности. Поэтому только когда восстановится зрительная способность центральной части сетчатки, т. е. будет достигнута центральная фиксация, будет возможно и нормальное зрение.

Лучшим методом достижения этого являются упражнения для восстановления центральной фиксации.

1. Улица – дом – окно в доме – оконный переплёт.

2. Толпа на остановке – человек в очках – его лицо – его очки.

3. Страница текста – строка – слово в строке – буква в слове.

4. Упражнения с таблицей – с предметом – со свечой.

Упражнения, предназначенные для снятия напряжения с мышц, окружающих глаз. Если «сделать мышцы гибкими и мягкими, то аккомодация и движение глаза будут происходить свободно и, как следствие, возможность ухудшения зрения снизится до нуля. Эти упражнения следует выполнять сидя.

Упражнение 1. Насколько возможно мягко переводите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий, используйте минимум силы. По мере расслабления вы сможете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Пов­торите упражнение 2-3 раза в 6 движений с паузами 1-2 секунды между циклами.

Упражнение 2. Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6 раз. Как и в предыдущем упражнении, по мере расслабления мышц вы сможете двигать глазами со все большей амплитудой и более легко. Повторите упражнение 2-3 раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 секунды между повторами.

Упражнение 3. Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 сантиметров к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-либо большой предмет по своему выбору (дверь, окно и т. п.), отстоящий на 3 метра и более. Переводите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1 секунды и повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте.

Упражнение 4. Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в одну и другую стороны. Затем 1 секунду отдохните и повторите эти 4 круговых движения в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все эти упражнения следует выполнять только с использованием пальминга между упражнениями 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4.

Все вместе упражнения займут около 4-5 минут каждый день.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения.

1. Голова на плечо

2. Голова вверх – вниз.

3. Голова вправо – влево.

4. Плечи вверх – вниз.

5. Плечи вперёд – назад (спина – грудь колесом)

6. Вращение плечами

7. Поворот: плечо вперёд

8. Поворот: плечо назад

9. Скрутка назад (руки в замок)

10. Наклоны в сторону.

11. Вращение тазом.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.

Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Утомление. Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).


Сроки утомления. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению.


Переутомление. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление - это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов.


Состоянию переутомления характерно: В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен. Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.


Как же бороться с утомлением, усталостью и переутомлением? Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся.


Профилактика переутомления. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого- либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.


Восстановление организма. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена. Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) "имеет большое значение в спорте. Дело в том что, по мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности. Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.


Адаптационные процессы. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма. Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.


Способы борьбы с утомлением. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней. Усталость, утомляемость, переутомление наступают быстрее у лиц, перенесших тяжелые заболевания. Сравнительно незначительная и непродолжительная нагрузка вызывает у них головную боль, одышку, сердцебиение, потливость, чувство слабости, работоспособность быстро падает, а восстанавливается медленно. В этих случаях необходимы щадящий режим труда и более длительный отдых. Целесообразно использование не более одного вида процедуры каждого типа в течение дня и не более двух процедур в одном сеансе. При длительном применении определенных средств наступает адаптация, привыкание к ним организма, что обусловливает постепенное снижение их восстанавливающего действия, то есть организм постепенно перестает реагировать на монотонные, однообразные раздражители. Поэтому необходимо варьировать, периодически менять не только средства, но и их сочетание, дозировку, методы применения. В любом деле, большом или малом, первоисточником успехов или неудач является человек. Все зависит от него. Поэтому любое дело следует начинать с себя, с собственной перестройки, в том числе и во взглядах на физическую культуру, на отношение к ней.





















Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. Интенсивность выполнения и количество повторений зависят от самочувствия человека. Если эти упражнения выполняет здоровый ребенок, то количество повторений раз. Если после болезни, то начинать надо с двух-трех повторений, постепенно увеличивая их количество до раз. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 1. Спокойная ходьба. На один шаг вдох, на второй выдох, затем на два шага вдох и на два шага выдох, после этого на два шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 2. Бег трусцой. (3-5 мин.) На три шага вдох, на четыре выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 3. И.п. о.с. 1 поднимая руки вверх, оставьте правую ногу назад на носок вдох, 2 и.п. выдох. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 4. И.п. ноги шире плеч, руки на поясе вдох, 1 поднимая левую руку вверх, сделайте наклон вправо выдох; 2 и.п. вдох. То же с другой руки. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 5. И.п. ноги шире плеч, руки вверх, пальцы сцеплены в «замок» - вдох. Наклоняясь вперед, руки с силой опустить между ног, имитируя рубку дров, - выдох со звуком ууууххх. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 6. И.п. о.с. 1- поднимитесь на носках, руки вверх –вдох; 2 присядьте, руки перед собой – продолжительный выдох со звуками шшшааа, шшшшууу, жжжааа, жжжууу. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 7. И.п. сидя на стуле. 1- разведите руки в стороны, прогнитесь вдох; 2 наклонитесь, стараясь достать пальцами рук носки ног – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 8. И.п. – сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, руки опущены – вдох. Поднимая ноги, согните их в коленях и с помощью рук прижмите к груди – выдох. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 9. Спокойная ходьба. Повторите дыхательные упражнения. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 1)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены. Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к носкам. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.


2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 2)И.п. – тоже, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без остановки налево. Повторить по 2 – 4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 3)И.п. – тоже. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 4)И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 2 – 4 раза каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный. 9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Темп медленный.


10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2 – 4 раза. Темп средний. Дыхание свободное. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать вдох. Повторить 2 – 4 раза. Темп медленный. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4 – 6 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища. 13) Спокойная ходьба 1 – 2 мин, полностью расслабив мышцы рук и туловища.








Признаки физического утомления Обычно возникает в результате чрезмерной физической нагрузки Происходит временное снижение снижение работоспособности организма Нарушение функций мышц, снижением согласованности и ритмичности их работы, интенсивности и скорости их движений




Признаки переутомления Выполнение упражнений становится более трудным Постепенно пропадает желание тренироваться Учащенное сердце биение Отдышка, усталость и боль в мышцах Большая потливость Значительное покраснение кожи Нарушение координации и невнимательность




Лечение переутомления Витаминизация организма, особенно витамином С и комплексом витаминов группы В и Е Седативные и ноотропные средства (настойка валерьяны, новопассит, пирацетама) Средства улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга (трентал, циннаризин) Применение гормонов коры надпочечников и гормоны половых желез


Список литературы А.Д. Тобарчук, Л.П. Крол «Медицинское обеспечение в спорте»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант