Юридический портал. Льготный консультант

Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

После малой ектении поются стихи 140–го псалма: Господи воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя Господи. Господи воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. А затем поются или читаются стихи из псалмов 141–го, 129–го и 116–го и к ним припеваются так называемые «стихиры», то есть особые песнопения уже новозаветного содержания, в которых прославляется праздник или святой, в честь коего совершается бдение. Во время этого пения диакон (или сам иерей, если диакона нет) совершает каждение алтаря и всего храма во образ тех многочисленных жертв, которые на протяжение тысячелетий приносились в Ветхом Завете в умилостивление за грехи людей и прообразовали собой Единую Великую Искупительную Жертву, принесенную на кресте воплотившимся Сыном Божиим. Вместе с тем, дым кадильный символизирует и возношение наших молитв к Богу. После воспоминания о сотворении мiра и о грехопадении прародителей, богослужение всенощного бдения приводит таким образом молящихся к сознанию их грехов, как общей болезни всего человечества, происходящего от падшего родоначальника, и возбуждает в них моление о спасении об исцелении их греховных недугов и помиловании. Так как с мыслью о грехопадении у нас, христиан, неразрывно связана мысль об искуплении, совершенном крестными страданиями Господа Иисуса Христа, то к ветхозаветным стихам, содержащим мольбу о прощении и избавлении от гнета греха, присоединяются новозаветные стихиры, которые посвящены прославлению спасительных для нас событий или праведников, уже стяжавших себе спасение чрез искупительную жертву Господа.

Эти стихиры так и именуются обычно стихирами на Господи, воззвах . На воскресном бдении стихир на «Господи, воззвах» бывает всегда десять (говорится: «стихиры на 10»), в другие праздники восемь («стихиры на 8»). В Часослове мы находим соответствующие указания на место, где вставляются эти стихиры. Именно: перед 10–ым от конца стихом: «Изведи из темницы душу мою» сделана пометка «на 10»; перед 8–м от конца стихом: «Из глубины воззвах…» сделана пометка: «на 8». Это значит, что, дойдя до этого стиха, надо прибавлять, начиная с него, к каждому следующему стиху по одной стихире, которые печатаются: воскресные в Октоихе, а праздничные в Минее, или Триоди Постной и Цветной.

В воскресные дни, когда нет ни праздника, ни празднуемого святого, берется 7 стихир из Октоиха и 3 стихиры из Минеи дневному святому.

Если святой шестиричный (то есть ему положены в Минеи стихиры на 6), то из октоиха берется 6 воскресных стихир, а 4 святому.

Если в воскресение случится предпразднество или попразднество, или отдание праздника, то поются только 4 воскресные стихиры, а остальные 6 из Минеи, причем 3 предпразднества или попразднества, а 3 дневному святому; в случае же отдания праздника 6 празднику.

Если в воскресение случится предпразднество или попразднество и святый с полиелеем, то поются только 3 воскресных стихиры, 3 стихиры предпразднества или праздника и 4 полиелейному святому.

Больше 10–ти стихир на всенощном бдении никогда не бывает.

В период Постной и Цветной Триоди вместо стихир дневному святому, прибавляются стихиры Триоди, в зависимости от числа их обычно 3 или 4. Если в этот период случится святый с полиелеем, то прибавляются ему 3 (или 4) за счет воскресных стихир Октоиха.

Надо при этом знать, что воскресные стихиры Октоиха в период Цветной Триоди бывают не рядового гласа, а того, который указан для данной недели, а печатаются там же на ряду в самой Триоди.

Во всех сомнительных случаях необходимо справляться в так называемых «Марковых главах», которые помещены в 48–ой главе Типикона, так называемом «Месяцеслове», а также печатаются на ряду в Минеях и в конце Постной и Цветной Триоди. «Марковыми главами» называются статьи, написанные иеромонахом Марком, жившим во второй половине IX века в обители преп. Саввы Освященного, близ Иерусалима. Эти статьи указывают, как составляется богослужение, если праздники Богородицы или попразднества, или отдание праздника приходятся в воскресные дни и другие подобного рода совпадения. «Марковы главы» отмечены стоящей на полях большой буквой «М».

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Стихиры на Господи воззвах На Господи воззвах положено только 4 стихиры, - количество, какого не имеет никогда полная вечерня (на ней наименьшее количество стихир - 6). Четное количество стихир положено ввиду пения их на два лика. Такое количество стихир (4) и потому

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы - стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни - для предначинательного псалма и Блажен муж - сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Псалмы «Господи воззвах» Под именем «Господи воззвах» (????? ????????) разумеются четыре псалма - во главе со 140 «Господи воззвах», 141 «Гласом моим ко Господу воззвах», 129 «Из глубины воззвах к Тебе Господи» и 116 «Хвалите Господа вси языцы». Из этих псалмов наиболее подходит к

Из книги Эмбриология поэзии автора Вейдле Владимир Васильевич

Каждение на Господи воззвах И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

Количество стихир В воскресенье стихир на Господи воззвах бывает 10 «ради совершенства сего числа», по св. Симеону Солунскому . Кроме воскресенья, столько же стихир и потому же бывает на Вознесение и в вечерни самых воскресений Великого поста (кроме Вербного); в других

Из книги Шри Брахма-самхита (Живая Суть Пленительной Реальности) автора

Состав стихир в воскресенье Обычный состав стихир на Господи воззвах: 3 воскресных, 4 других воскресных, называемых «восточны», и 3 из Минеи. Первые 3 воскресные стихиры, составляющие, таким образом, особый отдел стихир, неизвестного автора. Приписывать их св. Иоанну

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Распределение стихир между хорами О самом образе пения стихир на Господи воззвах Типикон ничего не говорит, но само собою разумеется, что они поются по ликам и что пред каждой стихирой тот же лик поет и припев ее . Если пение с канонархом, то само собою тоже разумеется,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Глава 220: Декламация стихов в мечети. 277 (453). Передают со слов Хассана бин Сабита аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он попросил Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах: «Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) слышал ли ты, как пророк, да благословит его Аллах и

Из книги Вселенство автора Лисицын В. Ю.

4. Анализ отдельных стихов «Ежедневное изучение по одному стиху часто бывает самым полезным. Пусть учащийся прочтет один стих и сконцентрирует свои мысли на том, что Бог вложил в этот стих именно для него, а затем подробно проанализирует эту мысль, пока она не станет его

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты. Рамана Махарши: через три смерти (сборник) автора Николаева Мария Владимировна

О смысле стихов 1«Я вас любил. Быть может в моей душе любовь еще не совсем угасла, но пусть она больше не тревожит вас; я не хочу ничем вас печалить. Я любил вас безмолвно, безнадежно, то робостью томим, то ревностью. Я так искренно, так нежно вас любил, как дай вам Бог быть

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. 1-6. Избранный остаток Израиля, вернувшись на

Из книги автора

Из книги автора

Предисловие ПОСВЯЩАЮ Благословенной памяти моей матери Клавдии Лисицыной Благословенной памяти моего отца Юрия Лисицына Моей сестре Альбине Лисицыной Моему сыну Дмитрию Лисицыну Моему единомышленику Е.Ю. Горенковой Из истории жизни человечества известно, что в

Эфиопский) в качестве обязательного псалма на вечерне и/или как входящий вместе с псалмами 141, 129, 116 в группу «Господи, воззвах». В Православной церкви отдельные стихи Пс.140 с рефреном «Да исправится молитва моя» (стих 2) используются на в качестве самостоятельного песнопения.

Авторство и содержание псалма [ | ]

Как указывает надписание, автором псалма является царь Давид . По общему мнению толкователей Давид написал его, когда скрывался от царя Саула (1Цар. ). Псалом представляет собой молитву находящегося в опасности человека, в которой он просит с одной стороны об избавлении от этой опасности, с другой - о том, чтобы опасная ситуация не спровоцировала его на совершение греха. В тексте псалма содержится важная мысль, что молитва не менее ценна Богу, чем ветхозаветные вечерние жертвоприношения и каждение (см. Чис. и Исх. ).

«Господи, воззвах» [ | ]

История использования в Православной церкви [ | ]

В связи с тем, что в тексте молитва сравнивается именно с вечерним жертвоприношением, псалом 140 уже в IV веке занимает место в чине вечерни . В Апостольских постановлениях (380 год) он упоминается как вечерний псалом, Иоанн Златоуст в своих комментариях называет этот псалом поющимся ежедневно. До введения в чин вечерни предначинательного 103 псалма псалом 140 открывал вечерню.

В современном богослужении Православной церкви [ | ]

В современном богослужении «Господи, воззвах» представляет собой блок псалмов 140, и со стихирами . В приходской практике обычно поются только первые два стиха 140 псалма («Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; воздеяние рук моих - как жертва вечерняя ») с припевом «Услыши мя, Господи», а затем отдельные стихи из псалмов со стихирами. Количество стихир переменно (4, 6, 8, 10), зависит от дня недели, праздника, времени года и т. д. и определяется Типиконом . Максимальное число стихир на «Господи, воззвах» - 10, полагается только на воскресных великих вечернях (то есть в субботу вечером), вечером первых пять воскресений Великого поста (эти вечерни вседневные, но на них поётся великий прокимен), накануне Вознесения Господня . На вечернях других (кроме Вознесения) двунадесятых праздников полагается 8 стихир и т. д. Типиконом же определяется сочетание стихир в случае, когда с воскресеньем совпадают праздники в честь почитаемых святых. От количества стихир на «Господи, воззвах» происходит название служб в честь этих святых («на шесть», «на восемь»).

Особое внимание уделяется последней в ряду стихире, поющейся после слов «и ныне…» и посвящённой Богородице (отсюда название «Богородичен»). Богородичны на воскресных вечернях содержат поэтическое изложение догмата Халкидонского собора о двух природах во Христе , в связи с чем называются догматиками .

Во время пения «Господи, воззвах» диакон (или священник , если служит без диакона) совершает полное каждение храма, иллюстрирующее слова псалма и напоминающее, что в древности псалом 140 находился в начале богослужения. Если на вечерне полагается вечерний вход, то он начинается во время пения богородична (или догматика): первыми идут свещеносцы с зажжёнными свечами , диакон с кадиломЕвангелием , если оно будет читаться на вечерне) и священник. Вечерний вход напоминает о древнем обряде внесения светильника в собрание, вокруг которого собственно и образовалась вечерня.

В богослужении Католической церкви [ | ]

В дореформенном чине вечерни римского обряда для каждого дня недели полагался свой набор псалмов, но стихом и респонсорием для большинства дней был стих Пс. [ ] . Предполагается [кем? ] , что этот стих может быть остатком пения всего псалма 140, сопровождавшего каждение . В амвросианском обряде псалом 140 пелся на вечернях в пятницы Великого поста , тем самым соединялся обряд возжжения света с последующим каждением.

«Да исправится молитва моя» [ | ]

На литургии преждеосвященных даров , совершаемой в определённые дни Великого поста , псалом 140 поётся дважды: первый раз - в составе «Господи, воззвах» (как на обычной вечерне , см. выше), второй раз - после чтения паремий . Это второе пение по своим начальным словам называется «Да исправится молитва моя», сопровождается коленопреклонением народа (а на последнем стихе - и священника) и является одной из ярких особенностей литургии преждеосвященных даров.

Предполагается, что это песнопение имеет

Господи, Боже наш, наказывающий и снова исцеляющий; поднимающий с земли бедного, и из грязи возвышающий нищего; Отец сирот, и пристань носимых бурей, и болящих врач; немощи наши без труда носящий, и болезни наши на Себя берущий; с радостью милующий, покрывающий наши беззакония и истребляющий неправды; скорый на помощь и медленный на гнев; дунувший на Своих учеников и сказавший: "Примите Духа Святого: если кому отпустите грехи, отпустятся им"; принимающий покаяние грешников и имеющий власть прощать грехи многие и тяжкие, и исцеление подающий всем, в немощи и долгой болезни пребывающим! Ты и меня, ничтожного, и грешного, и недостойного раба Твоего, грехами многими опутанного и в страстных наслаждениях погрязшего, призвавший ко святой и величайшей степени священства, и удостоивший входить внутрь, за завесу, во Святое Святых, куда проникнуть взорами святые Ангелы желают, и дал слышать евангельский глас Господа Бога, и своими глазами видеть образ святого возношения, и наслаждаться божественною и священной Литургией; удостоивший меня священнодействовать превысшие небес Твои Таинства, и приносить Тебе дары и жертвы за наши согрешения и за грехи неведения народа, и быть посредником за Твоих разумных овец, чтобы Тебе по многому и неизреченному Твоему человеколюбию согрешения их изгладить! Сам, преблагой Царь, услышь молитву мою и в этот час и святой день, и во всякое время и на всяком месте; и внемли гласу моления моего, и рабу Твоему [или рабе Твоей] (имя) , в немощи душевной и телесной пребывающему [или: пребывающей] , исцеление даруй, подавая ему [или: ей] отпущение грехов и прощение согрешений, как вольных, так и невольных; уврачуй его [или: её] раны неизлечимые, всякую болезнь и всякую немощь. Даруй ему [или: ей] исцеление душевное: ведь Ты коснулся тещи Петра, и оставила ее горячка, и она встала и служила Тебе. Сам, Владыка, и рабу Твоему [или рабе Твоей] (имя) подай врачевание и избавление от всякого гибельного недуга, и вспомни о богатстве Твоего сострадания и милости Твоей. Вспомни, что мысль человека усердно привержена к пороку от юности его, и ни одного безгрешного не найдется на земле: ибо пребываешь непричастным греху один Ты, пришедший и спасший человеческий род, и освободивший нас от рабства врагу. Ведь если Ты войдешь в суд с рабами Твоими, не найдется никого, чистого от скверны, но все уста замкнутся, не имея что сказать в свою защиту, ибо как рубище жены нечистой всякая праведность наша пред Тобою. Потому грехов юности нашей не помяни, Господи.

Ибо Ты – надежда отчаявшихся, и упокоение труждающихся и обремененных беззакониями, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

БОЖЕСТВЕННОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА.

В Послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Совершается соборование над верующими больными, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе.

ПРИЧИНА БОЛЕЗНИ — ГРЕХ .

Почти нет людей, которые не знали бы, что такое болезнь. Но не все осознают, что болезнь есть следствие греха, который разлагает жизнь. Бесполезно лечить тело, если душа больна.

Даже если нашим лечением занимаются опытные врачи, исцеление подает Бог. Господь в силах исцелить любого человека по вере его, но исцелить всего – и душу и тело.

Соборование для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезни – грехе.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СОБОРОВАНИЮ.

Таинство Елеосвящения предваряется исповедью и Таинством Причащения. Необходимо осознанно покаяться в своих грехах и иметь решимость отказываться от них.

Но не все нравственные причины болезней бывают ясны для больного, напротив, многие из них скрываются от суда совести его. Эти грехи, покрытые мраком неведения, омрачающие душу больного, очищаются Таинством Соборования.

ЧТО ПРИНЕСТИ.

Обычно на небольшом столике располагается все необходимое священнику для совершения таинства. На этот столик можно поставить, по
В левой руке держат зажженную свечу. Ее лучше взять достаточного размера. Вырез одежды у шеи должен быть не глухим (помазывается верхняя часть груди) и его можно прикрыть чистой салфеткой, чтобы не закапать одежду, а потом эту салфетку со следами елея сжечь или отдать работникам церкви для сжигания.желанию, свою баночку с растительным маслом. Этим освященным елеем можно в дальнейшем с молитвой помазывать больные места, употреблять в пищу. (ранее освященное масло вторично в Соборовании употреблять нельзя).

Приступающим к Таинству Елеосвящения следует помнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «… недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию

милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению гораздо вернее, чем чудесные исцеления».

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ТАИНСТВО.

Видимая сторона таинства состоит в том, что священник семикратно помазывает болящему елеем крестообразно: лоб, ноздри, щеки, грудь и руки с обеих сторон.

При это читается молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и рабов Твоих (имена) от обдержащей их телесной и душевной немощи, и оживотвори благодатию Христа Твоего».

Начинается же чин елеосвящения пением тропарей и канона, объясняющего силу таинства. Семь раз читаются отрывки из апостольских посланий и Евангелия, семь молитв. А завершается разрешительной от грехов молитвой.

В те моменты, когда священник обходит соборующихся и помазывает их, они поют:

«Господи мой Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуемся о милости Твоей:

Услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый.

Помилуй мя, Господи, помилуй мя, Владыко, помилуй мя, Святый.

Исцели мя, Господи, исцели мя, Владыко, исцели мя, Святый».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант