Юридический портал. Льготный консультант

Рельсовая война - под таким названием обычно понимаются действия по уничтожению железнодорожных путей с целью нарушить работу неприятельского транспорта.

Наибольшее распространение такие действия получили во время , когда железнодорожный транспорт был самым массовым и дешёвым средством передвижения и активно использовался немецкими завоевателями.

Крупными операциями по ликвидации железнодорожных путей были следующие:

  • Операция «Рельсовая война» - август - сентябрь 1943 года;
  • Операция «Концерт» - сентябрь - октябрь 1943 года;
  • - июнь - август 1944 года.

Все эти действия проводились советскими партизанами, желавшими оказать помощь Красной Армии в борьбе с захватчиками.

Операция «Рельсовая война»

В этой масштабной кампании участвовали ленинградские, калининские, белорусские и украинские . Центральный штаб партизанского движения подготовил 167 подразделений, для которых определил объекты и цели действия. Отряды снабжались подрывной техникой, взрывчаткой, огнепроводными шнурами и другими необходимыми атрибутами.

Только за первую ночь было взорвано 42 тысячи рельсов, а общее их количество оценивается в 215 тысяч. Было взорвано огромное количество нацистских составов: только в Белоруссии уничтожены 3 бронепоезда и 836 эшелонов.

Действия партизан сократили вражеские перевозки на целых 40 процентов. Единственное, в чём командование допустило ошибку, - оно посчитало, что у немцев имеется слишком мало своих рельсов. На самом деле их было достаточно, чтобы восстановить пути; новые рельсы прибывали из Германии и Польши, для чего были задействованы сотни локомотивов.

«Рельсовая война» основательно потрепала силы врага:

  • на восстановление железных дорог потребовалось значительное время и человеческие ресурсы, к их охране привлекли дополнительные отряды;
  • многие двухпутные участки немцы вынуждены были превратить в однопутные.

В дальнейшем операция затруднила отступление противника. Несмотря на имевшуюся у партизан подрывную технику, её было недостаточно. Диверсантам приходилось выкручиваться, искать нестандартные способы борьбы. Для уничтожения поездов применялись специальные клинья, рельсы часто разбирались вручную.


ВОВ. Рельсовая война партизан фото

Впоследствии стали множиться так называемые «чёртовы кухни», на которых партизаны выплавляли тол. Мины производились из неразорвавшихся снарядов. Многие партизаны во время «Рельсовой войны» рисковали собственной жизнью, выполняя возложенную на них задачу.

17-летний Николай Гойщик совершил настоящий подвиг, бросившись прямо под вражеский поезд с миной в руках: заранее заминировать рельсы помешала усиленная охрана. Весть о подвиге вскоре стала известна по всей Белоруссии. Кроме партизан, в борьбу с вражескими составами активно включалось и мирное население. А помимо железных дорог атакам подвергались также шоссейные и грунтовые.

Средства применялись различные: сожжение мостов, образование завалов, разбрасывание колючек на дорогах для повреждения шин вражеских автомобилей. Следует учитывать, что дороги в Советском Союзе сами по себе находились в неважном состоянии, особенно по сравнению с немецкими автобанами, и подрывная деятельность партизан ещё больше усложнила передвижение врага по советской территории.

Партизанское движение не раз доказывало свою эффективность во время войн. Немцы боялись советских партизанов. «Народные мстители» разрушали коммуникации, взрывали мосты, брали «языков» и даже сами делали оружие.

История понятия

Партизан – слово, пришедшее в русский из итальянского языка, в котором слово partigiano обозначает участника нерегулярного военного отряда, пользующегося поддержкой населения и политиков. Партизаны борются с помощью специфических средств: войны в тылу противника, саботажа или диверсий. Отличительной чертой партизанской тактики является скрытое передвижение по территории противника и хорошее знание особенностей местности. В России и СССР такая тактика практикуется испокон веков. Достаточно вспомнить войну 1812 года.

В 30-е годы в СССР слово «партизан» приобрело положительную коннотацию – так называли только партизан, выступающих за Красную Армию. С тех пор в России это слово исключительно позитивное и почти не употребляется в отношении вражеских партизанских группировок – их именуют террористами или незаконными военными формированиями.

Советские партизаны

Советские партизаны во время Великой Отечественной были управляемы органами власти и выполняли схожие с армией задачи. Но если армия воевала на фронте, то партизаны должны были разрушать вражеские пути сообщения и средства коммуникаций.

За годы войны в оккупированных землях СССР работало 6200 партизанских отрядов, в которых принимало участие примерно миллион человек. Ими управлял Центральный штаб партизанского движения, разрабатывая разрозненным партизанским объединениям согласованную тактику и направляя к общим целям.

В 1942 году Маршал СССР Климент Ворошилов был назначен на должность Главнокомандующего партизанским движением, и им было предложено создать партизанскую армию в тылу у врага – немецких войск. Несмотря на то, что о партизанах часто думают как о беспорядочно организованных отрядах местного населения, «народные мстители» вели себя в соответствии с правилами строгой военной дисциплины и принимали присягу как настоящие солдаты – иначе им было не выжить в жестоких условиях войны.

Быт партизан

Хуже всего советским партизанам, вынужденно скрывавшимся в лесах и горах, приходилось зимой. С проблемой холода до этого ни одно партизанское движение в мире не сталкивалось – помимо трудностей выживания добавлялась проблема маскировки. На снегу партизаны оставляли следы, а растительность больше не скрывала их убежища. Зимние жилища часто вредили мобильности партизан: в Крыму они строили в основном наземные жилища наподобие вигвамов. В других же районах преобладали землянки.

Многие партизанские штабы имели радиостанцию, с помощью которой связывался с Москвой и передавал новости местному населению на оккупированных территориях. С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки.

Среди партизан были и женщины – если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях – если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров. Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы – такой беспорядок высшие органы пытались пресекать.

Тактика партизан

Основой тактики «длинной руки» (так советское руководство называло партизан) было осуществление разведки и диверсий – они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы.

Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда – один человек.
Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной.

Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии – леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.
С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно – часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны

Рельсовая война

«Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути.

В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля. Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой.

Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.Е. Шавгулидзе – в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин.

Партизанские оружейники

Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков. Местные рабочие создавали особые тайные мастерские – с примитивным оборудованием и малым набором инструментов, однако, инженерам и техникам-любителям удавалось создавать отличные образцы деталей к оружию из металлолома и подручных деталей.

Помимо ремонта партизаны занимались и конструкторской работой: «Большое количество самодельных мин, автоматов и гранат партизан имеют оригинальное решение как всей конструкции в целом, так и ее отдельных узлов. Не ограничиваясь изобретательством «местного» характера, партизаны отправляли на Большую землю большое количество изобретений и рационализаторских предложений».

Самым популярным кустарным оружием были самодельные пистолеты-пулеметы ППШ – первый из них был сделан в бригаде партизан «Разгром» под Минском в 1942 году. Также партизаны изготавливали «сюрпризы» со взрывчаткой и неожиданные разновидности мин с особым детонатором, секрет которого знали только свои. «Народные мстители» с легкостью ремонтировали даже подорванные немецкие танки и даже организовывали из починенных минометов артиллерийские дивизионы. Партизанские делали инженеры даже гранатометы.

Осенние и весенние ливни превращали грунтовые дороги в непроходимые грязевые болота и делали их эксплуатацию невозможной. Использование рек, как транспортных артерий, было ограничено кратким периодом навигации — в нашем климате это максимум 5-7 месяцев. Единственным всесезонным способом доставки грузов была железнодорожная сеть. Железные дороги, как кровеносные сосуды, должны были снабжать действующую армию всем необходимым круглый год. Конечно, существовала и транспортная авиация, но малая мощность не позволяла перевозить с ее помощью тяжелые грузы или боевую технику.

Таким образом, стратегическое значение железнодорожных путей было просто огромным, а их бесперебойная эксплуатация являлась ключевым фактором для успешного ведения боевых действий.

Летом 1943 года советским командованием было принято решение о нанесении удара по столь важной составляющей немецкой военной машины, а роль главных исполнителей замысла Ставки отводилась партизанским отрядам .

Важно отметить, что с самых первых дней Войны на всей оккупированной территории зародилось народно-освободительное движение. Сформированные из местных жителей и красноармейцев, вырвавшихся из окружения или бежавших из плена, партизанские отряды вели непрерывную войну в неприятельском тылу: подрывая мосты, пуская под откос вражеские эшелоны и уничтожая гарнизоны.

Возмужавшее к лету 1943 года партизанское движение было готово к проведению массовых хорошо скоординированных операций.


9 июля 1943 года в письме И.В.Сталину начальник штаба П.К.Пономаренко предложил с целью дезорганизации железнодорожных перевозок противника провести одновременно и повсеместно операцию по разрушению рельсов на железнодорожных путях. Центральный штаб партизанского движения принял в июне 1943 года постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».

Так будущая операция обрела кодовое имя «Рельсовая война» .
Основной целью кампании было нанесение максимального урона железнодорожным коммуникациям противника на Орловско-Курском направлении, для оказания помощи Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. Основными объектами будущего удара должны были стать железнодорожные мосты, узловые станции, подвижной состав и непосредственно сами железнодорожные пути.

В рамках подготовки операции за линию фронта были переправлены сотни тонн взрывчатки, отряды пополнились подрывниками. В некоторых партизанских отрядах было налажено производство самодельных мин из неразорвавшихся снарядов, а необходимый для бомб тол выплавляли в так называемых «чертовых кухнях» . Позднее в тех же кухнях тол стали выплавлять в заранее приготовленных для этого формах, в которых он застывал в виде «буханок» , как их называли партизаны. Основным навыкам подрывного дела обучались все члены отряда от повара до командира.

Исключительную важность железнодорожной инфраструктуры понимали и немцы. В рамках предотвращения диверсионных акций немецкое командование приняло целый ряд контрмер. Вдоль железнодорожного полотна на 100 метров вырубался лес, устанавливались вышки, проволочные заграждения, а иногда и минные поля. На особо важных участках, перегонах и узловых станциях были установлены дзоты и держались постоянные гарнизоны.

Также немцы провели ряд операций против партизан . Их целью был захват утраченных территорий, которые могли играть важную роль в предстоящем летнем наступлении.

Но партизанская разведка всегда была начеку и часто карательные операции заканчивались для оккупантов бесславно. Одному из таких немецких отрядов был нанесен большой урон своими. О том, что гитлеровцы планируют наступление на их участок, партизаны узнали заранее и, заняв наиболее выгодную позицию, приготовились к встрече с врагом. Вскоре появился немецкий самолет, который кружил над местностью какое-то время, чтобы наметить цели для уничтожения, а затем вызвал двух бомбардировщиков. После того, как были сброшены первые бомбы, вражеская пехота поднялась в наступление. Но когда партизаны открыли огонь, гитлеровцы повернули назад. В это время немецкие бомбардировщики совершали очередной заход. Заметив бегущих, летчики приняли их за партизан и скинули на них оставшиеся бомбы , а затем еще для верности прочесали свою пехоту пулеметным огнем. Карательная операция провалилась.


Немецкие летчики бомбили свою пехоту

5/YIII-43 г. Утренний выпуск РФИ лист 4 ВЛ

Действующая Армия, 5 августа. /Спецкорр. ТАСС/. Партизанская разведка донесла, что немецкий карательный отряд готовит наступление. Выбрав господствовавшую над местностью высоту и прикрыв фланги, партизаны приготовились к встрече противника. Вскоре появился фашистский корректировщик. Самолет долго выискивал цели, затем вызвал двух бомбардировщиков.
Вражеские самолеты сделали заход и сбросили серию бомб. Тотчас же фашистская пехота поднялась в наступление. Противник рассчитывал на то, что боевые порядки партизан деморализованы. Когда до первой цепи немцев оставалось не более 50 метров, партизаны открыли огонь из пулеметов. Гитлеровцы повернули назад. Немецкие бомбардировщики в это время делали очередной заход. Летчики, заметив бегущих, решили, что это партизаны, и стали сбрасывать на них бомбы. Затем самолеты снизились и прочесали свою пехоту пулеметным огнем.
Немецкий карательный отряд понес большие потери.
В. Медведев

22 июля 1943 года партизаны Орловской области провели массовый подрыв рельс — это была своеобразная репетиция перед будущей масштабной операцией. К концу июля подготовка была закончена. Операцию «Рельсовая война» решено было начать 3 августа.

Время начала удара было выбрано не случайно. Под натиском наступавших советских войск немецкое командование непрерывно перебрасывало мобильные части с одного участка фронта на другой, пытаясь латать дыры в обороне. Нагрузка на железнодорожные пути была максимальна, а значит и урон, причиненный при разрушении, был бы наибольшим.


Каждое новое поколение русских людей будет иметь свою, собственную точку зрения о том вооружённом конфликте, что останется в истории и нашей памяти как ВОВ (Великая Отечественная война). Такие даты, как начало, и конец этой кровопролитной и бессмысленно жестокой войны никогда не сотрутся у русского человека из памяти. И одной из наиболее важнейших частей, сковавших победу братских народов СССР над немецко-фашистскими захватчиками является партизанское движение.

На оккупированных Германскими войсками территориях фашисты установили так называемый новый порядок. И этот новый режим привёл к массовому и жестокому сопротивлению коренных жителей оккупированных территорий. По всем территориям оккупированных врагом разрасталась партизанская и диверсионная война.

Борьба партизанских отрядов и соединений на захваченных немецко-фашистскими войсками стала неотъемлемой частью Великой Отечественной войны. Действия партизан на захваченных территориях угнетало морально и физически немецкие войска, они чувствовали, что находятся в постоянном ожидании диверсии. И эти диверсии были не выдуманной, а реальной опасность, из-за них у немцев были многочисленные человеческие жертвы и огромная потеря военной техники.

О масштабах ведения партизанской войны есть немало свидетельств о проведении сложных и опасных операций с участием советской армии. Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны.

Приказ на начало операции «Рельсовая война» был подписан ЦШПД (Центральным Штабом Партизанского Движения) 14 июня 1943 года. Все районы, попадающие под действия операции ЦШПД разделил между партизанскими группами. Разведка партизан регулярно проводила наблюдение за объектами на которых предстояло провести диверсии. «Рельсовая война» началась со второго на третье августа и продолжалась почти до конца сентября. Диверсии и вылазки в тыл врага развернулись на всей территории проводимой операции, а это около одной тысячи восьмисот километров. Участников операции было почти сто тысяч человек, при массовой поддержке местных жителей.

Диверсионные удары, нанесённые партизанами железным дорогам, железнодорожным мостам и станциям оказались для гитлеровских войск неожиданными. После совершения актов диверсии фашистские оккупанты очень длительное время не могли прийти в себя и организовать планомерные и эффективные противо-партизанские действия. За время проведения операции «Рельсовая война» было взорвано огромное количество железнодорожных путей (около двухсот пятнадцати тысяч рельс), мостов, и пущено под откос эшелонов с техникой и личным составом. Также диверсии почти на сорок процентов уменьшили частоту движения эшелонов, что очень замедлило перемещение немцев.

Операция «Концерт» преследовала схожие цели и была как бы второй частью операции «Рельсовая война». Надо было за короткий промежуток времени уничтожить как можно больше железнодорожных комуникаций находившихся под контролем немцев, так как планировалось масштабное наступление советских войск на Днепр. К участию в ней было привлечено более ста девяносто трёх партизанских групп и диверсионных отрядов, и более ста двадцати тысяч человек. Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. Но из-за того, что ухудшились погодные условия старт операции было решено перенести на 25 сентября. И советская авиация элементарно не успела переправить всю взрывчатку, а перевезла только половину. Однако часть диверсионных групп уже выдвинулись на точки, и не смогли получить приказа о переносе начала операции, и начали диверсияи с 19 сентября.

В ночь с 24 на 25 сентября одновременно было подорвано ж/д путей, мостов на расстоянии протяжённостью девятьсот километров. За время проведения диверсионной операции было пущено под откос около одной тысячи поездов, подорвано семьдесят мостов, разгромлено шестьдесят застав немцев. Операцию пришлось закончить, из-за ошибок разработчиков самой операции, так как у партизанских групп закончился запас приготовленной взрывчатки. Немецко-фашистские захватчики не жалея сил, непрерывно, в несколько смен вели ремонтные работы, но всё равно не успевали. Можно также назвать один минус операции, это то что диверсии подвергалась сама железная дорога, что в последствии так же замедлило наступление советских войск. Гораздо эффективней было выводить из строя сами эшелоны врага.

Задачи операции «Концерт» были схожи с задачами операции «Рельсовая война», уменьшить скорость передвижения эшелонов противника, и эта цель была достигнута. Партизанские соединения безупречно выполнили задачу стоящую перед ними, а все недоработки остались на совести штабного начальства. Что оказало посильную помощь в разгроме гитлеровских оккупантов на Украине, Белоруссии, Карелии и Крыма.

Этот «концерт» показанный русскими партизанскими соединениями гитлеровские войска ещё долго не могли стереть из своей памяти.

Одним из главных направлений деятельности белорусских партизан были операции на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, водных путях, диверсии на железнодорожных узлах, разгром вражеских гарнизонов и опорных пунктов, уничтожение баз и линий связи. Это было не случайно. По территории Беларуси проходили важные железнодорожные и шоссейные магистрали, связывавшие тыл Германии с фронтом. Здесь размещались самые крупные железнодорожные узлы и станции, через которые снабжались войска не только группы армий «Центр», но частично и групп армий «Север» и «Юг».

Недостаток минно-подрывной техники в начале войны сдерживал активность патриотов и требовал от них находчивости. Так, в первой половине 1942 г. крушения поездов осуществлялись при помощи специальных клиньев, путем развинчивания и разбора рельсов.

Германская главная железнодорожная дирекция «Центр» отмечала, что в 1942 г. было зарегистрировано: в январе - феврале - 1 1 нападений партизан на железные дороги, в марте - 27, в апреле - 65, в мае - 145, в июне - 262, а с 1 по 25 июля - 304. За это время партизаны подорвали 200 паровозов, вывели из строя 773 вагона, разрушили 13 440 м железнодорожного полотна, нанесли значительный урон людским и материальным ресурсам врага.

В ряде партизанских отрядов было организовано производство мин из неразорвавшихся бомб и снарядов. Этот опыт быстро распространился. Начали работу многочисленные так называемые «чертовы кухни», в которых выплавляли тол. Значительная часть специалистов-подрывников, техника и взрывчатка поступали из-за линии фронта. В первой половине 1942 г. в партизанские формирования были направлены 33 группы специально подготовленных подрывников. В марте - сентябре 1942 г. белорусские партизаны получили 10 860 мин и 40 т взрывчатки, что позволило активизировать диверсионную работу патриотов. К лету 1943 г. белорусские партизаны вывели из строя почти все узкоколейные железные дороги.

В партизанских формированиях создавались группы подрывников. В Гомельской области действовало 209 комсомольско-молодежных диверсионных групп, объединявших более 1300 юношей и девушек. В Минской области в 569 группах сражалось 4100 человек, 2950 подрывников насчитывалось в Могилевской области, 1180 - в Барановичской, 1080 - в Белостокской и 570 - в Брестской.

Настоящими мастерами подрывного дела были Александр Исаченко, Павел Кожушко, Николай Анохин, Константин Пармон, Василий Шутов, Федор Бачило, Борис Дмитриев, Филипп Ковалев, Федор Кухарев, Алексей Лукашевич, Федор Малышев, Михаил Мормулев, Анна Масловская, Владимир Парахневич, Григорий Токуев, Мамед-Али Топвал- дыев, Тамара Почекаева, Любовь Кривельская, Вера Одинец, Полина Осина, Нина Губинская, Александра Горбунова, Станислава Войнич и многие другие.

Многие из подрывников пожертвовали своей жизнью. Весть о бесстрашном поступке 17-летнего партизана бригады имени Ф. Э. Дзержинского Николая Гойшика облетела всю Беларусь. Юный патриот имел на своем боевом счету 7 пущенных под откос эшелонов врага. Во время очередной боевой операции 24 апреля 1944 г. из-за усиленной охраны партизаны не смогли заминировать рельсы. Эшелон с боевой техникой и живой силой врага приближался к месту засады. Николай бросился с миной под паровоз - доставка на фронт боеприпасов и техники для немецких солдат была приостановлена на 15 часов.

Одна из крупнейших операций партизан по одновременному массовому разрушению железнодорожных коммуникаций врага известна под названием «рельсовая война». Она проводилась в три этапа. Первый этап «рельсовой войны» состоялся в августе - сентябре 1943 г. во время контрнаступления советских войск под Курском. В операции участвовали партизаны Беларуси, Украины, Литвы, Латвии, России. Около 74 тыс. белорусских партизан наносили уничтожающие удары по вражеским железнодорожным коммуникациям.

Второй этап «рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт» проводился с середины сентября до начала ноября 1943 г., когда Красная Армия уже вступила на территорию БССР. В ходе первого и второго этапов были подорваны 211 тыс. железнодорожных рельсов, под откос пущены 2171 поезд, 6 бронепоездов, разрушены 32 водокачки, 295 железнодорожных мостов.

Третий этап «рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г., накануне белорусской операции «Багратиону и продолжался до полного освобождения Беларуси. Было подорвано свыше 60 тыс. рельсов. В «рельсовой войне» была использована новая тактика: на разгром железнодорожных путей выходили не отдельные диверсионные группы, а все отряды и бригады. В результате германские поставки для фронта сократились почти наполовину. Важно подчеркнуть, что в «рельсовой войне» активное участие принимало и мирное население.

Часто партизаны организовывали диверсии на шоссейных и грунтовых дорогах. Неожиданные налеты на отдельные транспортные средства или небольшие подразделения противника, подрыв, разрушение и сожжение мостов и линий связи, завалы на дорогах, разбрасывание колючек с целью повреждения шин автомобилей были массовым и типичным явлением борьбы партизан.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант