Юридический портал. Льготный консультант

В юго-западной части Древней Греции, на побережье Малой Азии некогда находился крупный торговый город Милет. Там в V веке до н. э. родился философ и математик Фалес, имя которого впоследствии стало символом мудрости. Выдающийся древнегреческий мыслитель Платон столь высоко ценил его труды, что называл отцом и родоначальником философии. Что же известно об этом человеке?

Любознательный негоциант

Точная дата рождения Фалеса Милетского (название родного города стало частью его имени) неизвестна. Но среди ученых принято считать, что произошло это событие в период между 640 и 624 годом до нашей эры. Из тех скупых и порой противоречивых сведений, которые легли в основу биографии Фалеса Милетского, следует, что на свет он появился в богатой семье финикийского происхождения и благодаря этому получил весьма приличное по тем временам образование.

Достигнув надлежащего возраста, он занялся торговлей. В связи с этим он много путешествовал, побывал в крупнейших городах Древнего Египта. Это обстоятельство дало ему возможность значительно пополнить свои знания. Известно, например, что под руководством жрецов, являвшихся в ту пору представителями наиболее образованной части общества, юноша получил сведения, впоследствии положенные им в основу новой по тем временам науки - геометрии. Там же на берегах Нила пытливый купец постигал причины наводнений, искал способы предотвращения их пагубных последствий.

Политическая деятельность молодого ученого

Важной стороной жизни Фалеса Милетского являлась его общественно-политическая деятельность. Обладая незаурядным ораторским талантом, он выступал перед соотечественниками с призывами объединить усилия для совместной борьбы с лидийскими, а затем персидскими завоевателями, вторгшимися тогда в их Грецию и всеми силами пытавшимися установить свое господство.

Проявив политическую дальновидность, он стремился создать из разрозненных военных подразделений, формировавшихся во всех городах страны, совместное войско, подчиняющееся руководству единого оборонительного союза. Такими действиями молодой человек подвергал свою жизнь серьезной опасности, поскольку во все века оккупанты имели обыкновение жестоко расправляться с непокорными.

Обстоятельства жизни Фалеса, оставшиеся тайной

Среди прочих сторон жизни ученого, не получивших своего освещения, остался без ответа вопрос о том, была ли у него семья. На основании весьма разрозненных и противоречащих друг другу материалов, появились три гипотезы относительно личной жизни Фалеса Милетского. Кратко их суть сводится к следующему.

По одной версии он ни на ком не женился и покинул мир, не оставив потомства, тогда, как по другой - жена у него все-таки была и родила ему сына, названного Кибистом. Сторонники же третьей гипотезы, отрицая женитьбу, утверждают, что Кибист был сыном родной сестры Фалеса, то есть, племянником. Кто из них прав, теперь едва ли удастся установить, поскольку документальных свидетельств крайне мало.

Столь же противоречивы сведения, касающиеся даты и обстоятельств его кончины. Принято считать, что бренный мир философ покинул в промежутке между 548 и 545 г. до н. э., и причиной тому стала остановка сердца, вызванная жарой и давкой на трибуне, с которой он наблюдал за состязаниями атлетов во время одной из олимпиад. Что поделать, мудрецы являются такими же смертными творениями богов, как обычные люди.

Литературные труды, канувшие в Лету

О том, что содержали в себе труды Фалеса Милетского, с полной уверенностью сказать нельзя, поскольку ни одно из сочинений «отца философии» не сохранилось до наших дней, и судить о них можно лишь из сообщений биографов, изучавших в последующие века его творчество. Так, существует мнение, что всеобщей известностью при жизни он обязан двум капитальным сочинениям, одно из которых называлось «О равноденствиях», а другое - «О солнцеворотах».

Кроме того, известно, что помимо философии предметом его постоянного увлечения была поэзия, отчего в краткой биографии Фалеса Милетского, послужившей основой для написания этой статьи, говорится, что ему приписывают авторство почти двухсот стихов. Впрочем, некоторые исследователи подвергают эти данные сомнению.

Мудрец, предсказавший солнечное затмение

Несмотря на пережившую века славу Фалеса Милетского - философа и математика, авторство и подлинность его научных открытий имеет спорный характер, поскольку в большинстве источников они освещаются крайне противоречиво. То же самое можно сказать и обо всех датах, связанных с его жизнью.

Исключение составляет только предсказанное ученым солнечное затмение, которое, согласно современным исследованиям, произошло в мае 585 г. до н. э., когда между двумя крупнейшими государствами Древнего мира - Лидией и Мидией - шла кровопролитная война. О нем упоминают все биографы, поскольку пример научного предвидения до такой степени поразил современников, что утвердил за Фалесом репутацию величайшего мудреца.

Мастер нестандартных решений

Большинство же фактов о жизни Фалеса Милетского не подкреплены документальными свидетельствами и воспринимаются скорее как легенды, часто вторгающиеся в жизнеописания выдающихся людей прошлого. К ним можно отнести, в частности, рассказ о том, как, находясь на службе у лидийского царя Креза (того самого, который в мировой истории стал символом богатства), ученый сумел обеспечить переправу его войск через реку Галис.

Решение, принятое им, было воистину неординарным. Вопреки традиции, Фалес не стал искать брод или наводить мосты, а изменил русло самой реки, пустив ее течь в удобном для него направлении. С этой целью вблизи города Мител он спроектировал и осуществил постройку плотины и водоотводного канала. В результате уровень воды в прежнем русле понизился настолько, что войска преодолели его практически посуху.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Основатель научной Милетский зарекомендовал себя и как незаурядный предприниматель. Благодаря расположению со стороны все того же царя Креза ему удалось установить собственную монополию на торговлю оливковым маслом и извлекать из этого огромные доходы. Были у него и другие блестящие коммерческие предприятия.

Мудрость, проявленная в политических решениях

Было бы непростительным упущением оставить без внимания и политическую деятельность Фалеса, в которой также проявилось его незаурядное дарование. Ему, в частности, принадлежала идея создания конфедерации городов, центром которой должен был стать остров Хиос. Данная инициатива была направлена на противодействие возможной агрессии, исходившей в тот период от державы Ахеменидов - государства, существовавшего на территории Передней Азии в VI-IV веках до н. э.

В то же время ученый муж оказался весьма прозорлив в оценке политической обстановки, сложившейся в регионе. По данной им рекомендации правитель Милета (его родного города) уклонился от вступления в военный союз с Это было весьма дальновидное решение, вскоре оно позволило избежать захвата города персами, разгромившими лидийское войско и нещадно грабившими все оккупированные территории.

Заслуги в изучении астрономии

Однако главные свои лавры Фалес Милетский стяжал на научном поприще. В области астрономии ему приписывается открытие наклона эклиптики (большого круга небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца) относительно экватора. Кроме того, он научил современников вычислять время равноденствия и солнцестояния. Фалесу также принадлежит первенство в условном делении небесной сферы на пять кругов, обозначенных им как антарктический круг, зимний тропик, небесный экватор, летний тропик и арктический круг.

Наблюдая за Луной, он первым из ученых пришел к выводу, что ее сияние является ни чем иным, как отражением солнечного света, а затмения Солнца происходят в тех случаях, когда его закрывает от нас Луна. Более того, ученый сумел вычислить угловой размер этих космических тел, подсчитав, что он равен 1/720 части протяженности их орбит. Именно Фалеса современные астрономы считают основоположником математического метода изучения движения звезд и планет.

Совершенно новым для того времени и по-своему революционным было предложенное Фалесом учение о природе звезд. По его утверждению, они не являлись драгоценными камнями, разбросанными во Вселенной, как считали в то время, а состояли из вещества, подобного нашему земному грунту, но находящемуся в раскаленном состоянии и поэтому излучающему свет.

Философская школа Фалеса Милетского

Рассматриваемый нами исторический период (V век до н. э.) характеризовался тем, что при повсеместном господстве языческого мировоззрения, основанного на многобожии, в умах передовых мыслителей стали зарождаться идеи, согласно которым все формы бытия имеют единую основу. Это учение, называемое «монизмом», послужило базой для Милетской школы философии. Фалес как один из наиболее образованных и творчески мыслящих людей своего времени сыграл важную роль в формировании основных ее направлений. Именно поиски единого Бога, начатые за пять столетий до нашей эры, привели затем греческое общество к открытому конфликту с язычеством и принятию христианства.

В историю вошли также имена еще двух выдающихся мыслителей тех лет, осуществлявших совместную деятельность с Фалесом в Милетской школе - Анаксимандра и Анаксимена. Научные труды этих людей, не сохранились до наших дней, и об их содержании можно составить представление лишь на основе комментариев, составленных через несколько столетий. Однако не остается сомнений, что, благодаря философскому учению Фалеса Милетского и его коллег, человечество вступило на путь принципиально иного осмысления существующего мира.

Ученый, заложивший основы современной геометрии

Значительный вклад внес милетский мыслитель и в геометрию, основателем которой его часто называют. По сей день в рамках школьной программы изучается теорема, названная его именем. В практической жизни древних греков она нашла весьма любопытное применение: с ее помощью можно было без труда измерить расстояние от берега до корабля, находившегося в некотором отдалении.

Среди записей современников сохранились свидетельства того, насколько нестандартным мышлением обладал Фалес. Например, будучи в Египте, он встречался с фараоном Амасисем и поразил его, установив с необычайной легкостью высоту одной из пирамид. Для этого, воткнув в песок свой посох, длина которого была известна, он дождался момента, когда такого же размера достигнет падающая от него тень. После этого он измерил длину тени от пирамиды, которая в тот момент также равнялась ее высоте, и нашел, таким образом, искомую величину - просто, как все гениальное.

Заключение

Историки отмечают, что еще древние египтяне и жители Вавилона занимались проблемами, связанными с геометрией, но у них все базовые соотношения подтверждались исключительно эмпирическими, то есть основанными исключительно на наблюдении и практическом опыте правилами. Фалес же был первым из математиков, кто разработал систему доказательств, придав геометрии черты науки, весьма сходной с той, что знакома всем нам со школьной скамьи. Именно поэтому в современном мире он почитается не только как основоположник философии, но и как выдающийся исследователь, посвятивший себя точным наукам.

Фалес Милетский - древнегреческий философ и математик, его именем названа теорема, которую изучают до сих пор на уроках геометрии. Он считается родоначальником греческой и европейкой философии и открывает список всемирно известных философов. Хотя его научные труды не сохранились, по словам Аристотеля именно Фалес заложил основы греческой государственности.

Фалес из Милета и в 5 веке до нашей эры считался отцом философии, а сегодня он общепризнанный основоположник данной науки.

Родиной философа считается город Милет, причем название города стало для него именем нарицательным, и до сих пор иначе, чем Фалес Милетский, его не называют. Точная дата рождения неизвестна, предположительно, это произошло в 640/624 г.

Происходил основатель философии из знатного богатого рода, благодаря чему смог получить хорошее образование. Есть сведения, что Фалес занимался торговлей и любил путешествовать по миру, побывал в Египте, Фивах и Мемфисе. Древний философ постигал знания у известных жрецов, много внимания уделяя проблемам человечества, к примеру, изучал причины наводнений и искал способы их предотвращения. Именно Фалес Милетский познакомил современников с такой наукой, как геометрия. А впоследствии его последователи основали милетскую школу в честь своего наставника.

По преданию, Фалес был не только ученым, кроме научных знаний он владел ораторским искусством и являлся активным политическим деятелем и дипломатом; слыл патриотом своего государства - Ионии и призывал народ объединиться против могущественного врага - Лидии (а затем против Персии).

Личная жизнь философа до настоящего времени остается загадкой, сведения о его семье не сохранились. Существует несколько предположений. Согласно одним источникам, Фалес подошел к рубежу жизни, не обзаведясь ни женой, ни детьми. Другие повествуют о том, что жена у ученого была, и у них родился сын Кибист. А третьи заявляют, что ученый на протяжении жизни оставался холостяком и усыновил ребенка своей сестры. Если верить последнему источнику - у Фалеса была сестра. Но никакими документами это предположение не подкреплено, поскольку о семье и родителях ученого ничего доподлинно неизвестно.

К сожалению, мудрецы так же смертны, как и обычные люди. Дата смерти философа не установлена. Как неизвестна точная дата рождения, так и о времени смерти ничего нельзя сказать конкретно. Предположительно, это произошло в период с 548 по 545 годы. Сообщается, что смерть настигла Фалеса в момент, когда он наблюдал за спортивными соревнованиями во время одной из олимпиад, а причиной послужили жара и давка. Тем не менее, умер философ в почтенном возрасте, когда ему было уже более 70 лет.

Научные работы Фалеса, к сожалению, до нашего времени не дошли. Принято считать, что известность исследователю принесли два сочинения - одно называется «О солнцеворотах», а второе «О равноденствиях». Их примерное содержание передали ученые-биографы, изучавшие жизнь и творчество философа. Сообщается, что кроме науки он увлекался поэзией и написал 200 стихов гекзаметром. Впрочем, возможно, это и не соответствует действительности.

Фалес оставил след как в геометрии, так и в астрономии. Именно он познакомил греков с созвездием Малой Медведицы и научил соотечественников использовать его как путеводный инструмент в своих целях. Довольно успешно ученый предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. и объяснил, почему это происходит - по его словам, когда Луна закрывает собой Солнце, тогда на город опускается тьма. Как водится, поначалу словам мыслителя никто не поверил, к тому же на день затмения было назначено сражение с войском Лидии, хотя Фалес выступал против этой войны. Случайно или нет, но затмение, которое так точно предсказал философ, разрушило все планы противника - его войска побросали снаряжение и бежали с поля боя. А жители Милета собрали брошенный инвентарь и взяли в плен несколько десятков противников, не успевших скрыться. После этого случая ученый приобрел большую популярность, и земляки стали приходить к нему за советом.

В числе прочих важнейших достижений Фалеса Милетского изобретенный им календарь, согласно которому в году насчитывается 365 дней - 12 месяцев по 30 дней каждый, а еще 5 дней являются чередующимися. Полезное открытие стало возможным благодаря личным наблюдениям и скрупулезным расчетам автора.

Но всемирную известность Фалесу принесла теорема, которую по сей день изучают в школе, опирается она на взаимосвязь углов. Именно знаменитому математику и философу принадлежат высказывания, что:

Вертикальные углы равны.
Треугольники равны по одной стороне и двум углам, прилегающим к ней.
У основания равнобедренного треугольника углы равны.
Диаметр делит круг на две равные части.

Не исключено, что какие-то из вышеназванных фактов были известны ранее, еще до Фалеса, но именно он обобщил все известные ему данные и превратил гипотезы в доказанные теоремы. Именно он показал современникам, что необязательно слепо верить древним мудрецам, их слова можно и нужно проверять, проводить испытания, а каждое научное открытие можно повторить.

Больших успехов добился Фалес в философии. Он считал, что все живое происходит от воды, основой бытия он называл «влажную природу». Вселенная в представлении ученого из Милета является жидкой массой, которая со временем обрела форму чаши, причем, перевернутой. Вогнутая часть этой чаши - небо, а звезды - это боги, наблюдающие за жизнью на Земле. В представлении Фалеса - все, что нас окружает, является одушевленным. И Космос, и вода, и природа - все обладает душой. Душа представлялась философу тонкой материей.

Не сохранилось никаких данных об учителях и наставниках мыслителя, ни о том, какими источниками сведений он пользовался, и невозможно сказать определенно, был ли Фалес чьим-то последователем или нет. Создается впечатление, что всего в жизни Фалес добился сам, свои предположения он строил на собственных наблюдениях и представлениях, а потом проверял их опытным путем.

Об учениках самого Фалеса также ничего неизвестно. С одной оговоркой - что приверженцы ученого открыли школу с именем знаменитого наставника, но никаких имен или точных дат, связанных с этим событием, увы, не сохранилось. Младший современник - Гераклит лично знал Фалеса и описывал его как талантливого ученого и астронома. Но Гераклит не являлся его последователем. Аристотель комплиментарно упомянул деятеля из Милета в своем научном труде, именуемом «Метафизика», заявив, что Фалес является родоначальником философии. Но и Аристотель не был учеником Фалеса. Таким образом, о прямых последователях ученого нам сегодня фактически ничего неизвестно.

Итак, Фалес Милетский сумел стать значимой фигурой своего времени и, пользуясь уважением современников - представителей власти и простых горожан - много сделал для развития философии, астрономии и геометрии. Его вклад в науку не потерял актуальности, открытиями Фалеса человечество пользуется до сих пор. Теорема Фалеса входит в обязательную школьную программу и в вопросы экзаменов, активно используется для решения задач по геометрии. Календарь, который предложил мыслитель, сегодня считается общепринятым в мире. А когда речь заходит о солнечном затмении, мы принимаем объяснение (что Луна закрывает собой Солнце), оставленное Фалесом Милетским - ученым, имя которого известно всем.

Краткая биография Фалеса Милетского

Основателем философской школы в Милете считается Фалес. Фалес Милетский (конец VII – первая половина VI в. до н. э), первый математик и физик в Ионии, был тесно связан с ближневосточной культурой. Есть даже предание, что философ Фалес был поселившемся в Милете финикийцем , но, может быть, он лишь имел дальних финикийских предков. Он впервые в Ионии предсказал год полного солнечного затмения, произошедшего 28 мая 585 г. до н.э. В 582 г. до н. э. Фалес Милетский был провозглашен первым из «семи мудрецов». Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем - Персии. Но советам милетского философа не вняли. Во время борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия для греков опасные лидийцев, содействовал последним как инженер. Он помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, посоветовав вырыть водоотводный канал.

Фалес Милетский

Фалес Милетский дожил до глубокой старости.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

Фалес Милетский как ученый

Поздняя античная традиция единодушна в том, что все свои первоначальные научные и философские знания Фалес почерпнул в Азии и в Африке, т. е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес Милетский почерпнул у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже далеко не молодым человеком.

В античной традиции Фалес Милетский – первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса не как философа, а лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта.

Фалесу Милетскому приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит (как все философоведы и в том числе историки философии) не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

Как физик Фалес Милетский пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов в одном его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.

Основные идеи философии Фалеса Милетского

Самая ранняя информация о философии Фалеса Милетского пришла к нам от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – считает ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3).

Вода Фалеса – философское переосмысление гомеровского Океана, шумеро-аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит, согласно философии Фалеса, имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 71. Далее – ДЛ. С. 71).

Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

Онтологический монизм философии Фалеса связан с её гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.

В донаучный период ближе всего к науке подошли поэты космогонисты и представители практических профессий. Однако первые довольствовались исключительно мифологическими положениями, а вторые - исключительно техническими и еще не применяли науку. А ведь в этот период у греков происходил переход от мифов и практических навыков к науке. Как нам кажется, это произошло в VI в. Более поздние греческие авторы указывали на Фалеса как на того философа, который этот переход осуществил.

Личность Фалеса. Этот полулегендарный грек жил на рубеже VII и VI вв. (624–547 гг.) до н. э., то есть во времена Солона и Креза. Он был выдающимся представителем умельцев и мудрецов. Даже скупые сведения о нем позволяют судить, что он сочетал в себе политика (политические заслуги принесли ему славу мудреца), техника, инженера, купца и путешественника, который не только товары, но и различные практические навыки и умения привозил из разных стран. Кроме того, он был ученым.

1. Переход от навыков и умений к науке. Фалес знал способ измерения высоты пирамид и расстояний на море. Создается впечатление, что он был ученым-геометром. Он предсказал солнечное затмение 26 мая 585 г., повергнув в удивление своих соотечественников, и это создает впечатление, что он был ученым-астрономом. Однако расчеты, которые были им выполнены, произведены скорее техническим, чем научным способом: он рассчитывал и предсказывал явления, не умея обосновать свои расчеты, не зная причин явлений. Подобным образом осуществлялись измерения в Египте, а в Вавилоне - астрономические предсказания. Вполне возможно, что именно оттуда Фалес привез свои умения. Его нельзя считать, однако, создателем математических и астрономических наук, поскольку их возникновение относится к более поздним временам. Фалес обладал недюжинными навыками и умениями в этих областях, но не научным знанием.

Чем наука отличается от умения? Во-первых, отдельное удачное наблюдение и отдельное истинное утверждение не являются еще наукой. Такого рода наблюдений и утверждений до Фалеса было множество. Для того, чтобы стать наукой, они должны быть связаны с другими наблюдениями и утверждениями и упорядочены. Во-вторых, не создает науку общее осознание того, что вещи должны быть такими, а не иными. Это осознание должно быть проанализировано и выражено в виде утверждений при помощи понятий. Наконец, недостаточно что-то знать, необходимо еще обосновать или доказать, что это именно так. Еще до появления первого математика каждый, кто строил себе шалаш из двух одинаковых палок, знал, что они должны быть наклонены одинаково, но это знание еще не давало ему возможности понятийно сформулировать теоремы о равнобедренных треугольниках и тем более, разумеется, не давало возможности доказать эти теоремы. Следовательно, для того, чтобы достигнутые знания могли быть признаны как научные, они должны быть упорядочены, проанализированы и доказаны. Без этого даже наиболее сложные умения не являются наукой. Обобщая, можно сказать, что наука требует не только умения, но и понимания.

Наука также отличается от навыков. Целью науки является достижение истин, которые интересны сами по себе. Что касается навыков, то речь идет лишь о практически ценных истинах. Умения и навыки нарабатывались для практических целей и для этих целей были вполне достаточными. А когда начали интересоваться истинами самими по себе, тогда и появилась новая цель и новый способ ее постижения, присущие науке. Фалес занимался математикой и астрономией в практических целях и практическими способами. Но после этого, если верить преданиям, он пытался получить истину в такой области, где не могло быть и речи о практических целях - в философии. Если Фалес и был ученым, то он был философом. И нет ничего удивительного в том, что первой наукой, которая появилась на свет, была философия: с точки зрения общности своего предмета она имела наименьшее практическое значение, но была наиболее доступна теоретически.

Этот переход от практических навыков к теоретической науке произошел в Греции между VII и VI вв. Совершил ли его Фалес? Всякий раз греческие философы, разыскивая своих предшественников, приходили к Фалесу, не находя никого ранее него. Значит, в таком случае достаточно правдоподобно, что его философская теория была первой научной теорией, которая появилась в Европе, а может быть и в мире.

2. Переход от мифологии к науке. Фалес утверждал: все есть вода, из воды происходит и в воду превращается. Можно было бы допустить, что это не был новый взгляд, что еще до Фалеса говорили нечто подобное. Аристотель отмечал, что древние люди сходным образом смотрели на природу. По их мнению, Океан и Фетида были родителями всего того, что существует в мире. Но здесь различие принципиально: Фалес говорит о воде, а его предшественники - о божествах воды, он говорит о реальном объекте, а они - о фантастических существах. Говоря об Океане и Фетиде, древние имели в виду не науку, а мифологию. Для появления науки необходимо было, чтобы произошел переворот в способе мышления: нужно было порвать не только с мифологическим, но и с практическим способом мышления. Этого поворота достигли ионийские мыслители, первым из которых был Фалес. Задачей, которую он перед собой поставил, было объяснение явлений. С этой позиции он не отличался от творцов мифологии, но дело в том, что его способ объяснения был другим.

Задачей Фалеса было объяснение происхождения мира. Он спрашивал, не кто сотворил мир, а каким мир был изначально. Речь шла не о том, что было до мира, а о том, что было, собственно говоря, его началом. В этом значении начало мира было первой философской проблемой. В том, что это была первая проблема философии, не было ничего удивительного: людям на том уровне развития, когда их не очень интересовала научная критика, казалось: каким они видят мир, таким он и является. От мудреца ждали чего-то иного, а именно, чтобы он сказал, каким мир был. При этом мышление того времени было склонно считать, что первичный вид вещи наиболее важен, и Фалес допускал, что, в конечном счете, после всевозможных перемен мир возвратится к тому исходному состоянию, из которого он начал развиваться. Изначальный вид мира, в его понимании, был не только первым, но и существенным.

Это была еще достаточно архаичная философия, отличавшаяся от мифологии, но в своих вопросах и ответах стоявшая на границе мифа. В ней еще не много тех черт греческого мышления, которые проявились в ходе дальнейшего развития. В то же время философия греков этого периода не отличалась от спекуляций других народов, которые стояли на том же уровне цивилизации.

3. Первые философские проблемы. Предметом устремлений Фалеса и его непосредственных последователей была природа. Этих наиболее древних философов Аристотель называл физиологами, или теоретиками природы. В духе своего времени они интересовались прежде всего ее началом. Исходным вопросом, который они ставили перед собой, был следующий: каково было начало природы? А этот вопрос для них означал следующее: каким был изначальный вид тел, из которых развивается природа? Позже был сформулирован вопрос: какой была первичная материя? Само понятие «материя» эти первые философы еще не использовали. Более того, они не пользовались понятием материи, которое употребляли более поздние греки. Они занимались материей как совокупностью конкретных тел, не знали абстрактного понятия материи, согласно которому она является одним из элементов тела, отличным от других его элементов, таких как форма или сила. Они не думали о материи как о чемто еще не сформированном. Различение материи и формы было идеей более поздних поколений греческих философов.

Философы того времени понимали материю не как бессильную массу, которая требует воздействия силы извне, для того, чтобы прийти в движение. Различение материи и движущей силы было также результатом более поздних размышлений. Понятия, которыми пользовались эти древние философы при разрешении проблем начала мира, не были еще ими четко выделены и не были абстрактными. Им не приходило в голову, что сила может быть вне материи. Напротив, они считали, что способность к движению является принципиальной сущностью материи. Способность же к движению они понимали анимистично, как проявление жизни и души. Фалес говорил, что «все живо, как это видно в янтаре и магнезии». Эта неотделеннность материи от силы, жизни и души была настолько характерна для первой группы греческих философов, что их называли «гилозоистами», или теми, кто считал жизнь неотделимой от материи. Некоторые историки считают их материалистами. Действительно, они не знали иных объектов, кроме материальных, и это были материалисты, которые не постигли еще чистого понятия материи и всем материальным предметам приписывали духовные черты и, вполне в соответствии с мыслью того времени, были склонны видеть в жизни деятельность души.

Почему Фалес считал, что только вода, а не другой вид материи, была началом природы? Возможно, здесь действовала мифологическая традиция и связь с Океаном и Фетидой; между тем, Фалес мог дать иное объяснение своей позиции. Он основывался на наблюдениях определенных явлений: то, что живо, - влажно, живет влагой, а то, что мертво, - высыхает, любой зародыш мокр, а корм сочен. Эти наблюдения давали возможность сделать вывод о том, что вода дает жизнь, имеет те черты, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы из нее развивалась вся природа. Эта первая философская теория имела наиболее образное обоснование.

Решение философских проблем, предложенное Фалесом, не встретило большого отклика, поскольку другие наблюдения и факты говорили о том, что иные виды материи были началом мира. Эти другие начала нашли достаточно сторонников. Один из последователей Фалеса утверждал, что первичным видом материи был огонь, другой - что воздух. Но ставили они этот вопрос так же, как и Фалес, и поэтому стали его последователями. Учеником Фалеса был Анаксимандр, а учениками Анаксимандра - Анаксимен и Гераклит, а также многие поколения философов. Греки считали Фалеса основателем своей философии.

Основная заслуга Фалеса была не в ответах, а в вопросах, которые он поставил. Ответы не могли быть достаточно удовлетворительными, поскольку вопросы были безнадежно трудными. Откуда Фалес мог знать, что было началом мира? Необходимо допустить, что первый философ был выдающимся человеком. Разнообразным умениям в самых разных сферах жизни он научился в других странах, переход от умений к философии, может быть, и не требовал больших умственных усилий, но сам поступок был достаточно смелым.

Многие античные открытия в греческих науках обязаны своим существованием величайшему мыслителю и талантливому человеку Фалесу Милетскому. В данной статье кратко содержатся основные интересные факты из жизни ученого.

Кто такой Фалес Милетский?

Фалес Милетский является первым известным в истории математиком и одним из семи древнегреческих мудрецов согласно историческим источникам. Существует несколько теорий жизни Фалеса Милетского.

На Малоазийском побережье существовал городок Милет. Там родился и жил по происхождению финикийский философ. Относился к знатному роду. Он был разносторонним и одаренным ученым, интересовался математикой, философией, астрономией, политикой, торговлей и многими другими науками. Фалес являлся творцом многих философских книг, но они до нашего времени не сохранились. Разбирался он также в военных вопросах и был известен как политический деятель, хотя официально никакой должности не занимал.

Не удалось установить точную дату его рождения, но его жизнь начинают связывать с 585 годом до нашей эры. В указанный год он предсказал солнечное затмение, о котором упоминается в различных источниках.

Основные достижения Фалеса

Фалес открыл своему народу научные знания египтян и вавилонян, так как много путешествовал. Известно, что Фалес бывал в Египте, где смог высчитать высоту одной из пирамид, поразив местного фараона. Математик, в один из солнечных дней, выждал, когда длина его посоха станет равной высоте пирамиды, после чего замерил длину тени пирамиды.

Открыл также для греков созвездие Малая Медведица, которую путешественники использовали как путеводитель. Он создал и ввел в обиход календарь по египетскому подобию. Год состоял из 12 месяцев по 30 дней, выпадало 5 дней.

Обратите внимание на документальный фильм о Фалесе:

Учения Фалеса Милетского

По его мнению, вселенная является жидкообразной массой, в центральной части которой расположено воздушное тело в форме чаши. Он считал, что чаша находиться открытой поверхностью вниз, а закрытая является небесным сводом. Звезды – это божественные существа, живущие на небосклоне. Его всегда интересовало все, что происходит между небом и землей.

Также, ученый прославился как инженер. По его рекомендации отвели русло реки, проведя канал для форсирования, где прошли воины, не замочив даже своих ног. В области философии Фалесу отводится особое почетное место. Ученый постоянно пытался выяснить, и понять, из чего на самом деле состоит мир. Он считал основой всего живого воду, что являлось революцией действующего мироздания. А Землю философ представлял в виде корабля, плавающего по океану жизни. Многие мифологические взгляды ученый стал превращать в философские.

Фалес считается родоначальником математики. Благодаря ему, появились такие понятия как геометрическая теорема и доказательство. Он изучал фигуры, образующиеся в прямоугольнике, вписанного в круг, с проведенными в нем диагоналями. Он доказал, что угол вписанный в круг всегда будет прямым. Существует теорема Фалеса.

Прожил Фалес около 80 лет. Точная дата его смерти не установлена.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант