Юридический портал. Льготный консультант


В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т. д., описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения: Человеку нужна Родина (М. Пришвин); Хочу быть свободным от лишних забот (В. Тендряков); За окнами душное лето (К. Симонов); Гремя сапогами, к дому бежали шестеро (Н. Островский); Свежеют с каждым днем и молодеют сосны (И. Бунин).
Структура повествовательного предложения зависит от его содержания. Если повествуется о действии, состоянии, движении кого-либо или чего-либо, то сказуемое бывает глагольное: Идет-гудет Зеленый Шум... (Н. Некрасов). Если же дается характеристика признака, то сказуемое бывает именное: Тиха украинская ночь (А. Пушкин).
Вопросительными называются предложения, заключающие в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин); Как мне поступить, Петр Егорович? (А. Островский); Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).
Средствами выражения вопросительности являются:
  1. вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);
  2. словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос): Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);
  3. вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А. Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М. Лермонтов); Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).
Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на обшевопросительные и частновопросительные. }Общевlt;н
просительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом*на них будет «да», или «нет»: Вам хочетсяскинутъ туфли, снять рубашку - и так пройтись по селу? (В. Шукшин); Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов); Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов). Цастновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, т. е. они требуют в ответе сообщения новой информации: «Ты отчего такой задумчивый?» - спросил мальчик (Ю. Куранов); Кто по речке плывет? Кто песню поет? (Ю. Куранов); Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).
По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:
а) собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное: К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов); Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский); Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин);
б) вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе: Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин); Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров); Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
в) вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается: Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин); Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин); Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
г) вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса: «Вы прекратите орать?» - опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин); «Давай попробуем кровь?» - предложил сын (В. Шукшин); «Молока не выпьете на дорогу?» - сказал Яков (М. Горький);
д) вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности: Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов); Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев). По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): «Скажите, Степан, вы женились по любви?» - спросила Маша. «Какая у нас в деревне любовь?» - ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).
Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Их цель - побуждение к действию. В них содержатся различные оттенки волеизъявления: приказ, просьба, мольба, пожелание: «Молчать!., ты!» - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Горький); «Поезжай, Петр!» - командовал студент (М. Горький); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Горький); совет, предложение, предостережение, протест, угроза: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Горький); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин); согласие, разрешение: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; призыв, приглашение к совместному действию: Ну вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Горький); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин).
Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: побудительная интонация; сказуемое в форме повелительного наклонения; специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть): Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин); В салон! (А. Чехов); Ну пойдем ко мне (Л. Толстой).

Еще по теме ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 14. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
  2. § 148. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные

Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаютсяотносительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения :Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

    Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

собственно вопросительные,

вопросительно-побудительные

и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

    Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

5) желание.

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :

    Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .

    Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

    В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .

    В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложениясо словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

    Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

    Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

    В разговорной речи часто используются побудительные предложениябез словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например:Карету мне, карету! (Гр).

    Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например,

повествовательно-восклицательные :Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;

вопросительно-восклицательные :Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;

побудительно-восклицательные :- О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), онине могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложенииЯ не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные ,грамматически независимые , например:Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;

и как зависимые , например:С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .

Русский язык - явление чрезвычайно сложное, но необыкновенно интересное. О его практически безграничных возможностях выражения всех сфер нашей жизни говорили ещё Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой, Куприн. А лингвисты нашего времени, отечественные и зарубежные, также указывали на необыкновенную синтаксическую гибкость, фонетическую звучность и лексическое богатство русской речи.

Что представляют собой повествовательные предложения

Докажем это утверждение, опираясь на пример Вспомним для начала теорию. К повествовательным относятся такие высказывания, в которых сообщается о реально происходящих событиях, явлениях или фактах действительности. Они могут утверждаться или отрицаться, т. е. содержать положительную или отрицательную модальность. Вот наглядный пример повествовательных предложений: «На аллее послышался шорох автомобильных шин. Развернувшись, машина остановилась у подъезда». Модальность высказываний положительная, в них содержится утверждение о том, что события действительно произошли, что они реальны. Интонация, с которой предложения произносятся, спокойная, так называемая повествовательная. В конце ставится характерный для этого типа высказываний знак препинания - точка.

и тип предложений

В лингвистике есть такое понятие, как цель высказывания. Оно поясняет, для чего, зачем была произнесена та или иная фраза, а также регламентирует, с какой интонацией, в каком темпе, с повышением или понижением голоса нужно её произносить. Давайте разберем пример Возьмем такое: «Сегодня на улице очень жарко, поэтому до вечера лучше на солнце не выходить, а отправиться гулять можно и после заката». Какие цели высказывания мы можем вычленить? Их несколько. Первая - сообщение о некомфортной погоде. Вторая - совет не выходить на улицу в самый разгар зноя. Третья - дождаться, когда солнце сядет, на улице посвежеет, и только тогда выйти на прогулку. Кстати, этот пример повествовательных предложений показывает, как в одном высказывании могут содержаться три синтаксические единицы.

Структура предложений

Если проанализировать нашу речь - устную и письменную - на предмет того, какие высказывания в ней встречаются чаще, то можно сделать интересное наблюдение. Самыми распространенными являются предложения повествовательные. Вопросительные, побудительные употребляются примерно одинаково - с небольшим перевесом в сторону вторых. Структура повествовательных предложений может быть различной: простой, сложной, многоступенчатой. Например: «В распахнутые настежь окна с улицы все громче и громче лилась музыка». Это высказывание имеет одну грамматическую основу, оно простое, осложнено однородными обстоятельствами и причастным оборотом, стоящим перед определяемым словом. Вот другой пример: «Птицы без умолку болтали о чем-то своем, пчелы жужжали над чашечками цветов, гусеница в истоме притаилась под листиком, а божья коровка сновала вверх-вниз по ярко-зелёной травинке». Здесь структура уже иная. Предложение это сложное, состоит из 4 простых. В каждом полная грамматическая основа - есть и подлежащее, и сказуемое. Между частями в составе сложного наличествует союзная и бессоюзная связь.

Несколько слов об интонации

Своеобразие интонационного рисунка разберем на примере того, чем различаются повествовательные и Если вам нужно выразить просьбу, предложение или приказ, позвать кого-либо, то голосом, повышением тона вы выделите основные, ключевые слова. Звательные интонации на письме заменяются Для повествовательных высказываний характерны смысловая законченность и спокойный, сниженный тон конца предложения при некотором повышение его в самом начале или на том слове, которое логически следует выделить. Интонация гораздо сдержаннее, чем у восклицательных.

К вопросу о схеме предложения

Что представляет собой схема предложения? Это анализ и графическое описание его структуры со всеми специфическими особенностями. В первую очередь, следует найти подлежащее и сказуемое, образующие грамматическую основу. Если предложение сложное, их может быть несколько.

Главных членов каждого типа тоже может наличествовать и два, и три, если они однородные. Дальше следует определить состав подлежащего и сказуемого в каждом отдельном случае. Что это значит? Просто выяснить, какие слова (члены предложения) грамматически или по смыслу зависят от каждого элемента грамматической основы. Особое внимание нужно обратить на причастные/деепричастные обороты, союзы и союзные слова - если они есть. Теперь, при помощи простого карандаша и линейки начертите схему, обозначая члены предложения. Напомним, что подлежащее подчеркивается одной линией, сказуемое - двумя, дополнение - пунктиром, определение - волнистой чертой, а обстоятельство - пунктиром с точкой. Союзы берутся в кружочки, предлоги - в квадратики. Если сложносочиненное, то каждая его часть заключается в круглые скобки. Если сложноподчиненное, то главная часть выделяется квадратными скобками, а придаточная - круглыми.

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

    1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были ? );

    2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

    3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.); - Так вы дадите мне Гоголя? - спрашивает Иван Матвеич (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (Л.).

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): - Скажите, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша. - Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например, оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ; оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть ).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например, повествовательно-восклицательные: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.); вопросительно-восклицательные: Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.); побудительно-восклицательные: - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

    1) интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например: Прощай, письмо любви, прощай! (П.); Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (П.);

    2) междометия, например: Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Гр.); ...И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (Л.); Ух!.. хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Г.); Тьфу, господи, прости! Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.);

    3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др., например: Ну что за шейка! Что за глазки! (Кр.); Ну вот вам и потеха! (Гр.); Куда как мил! (Гр.); То ль дело Киев! Что за край! (П.); Как хороши, как свежи были розы! (Т.); Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (М. Г.).

Распространенные и нераспространенные предложения

(Б. Пол.); В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей (Шол.); В каждом развитом духовно человеке повторяются и живут очертания его Родины (Расп.).

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Ср.: Блестела лаковая зелень тополей (Паст.); Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки (Паст.). В первом предложении словоформы лаковая и тополей , будучи определениями, одновременно включаются в словосочетания (лаковая зелень, зелень тополей ); во втором - компоненты как-то в августе в полдень - характеризуют всю предикативную основу предложения (ножи и тарелки позеленели ). Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект: Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер (Паст.); В парке было много змей (Паст.); В начале августа наши перебрались из Баварии в Италию (Паст.); Катюше было много дела по дому (Л. Т.); Обер-кондуктору был вагон по душе, и он то и дело в него наведывался (Паст.); У Блока было все, что создает великого поэта (Паст.).

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант