Юридический портал. Льготный консультант

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, является отдельным структурным подразделением МВД РФ. Его функциональность заключается в проведение ряда мероприятий, в том числе и организационного типа, ориентированных на обеспечение безопасности дорожного движения. Для реализации поставленной задачи уполномоченные специалисты предлагают методы формирования и реализации направлений государственной политики и правовому регулированию. С целью распределения обязательств подразделение состоит из нескольких структур, каждое из которых специализируется в конкретном направлении.

Историческая справка

Решение о создании государственной автомобильной инспекции было вынесено Совнаркомом СССР в 1934 году. Изначально целью создания структуры была борьба с хищением автомобильного транспорта, а также с его неправильным использованием. Задачей сотрудников ГАИ стало предупреждение аварийности, контроль обучения и подготовки шоферов, а также разработка правовых норм относительно эксплуатации машин и их учета. До создания структуры, ее функции были в компетентности милицейского отдела регулирования движения. В 40-ых годах уполномоченные сотрудники ГАИ провели систематизацию ПДД, был разработан и внедрен единый образец прав на вождение авто и утверждены правила проведения его учета и технического осмотра.

В обязанности ГАИ входила организация дорожного движения, контроль обстановки на улицах и соответствие состояния дорожного покрытия регламентированным параметрам. В 1998 году структура был переименована в ГИБДД, что, по мнению инициаторов, точнее отображало суть ее функционирования. Однако, новое имя не прижилось, и в 2002 году Указ Президента сделал равнозначными названия ГАИ и ГИБДД.

Функции и задачи

Основными задачами сотрудников ГИБДД является контроль деятельности в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения и, в случае необходимости, применение санкций. Для их реализации работники структурных подразделений оказывают ряд государственных услуг. В их компетенции прием экзаменов, проверка усвоения студентом практических навыков, а также оформление и выдача водительских удостоверений.

Специалисты уполномочены регистрировать транспортные средства и рассматривать дела об административных правонарушениях. В приемные дни они осуществляют прием граждан по проблемным вопросам, рассматривают их обращения, а также участвуют в принятии соответствующих решений относительно просьбы или поставленной задачи.

Какие подразделения включены?

На службу ГИБДД возложено множество обязательств. Для качественного выполнения поставленных задач было сформировано несколько самостоятельных функциональных подразделений. Каждая структура ведомства ориентирована на отдельную сферу деятельности. Основными подразделениями Государственной автомобильной инспекции являются:

  • Автотехническое;
  • Организационное;
  • Регистрационно-экзаменационное;
  • Информационного обеспечения;
  • Дорожно-патрульная служба.

Автотехническая инспекция осуществляет контроль соблюдения нормативов технического состояния транспортного средства, а также выполнения водителем правил, обеспечивающих безопасность на дорогах. Подразделения организации дорожного движения контролируют соблюдение стандартов и нормативов при проведении проектных, строительных и реконструктивных работ в отношении дорог и применяемых сооружений. Регистрационно-экзаменационные подразделения контролируют подготовку водителей и принимают экзамены на знание ПДД и приобретение навыков вождения. В их компетенции регистрация транспортных средств, их учет и розыск.

Сотрудники структуры информационного обеспечения осуществляют информационную деятельность, ориентированную на координирование действий подразделений ГИБДД в оперативно-поисковых мероприятиях, а также осуществляются сбор, обработку и оценку текущей информации о правонарушениях. ДПС актуализируют потребность в текущем контроле состояния автомобиля. Они оценивают поведение участников дорожного движения и могут их скоординировать при выявлении возможных осложнений в ходе дальнейшего движения. Сотрудники мониторят состояние общественного порядка и права водителей, пассажиров и пешеходов.

Какие функции выполняет ДПС?

ДПС является структурным подразделением ГИБДД. Однако, в некоторых ситуациях, ограничивающихся разговорами и отсутствием документальной фиксации, оба названия подразумевают одну структуру. С юридической точки зрения понятия не равнозначны. Основные принципы деятельности ДПС заключаются в уважении прав человека, в соблюдении закона и учета элементов гуманизма. Сотрудники структуры являются открытыми и публичными личностями. Их работа основана на общественном доверии и связана с поддержкой граждан. Работники патрульной службы стремятся обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также предупреждают преступления и правонарушения в сфере дорожного движения. Для реализации должностных обязанностей они осуществляют деятельность в соответствии с регламентированным порядком действий, определяющим функции ДПС:

  • Контроль соблюдения ПДД;
  • Регулировка дорожного движения;
  • Помощь гражданам в реализации своих прав и интересов;
  • Производство дел по административным правонарушениям;
  • Осуществление мероприятий по сопровождению транспорта;
  • Реализация неотложных действия на месте ДТП;
  • Принятие мер реагирования, ориентированных на сокращение числа аварий и пострадавших в них водителей, пассажиров и пешеходов;
  • Информирование населения о сложившейся дорожной обстановке, о наиболее распространенных причинах аварий, а также принимаемых мерах по их предупреждению;
  • Работы по розыску угнанных и похищенных автомобилей;
  • Розыск лиц, которые являются участниками аварии и имеют непосредственное к ней отношение, но скрывшиеся с места происшествия;
  • Контроль внешнего состояния дороги;
  • Надзор за проведением мероприятий, ориентированных на восстановление поверхности дороги.

Сотрудники ДПС вправе принимать участие вместе с представителями федеральных органов в проведении профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение безопасности дорожного движения. В пределах зон ответственности, ограниченной постами и маршрутами патрулирования, специалисты могут контролировать соблюдения норм поведения. Правовыми актами определено, что основным субъектом, уполномоченным осуществлять контрольно-надзорную деятельность в сфере соблюдения ПДД, является структурное подразделение ДПС Госавтоинспекции МВД.

Советско-российская история ГАИ начинается 3 июля 1936 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Первоначально в ОГАИ было всего 57 сотрудников в 7 отделениях.

В 1938 году началось формирование местных отделов ГАИ («Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ»).

В 1939 году Приказ НКВД СССР № 400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» впервые обозначил усиление внимания к безопасности движения. Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».

Летом 1941 года ОГАИ четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. В основном, их места занимали женщины. Например, начальником ГАИ Советского и Фрунзенского районов Москвы стала Е.Д. Сагирашвили.

1 сентября 1944 года Мосгорисполком ввел новые правила уличного движения. В них повышались требовательность к пешеходам и водителям.

30 марта 1945 году стартовало первое профилактическое мероприятие «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ».

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1968 году Министерство охраны общественного порядка СССР переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

Первая половина 70-х годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ). Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 от утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Впоследствии Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1986 году сотрудники ГАИ работали на ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

В 1988 году структуры ГАИ обеспечивали передвижение транспорта при ликвидации последствий землетрясения в Армении.

К 1988 году возникает необходимость дальнейшего прогрессивного развития системы ГАИ. Совет Министров СССР принимает Постановление № 336 «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте».

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. Таким образом начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ.

В 1990 году кризисные социальные явления приводят к сокращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасности движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызывает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.

10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции – порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России.

В 1992 году публикуется Закон «О дорожных фондах РФСР» определивший финансово-правовые основы содержания и развития автодорог России.

30 июля 1992 года вышел широко известный Указ Президента РФ «О специальных сигналах на автотранспорте».

29 июля 1995 года Постановлением Правительства РФ введены новые «Правила учета дорожно-транспортных происшествий» закрепившие новые современные формы сбора и обработки информации о ДТП.

8 июля 1997 года Постановлением Правительства РФ № 831 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдач водительских удостоверений» установлен современный порядок сдачи практики вождения в два этапа – площадка (автодром) – город.

В 1997 г. выявлено и пресечено почти 50,7 млн. нарушений правил, нормативов и стандартов в сфере дорожного движения. Количество водителей, привлеченных к ответственности по сравнению с начала 90-х увеличилось в 2 раза.

1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации.

С 2001 года произошло внедрение новых комплексов идентификации транспортных средств «Сова», «Поток». Приказ Министра внутренних дел РФ «О государственных регистрационных знаках» позволил упорядочить эксплуатацию транспортных средств и успешнее бороться с хищениями и др. преступлениями.

В апреле 2003 года Начальником ГУ ГИБДД СОБ России назначен генерал-майор милиции, кандидат юридических наук В.Н. Кирьянов. Также обновился кадровый состав Главного Управления.

15 июня 2004 года в Госдуме РФ состоялись слушания по вопросам развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что положило начало работе по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы ОСАГО.

В апреле 2005 года были внесены изменения в статью 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. К уголовной ответственности отныне привлекаются водители нарушившие ПДД с причинением вреда другому лицу. В Кодексе усилена также ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. В рамках административной реформы ГУ ГИБДД реорганизовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД).

4 июня 2005 года отмечалось открытие не имеющей аналогов в мире федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС), с помощью которой было создано единое информационное пространство Госавтоинспекции и МВД на местном, региональном, федеральном и международных уровнях.

20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.

Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2011 года № 802 начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации назначен генерал-майор полиции Виктор Нилов.

Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник. До самого праздника осталось несколько дней, и сейчас – самое время напомнить, как же, собственно, родилась и развивалась служба, которая «у всех на виду».

Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.

Время до…

Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.

10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».

Спустя почти год, 12 октября 1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;

д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд...»

Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.

Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.

Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.

Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.

ОРУД – первая веха

29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.

30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.

20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.

3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

ГАИ – это слово знают все

Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.

НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.

К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.

20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.

Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.

Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.

Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Демократизация всех сфер деятельности способствовала принятию 10 декабря 1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что позволило поднять решение проблемы аварийности на дорогах на качественно новый уровень.

ГИБДД

15 июня 1998 года Указом Президента РФ ГАИ было преобразовано в ГИБДД и было утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения.

Рост автомобилизации, ликвидация многих государственных предприятий автотранспорта, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, переход страны на новые экономические условия, безусловно, затронули и ГИБДД. Опираясь на зарубежный опыт, сотрудники милиции на всех уровнях провели большую работу по формированию общественного мнения о необходимости введения закона об ОСАГО, который уже несколько лет помогает решать многие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, доказывая свою важность и востребованность.

Дорога

Дорога – это полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и людей. Когда появились первые дороги, точно неизвестно. Одними из первых известных крупных дорожных сетей были дороги государства инков в Америке и Великий шелковый путь, сформировавшийся к I тыс. до н.э. и связывавший Восток со странами Евразии.

Систематическое строительство дорог в России началось в годы царствования Петра I. к 1917 году в России было построено 10 000 км дорог, которые были покрыты щебнем, асфальтированных дорог в то время в нашей стране не было.

В настоящее время в мире насчитывается 15 млн км благоустроенных дорог, в том числе в Российской Федерации до 1 млн км.

Вы никогда не задавались вопросом: почему мы ходим по правой стороне дороги? Вот одно из объяснений: в далеком прошлом, когда передвижение по дорогам было чрезвычайно небезопасно и путник встречался с другим путником, он уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы без помех действовать правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. В настоящее время в большинстве стран мира установлено правостороннее движение.

Совсем другая картина наблюдается на улицах и дорогах Великобритании, Кипра, Индии, Австралии, Японии и в ряде стран Африки и Юго-Восточной Азии. В этих странах более миллиарда человек движется по левой стороне дороги. И автомобили у них – с правым рулем.

Светофор

Первые попытки регулирования перекрестков предпринимали в Древнем Риме знатные вельможи и богатые негоцианты. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу движения. Но не всегда успешно. Когда Юлий Цезарь вводил первые Правила движения, он создал команду вольноотпущенников, которая должна была следить за движением на перекрестках и имела неограниченные права вплоть до применения физической силы.

Но по-настоящему история регулирования дорожного движения начинается с 1868 года. Тогда в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском. К семафору поставили служащего в шикарной ливрее, который поднимал и опускал его стрелу. Скрежет цепи механизма был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка регулирования дорожного движения с помощью механизма.

В нашей стране первые светофоры появились в 1920 году на улицах Москвы.

В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху. С 1968 года, в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз – красный, желтый, зеленый.

Дорожные знаки

В далеком прошлом, когда даже не предполагалось, что экипажи могут передвигаться с помощью какой-либо силы, кроме гужевой, уже возникла проблема информирования путешественников о направлении движения, о том, какое расстояние им предстоит пройти.

Когда же появились автомобили, то без знаков их движение стало опасным, но в начале правил установки знаков не было. Первая Международная конференция по автомобильному движению в 1909 году установила порядок применения знаков на дорогах. В 1931 году была принята новая Международная конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах.

В августе 1959 года Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении 1949 года и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Правила дорожного движения

Самые первые правила дорожного движения были введены указом Юлия Цезаря в Древнем Риме в 50-х годах до н.э. Согласно этим правилам появились улицы с односторонним движением, запрещалось ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» – наемном паланкине.

В первое время правила в разных странах отличались друг от друга. В 1909 году в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о введении единых правил, общих для всех стран Европы.

Первые единые Правила движения по улицам и дорогам в нашей стране введены в действие 1 января 1961 года. Нынешние Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров и Правительством РФ от 23.10.1993 года.

ГАИ-ГИБДД будет совершенствоваться и развиваться

Сегодня сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. Им в силу специфики службы чаще, чем представителям других, в прошлом милицейских, в настоящем - полицейских служб, приходится сталкиваться с вооруженными преступниками и просто несознательными гражданами. Вся деятельность сотрудников ГИБДД происходит на виду у людей и потому авторитет полиции на сегодняшний день в немалой степени зависит от работы сотрудников ГИБДД.

Возникновение и становление службы ГАИ-ГИБДД

После Октябрьской революции 1917 г. охрана общественного порядка была отнесена в ведение Народного Комиссариата по внутренним делам (НКВД), вошедшего в состав Советского Правительства - Совета Народных Комиссаров (СНК).

Возглавили наркомат в том же году сначала А.И. Рыков, а затем Г.И. Петровский. 12 октября 1918 г. НКВД и Народный Комиссариат юстиции утвердили Инструкцию, которая стала общегосударственным правовым актом, устанавливающим принципы организации и деятельности милиции.

Она формировалась при местных Советах рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов на штатной основе и под общим руководством Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД РСФСР.

В 1917-1921 гг. основными функциями милиции являлись борьба с бандитизмом, охрана учреждений, заводов и фабрик, обеспечение принудительного порядка сдачи крестьянами излишков продовольствия государству. Вместе с этим она была обязана осуществлять надзор за порядком движения на улицах и дорогах.

10 июня 1920 г. СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)», содержание которого легло в основу правил уличного движения во многих городах России.

С окончанием гражданской войны начался постепенный переход к «новой экономической политике».

Ее сущность состояла в установлении рыночных, товарно-денежных отношений в различных сферах экономики при регулирующей роли государства.

В период НЭПа (1922-1928 гг.) наблюдался большой рост обязанностей милиции, связанных с оказанием содействия органам власти в осуществлении возложенных на них задач в сфере благоустройства городов и организаций торговли, решении жилищных вопросов, проблем сбора налогов и выполнения приговоров суда и т.п.

Начавшаяся автомобилизация страны, приток в крупные населенные пункты новых жителей из числа малограмотных крестьян, наличие беспризорников, неопытность и недисциплинированность водителей и извозчиков резко обострили ситуацию с безопасностью уличного движения.

Регулирование транспортных и пешеходных потоков, надзор за соблюдением соответствующих правил стали во многих городах основными обязанностями постовых милиционеров.

В их руках снова появился жезл , который согласно приказу Милиции Республики от 29.11.1922 г. № 546, имел красный цвет и желтую ручку. Он помещался в кожаном чехле и носился постовым на ремне спереди, с левой стороны.

Через несколько лет участникам уличного движения стали подаваться сигналы также с помощью переносных устройств семафорного типа. В декабре 1930 г. в Москве заработал первый электрический трехцветный светофор .

В 1931 г. автопарк страны составил 33 600 автомобилей и автобусов и 8540 мотоциклов.

Государственная транспортная политика была направлена в первую очередь на развитие грузового и общественного автомобильного транспорта.

С пуском автозавода в Нижнем Новгороде, реконструкцией ЗИЛа и Ярославского автозавода страна вышла на первое место в Европе по производству грузовых автомобилей.

Проблема организации и безопасности уличного движения, прежде всего в Москве и Ленинграде, стала привлекать все большее внимание местных Советов, профсоюзов, прессы и требовала принятия принципиальных решений.

Следуя циркуляру ГУРКМ от 10 сентября 1931 г., в составе управлений милиции этих городов были образованы отделы регулирования уличного движения (ОРУДы). Им в подчинение придавались строевые подразделения милиционеров-регулировщиков (отряды, дивизионы, взводы).

Помимо надзора за соблюдением правил уличного движения милиции вменялась в обязанность их пропаганда среди населения, совершенствование организации дорожного движения, учет дорожно-транспортных происшествий.
В течение последующих пяти лет аналогичные подразделения были созданы во Владивостоке, Горьком, Новосибирске, Свердловске и Челябинске.

Во многом благодаря усилиям ОРУДов удалось в кратчайшие сроки повысить эффективность работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Специально подобранный штат работников изо дня в день занимается изучением аварийности и травматизма, намечает основные методы борьбы с ними и корректирует работу оперативных частей.

Техническая лаборатория под руководством квалифицированных инженеров кропотливо работает над улучшением и усовершенствованием сигнализационных знаков, изучает и экспериментирует изобретения советских специалистов в этой области.

Производственные мастерские и кинолаборатория в тяжелых условиях внефондового снабжения неустанно трудятся над кинокартинами для пропаганды правил безопасности и правильного распределения уличных потоков.

Административные комиссии на крупнейших транспортных предприятиях осуществляют свою работу по разбору рапортов о нарушениях правил движения в тесном общении со всей рабочей общественностью.

Сотни тысяч плакатов, лозунгов, брошюр, открыток с текстами правил уличного движения, радиопередачи, доклады на рабочих собраниях, в школах, пионеротрядах постоянно призывают население к уличной дисциплине, организованности и порядку.

Дальнейшее развитие автомобильного транспорта в стране было связано с повышением уровня подготовки водительских кадров, организации технического обслуживания и ремонта автомобилей, введением централизованной системы их учета и единых правил дорожного движения.

Необходимо было также ликвидировать отсталость дорожного строительства от темпов автомобилизации общества.

В связи с этим еще в 1931 г. правительство приняло решение о создании на правах народного комиссариата Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранса) при СНК СССР.

В декабре 1934 г. в его составе была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) .

Однако уже в октябре 1935 г. Цудортранс приобретает статус структурного подразделения НКВД СССР, а Госавтоинспекция вскоре передается в ведение ГУРКМ того же министерства

На основании Постановления СНК СССР от 3 марта 1936 г. № 121 Госавтоинспекция вошла в состав ГУРКМ НКВД СССР, т.е. стала милицейской службой. К числу ее функций относились «...борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, количественный и качественный учет автотранспорта».

В преамбуле приказа НКВД СССР от 3 апреля 1936 г. № 111 дается следующая трактовка причин принятия данного постановления: «…Автомобильный транспорт в ряде хозяйств находится в безобразном состоянии, количество разбитых и ожидающих ремонта машин превышает количество ходовых машин.

В значительной мере это объясняется тем, что в автохозяйствах руль автомашины доверяется «горе-шоферам», не имеющим должной подготовки, а квалификационные комиссии зачастую выдают водительские права без проверки.

На нас возложена задача - добиться немедленного снижения аварий и улучшения состояния автомобильного транспорта, что имеет исключительно важное значение в деле обслуживания всех отраслей народного хозяйства и, в особенности, в деле обороны страны».

Тот же приказ обязывал региональные аппараты милиции приступить к немедленному укомплектованию кадрами подразделений ГАИ. Штатными сотрудниками инспекции стали многие выпускники автодорожных институтов и техникумов, бывшие служащие Цудортранса, опытные работники милиции и автохозяйств.

Датой образования новой службы считается 3 июля 1936 г., когда СНК СССР постановлением № 1182 утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции ГУРКМ НКВД СССР.

В нем для выполнения поставленных задач ГАИ предоставлялись некоторые права, например, беспрепятственно посещать и обследовать автохозяйства, приостанавливать эксплуатацию неисправных автомобилей, налагать на нарушителей штрафы, лишать водителей права на управление транспортными средствами.

Регулированием уличного движения, надзором за соблюдением соответствующих правил и пропагандистской деятельностью продолжали заниматься ОРУДы. Тем самым государство поручило милиции навести в области дорожного движения необходимый порядок, предоставив для этого весь спектр надзорных полномочий.

Если ОРУДы в городах создавались и финансировались местными властями, то ГАИ представляла собой систему органов, содержащихся за счет средств госбюджета. Она включала центральный аппарат в лице Госавтоинспекции НКВД СССР (ее первым руководителем являлся В.Я. Рубинштейн) и территориальные подразделения во всех республиках, краях и областях страны.

Началась работа по созданию нормативной правовой основы деятельности ГАИ.

В числе первых приказами НКВД СССР были утверждены Правила по выдаче шоферских документов и учету шоферских кадров, Правила по учету автомобильного парка, Инструкция о порядке производства ГАИ технических осмотров автомашин и прицепов.

В соответствии с новыми нормативными актами в 1937-1938 гг. был произведен обмен водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков транспортных средств.

С этого времени при надзоре за дорожным движением принадлежность транспортных средств к тому или иному региону страны можно было установить не по его сокращенному наименованию на номерных знаках, а по буквенной серии, присваиваемой каждой административно-территориальной единице.

Особое внимание уделялось повышению уровня технического состояния автомотопарка. С этой целью 2 раза в год проводился технический осмотр всех транспортных средств, автохозяйства ежегодно подвергались углубленному обследованию. Их результаты представлялись партийным и советским органам для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

Одновременно проводились организационно-структурные мероприятия. Так, для обеспечения единого руководства городские ОРУДы передали в подчинение региональным аппаратам ГАИ.

В связи со значительной долей ДТП, совершаемых на междугородних магистралях и дорог курортных регионов, в ГАИ были организованы специализированные мобильные подразделения - отряды автодорожного надзора.

Они несли службу на пикетах и маршрутах патрулирования. С 1939 г. для регулировки уличного движения стали применять жезл черно-белого цвета.

В стране по-прежнему не существовало единых правил дорожного движения. На каждой административной территории устанавливался свой порядок. Некоторое сближение норм было достигнуто с утверждением НКВД СССР в 1940 г. типовых правил движения по улицам и дорогам.

Эти правила, разработанные ГАИ во главе с Н.В. Соколовым, который руководил службой на протяжении последующих 16 лет, использовались для подготовки документов аналогичного содержания в регионах.
К 1941 г. автомобильный парк страны вырос до 806,9 тыс. транспортных средств. Помимо автомобилей в дорожном движении участвовало большое количество гужевого транспорта, велосипедов и мотоциклов.

Однако во многом благодаря принимаемым ГАИ мерам, обстановка с аварийностью изменилась к лучшему. Так, если в 1938 г. на улицах столицы произошло 11 380 ДТП, в которых погибли 758 и были ранены 11 263 чел., то в 1940 г. эти показатели соответственно равнялись 9410, 685 и 9375.

Начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула проблему обеспечения безопасности дорожного движения на второй план. Милиции, как и всей стране, пришлось перестраивать свою деятельность во имя укрепления экономической и оборонной мощи нашего государства.

Во многом благодаря хорошо налаженному учету транспортных средств, активным действиям работников ГАИ, уже к 1 октября 1941 г. в Красную Армию направляется почти 40% автомобилей народного хозяйства.

Для поддержания высокого уровня технической готовности оставшейся в тылу части автомобильного парка были приняты меры, большая часть которых носила организационно-хозяйственный характер (выбраковка и списание автомобилей, содействие в их ремонте, контроль правильности использования запчастей и т.п.).

В несколько раз увеличился объем работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче удостоверений на право управления транспортными средствами. Тем самым деятельность ГАИ помогала обеспечить фронт и тыл непрерывным пополнением автотранспорта и водительскими кадрами.

Сотрудники подразделений РУД и дорожного надзора, несшие службу на улицах и дорогах, также с честью выполняли свой долг. Среди них в то время немало было женщин и девушек. Их функции не ограничивались надзором за дорожным движением.

Во время бомбежек, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды

В 1945-1946 гг. из армии в народное хозяйство было передано большое количество автомобилей и мотоциклов, в том числе трофейных, захваченных при победе над врагом. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована необходимыми техническими средствами регулирования движения.

Поэтому не случайно в эти годы ГАИ ГУРКМ НКВД (МВД) СССР были разработаны и Всесоюзным Комитетом Стандартов утверждены ГОСТы на дорожные знаки и номерные знаки транспортных средств. Они позволили упорядочить изготовление и установку этих знаков, произвести переучет всего автопарка страны.

В первое послевоенное пятилетие, характеризующееся борьбой за восстановление разрушенной войной экономики страны, число и сложность выполняемых ГАИ и ОРУДами задач неизменно возрастали.

Так, отдельными распоряжениями правительства на них возлагались контроль за наличием и исправностью фильтров тонкой очистки масла двигателей автомобилей, спидометров, устройств по защите радиоприема от индустриальных помех, аккумуляторных батарей, проверка правильности использования автомобильных шин и заполнения путевых листов, участие в выбраковке негодных для дальнейшей эксплуатации транспортных средств.

Приказом МВД СССР от 27 ноября 1947 г. № 587 к видам деятельности милиции была отнесена организация движения транспорта и пешеходов. В частности, ГАИ и ОРУДы стали разрабатывать схемы и непосредственно устанавливать светофорные объекты, дорожные знаки и указатели, будки регулировщиков.

Эти функции не были свойственны правоохранительным органам, но в сложившихся тогда условиях они рассматривались как структуры, способные достаточно эффективно влиять на развитие автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В целях практического содействия милиции активизируется деятельность по привлечению населения к оказанию помощи в наведении порядка на дорогах. Началось формирование и использование групп общественных инспекторов.

В соответствии с директивой министерства подразделения дорожного надзора получили дополнительное количество автомототранспортных средств, постовые милиционеры стали уделять больше внимания выявлению нарушений правил уличного движения.

В следующем десятилетии роль автомобильного транспорта неизмеримо выросла в связи с подъемом сельскохозяйственного и промышленного производства, строительством городов, освоением новых регионов страны.

Выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. При этом большая часть автомобильного парка была рассредоточена между многими ведомствами, мелких предприятий и учреждений.

Остро встали вопросы обеспечения безопасности дорожного движения перед ГАИ, начальниками которой в то время были: в СССР A.M. Кормилицын, а в РСФСР - Л.А. Кузнецов (первый руководитель российской Госавтоинспекции).

МВД СССР принимает решение включении ОРУДов в состав ГАИ, создает при министерстве научно-технический совет по вопросам безопасности движения автомобильного транспорта и отдел безопасности движения в структуре НИИ.

Госавтоинспекторам предписывалось ежедневно контролировать деятельность автохозяйств с целью выявления неисправных автомобилей, а также - водителей в нетрезвом состоянии, которые теперь могли быть лишены права управлять транспортными средствами на срок до 1 года.

В этот период времени Госавтоинспекцией внедряются методы регулирования дорожного движения по принципу «зеленой волны» и «зеленой улицы», разрабатываются светофоры новой конструкции, впервые проводится декада безопасности дорожного движения (15-25 октября 1958 г.).

Автомобили и мотоциклы милиции стали иметь специальную окраску и оборудоваться ультракоротковолновыми радиостанциями и громкоговорящими установками. Впервые в территориальные подразделения были направлены брошюры, плакаты, кинофильмы по пропаганде правил уличного движения.

Однако к середине 1950-х годов в обществе уже созрело понимание того, что проблема предотвращения ДТП являлась комплексной, требующей для своего решения усилий не только правоохранительных органов.

Постановлениями Совета Министров РСФСР повышалась роль министерств, ведомств, местных Советов депутатов трудящихся в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автотранспорте, им была передана часть функций, ранее относившихся к компетенции ГАИ и ОРУДов.

Именно тогда в территориально-транспортных управлениях и крупных автопредприятиях вводятся должности инженеров по безопасности движения, на министерство коммунального хозяйства возлагаются обязанности заказчика оборудования для светофорной сигнализации, а на министерство путей сообщения - проведение дополнительных мероприятий по снижению уровня ДТП на железнодорожных переездах, принимаются правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, при городских Советах депутатов трудящихся образуются постоянные комиссии по транспорту, в обязанности которых входит контроль за деятельностью автопредприятий.

Таким образом, милиция впервые перестала быть единственным органом исполнительной власти, осуществлявшим деятельность, которая направлена на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.

Одновременно усиливается роль общественных формирований.

В автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, специализированные добровольные народные дружины, товарищеские суды.

МВД РСФСР утверждает положение о внештатных сотрудниках милиции.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант