Юридический портал. Льготный консультант

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 8, 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 8 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления :

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
  • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
  • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется , то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

  • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда);
  • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
  • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования

Является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Контрольный орган муниципального образования

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Права органов местного самоуправления

Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции :

  • отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
  • отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

  • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
  • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
  • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
  • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

  • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение : собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
  • сдавать имущество в аренду , то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
  • приватизировать — по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в (ст. 12, 130-133), федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Сохраняет силу закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1-48, 77-79, 87-96 названного закона).

В федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если такое право главы муниципального образования предусмотрено уставом.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

Полномочия органов местного самоуправления , предусмотренные ст. 49-76 закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, применяются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с названным федеральным законом.

Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации” усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.

Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Подробности Опубликовано 04.07.2017 09:41 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава поселения и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов поселения;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа поселения, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

10) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития поселения, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы поселения, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей поселения официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии поселения, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

13) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений:

14) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

15) иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом, настоящим Уставом.

2. Органы местного самоуправления поселений вправе в соответствии с настоящим Уставом муниципального образования принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселения, предусмотренных пунктами 7-10, 16 и 19 статьи 7 настоящего Устава.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселения самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Осуществление органами местного самоуправления поселения отдельных государственных полномочий

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Ставропольского края, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Ставропольского края, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами Ставропольского края. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

2. Полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения, возлагаются на главу поселения и администрацию поселения.

3. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету поселения субвенций из соответствующих бюджетов.

4. Глава поселения и администрация поселения несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах, выделенных поселению на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

5. Представительный орган поселения, глава поселения имеют право устанавливать случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

6. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

7. Органы местного самоуправления поселения вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, в случае принятия представительным органом поселения решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

8. Органы местного самоуправления поселения вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

9. Органы местного самоуправления поселения вправе устанавливать за счет средств бюджета поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Структура и наименование органов местного самоуправления поселения

Структуру органов местного самоуправления поселения составляют:

Представительный орган поселения – Дума муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, сокращенное наименование – Дума МО Сенгилеевского сельсовета (по тексту настоящего Устава – представительный орган поселения);

Глава поселения – глава муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, сокращенное наименование – глава МО Сенгилеевского сельсовета (по тексту настоящего Устава – глава поселения);

Местная администрация (исполнительно – распорядительный орган муниципального образования) – администрация муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, сокращенное наименование – администрация МО Сенгилеевского сельсовета (по тексту настоящего Устава – администрация поселения);

Контрольно-счетный орган поселения – контрольно-счетный орган муниципального образования Сенгилеевского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (по тексту Устава – контрольно-счетный орган поселения).

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав.

Решение представительного органа поселения об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа поселения, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета поселения.

Представительный орган поселения

1. Представительный орган поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от общей численности депутатов, установленной настоящим Уставом. Представительный орган поселения состоит из 11 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

2. Представительный орган поселения обладает правами юридического лица.

3. Срок полномочий представительного органа поселения составляет 5 лет.

Глава поселения

1. Глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет, возглавляет администрацию муниципального образования на принципах единоначалия и исполняет полномочия председателя представительного органа.

3. Полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.

4. Глава поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа поселения, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, а также постановления и распоряжения местной администрации по вопросам организации работы администрации поселения.

5. Постановления и распоряжения главы поселения, изданные в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

6. Глава поселения не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Думы Ставропольского края, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.

Глава поселения не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

На главу поселения распространяются иные ограничения, связанные с осуществлением им полномочий, предусмотренные федеральным законодательством.

7. Гарантии прав главы поселения при привлечении его к ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы поселения, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливается федеральными законами.

8. В случае временного отсутствия главы поселения, а равно в случае отзыва главы поселения и в иных случаях невозможности исполнения полномочий главой поселения его полномочия временно исполняет главный специалист администрации поселения.

9. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

10. Главапоселения в пределах своих полномочий:

1) представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения;

2) подписывает и обнародует правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередной сессии представительного органа муниципального образования.

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.

11. Глава поселения, исполняет следующие полномочия главы администрации:

1) в рамках своих полномочий организует выполнение решений представительного органа поселения;

2) вносит в представительный орган поселения проекты изменений и дополнений в устав поселения, обладает правом внесения в представительный орган проектов иных муниципальных правовых актов;

3) вносит на утверждение представительного органа поселения проект местного бюджета и отчет о его исполнении, планы и программы социально-экономического развития поселения, а также отчеты об их исполнении;

4) представляет на рассмотрение представительного органа проекты решений о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет местного бюджета и дает заключения при представлении проектов решений по указанным вопросам другими лицами, наделенными правом правотворческой инициативы;

5) разрабатывает и представляет на утверждение представительного органа структуру администрации, утверждает положения об органах администрации не наделенных правами юридического лица;

6) представляет на утверждение представительного органа проекты положений об органах администрации, наделенных правами юридического лица;

7) формирует администрацию, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Уставом, утверждает штатное расписание администрации, организует работу с кадрами, проводит аттестацию муниципальных служащих в соответствии с законодательством;

8) назначает и освобождает от должности заместителей главы поселения в соответствии с законодательством и настоящим Уставом;

9) назначает и освобождает от должности руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации в соответствии с законодательством;

10) осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы;

11) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления поселения федеральными законами, законами Ставропольского края;

12) принимает меры по обеспечению и защите интересов поселения в судебных органах, подписывает исковые заявления и иные документы, предусмотренные законодательством;

13) принимает меры к отмене противоречащих требованиям законодательства постановлений, распоряжений и других актов руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации;

14) назначает и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с законодательством;

15) осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

16) осуществляет регистрацию (учет) избирателей, участников референдума;

17) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

18) создает при администрации постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

19) управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с порядком, установленным представительным органом поселения;

20) представляет к награждению наградами и к присвоению почетных званий Российской Федерации, Ставропольского края;

21) принимает меры по обеспечению установленного порядка проведения митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций, других массовых общественных мероприятий;

22) регистрирует уставы (положения) органов территориального общественного самоуправления;

23) возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории поселения и ликвидации их последствий;

24) осуществляет руководство территориально обороной и гражданской обороной на территории поселения;

25) определяет порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Глава поселения осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом.

12. Глава поселения представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Администрация поселения

1. 1. Администрация поселения – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ставропольского края.

2. Администрация поселения является юридическим лицом.

3. Главой местной администрации является глава поселения, избираемый на муниципальных выборах.

4. Администрация поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, решениями представительного органа поселения, постановлениями поселения, Положением об администрации поселения.

5. Финансирование администрации поселения осуществляется в пределах средств, выделяемых бюджетом поселения на содержание аппарата управления.

Структура администрации поселения

1. Структура местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения по представлению главы местной администрации.

2. В структуру администрации поселения могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации поселения.

Полномочия администрации поселения

К полномочиям администрации относятся:

1) разработка проекта бюджета поселения и исполнение бюджета поселения, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых представительным органом поселения;

2) исполнение принятых главой поселения и представительным органом решений и постановлений;

3) обеспечение функционирования служб и учреждений, отнесенных к ведению местного самоуправления, предоставляющих услуги населению;

4) внесение проектов решений в представительный орган;

5) осуществление контроля за правильностью использования предприятиями, учреждениями, организациями выделенных им бюджетных ассигнований;

6) ведение Реестра муниципального имущества, управление и распоряжение муниципальной собственностью;

7) осуществление переданных федеральными законами и законами Ставропольского края отдельных государственных полномочий в соответствии с установленными для их исполнения требованиями;

8) осуществление муниципального контроля, предусмотренного действующим законодательством;

9) другие вопросы, предусмотренные действующим законодательством.

Лекция 12 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

12.1.Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством

Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении вопросов управления муниципальным хозяйством на своей территории.

Основу данных полномочий составляют положения ст. 130 Конституции РФ, в соответствии с которыми к числу важнейших вопросов местного значения относятся вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Особенностью данной группы полномочий является то, что они направлены на решение экономических, производственных, социально-бытовых вопросов и характеризуются самостоятельностью органов местного самоуправления в управлении соответствующими объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета, создании и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и т. д.

Как это уже было отмечено, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления в данной области деятельности можно разделить на две группы:

1) те из них, которыми наделяются органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований;

2) те полномочия, которые находятся в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В области управления муниципальным хозяйством в соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления к компетенции органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов (за некоторыми изъятиями) и городских округов отнесены такие одинаковые по своей сути вопросы местного значения, как:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль исполнения данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) организация:

в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе – организация электро-и газоснабжения поселений),

сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

ритуальных услуг и содержание мест захоронения,

библиотечного обслуживания населения,

освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов (кроме муниципального района),

благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны лесов, расположенных в его границах (кроме муниципального района);

6) создание условий для:

предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования,

обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

7) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (кроме муниципального района);

8) опека и попечительство (кроме поселения);

9) формирование и содержание архивных фондов;

10) территориальное зонирование соответствующих земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля использования земель муниципального образования;

11) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования (кроме муниципального района).

Из числа указанных полномочий, с точки зрения более глубокого рассмотрения их содержания, представляются наиболее значимыми полномочия органов местного самоуправления:

1) по управлению муниципальной собственностью;

2) во взаимоотношениях с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории муниципального образования;

3) по финансовому обеспечению муниципального хозяйства;

4) в сферах земельных отношений, недропользования и охраны окружающей среды;

5) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

6) в сфере предпринимательства.

Право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью основано на положениях ст. 132 Конституции РФ. Однако управлять имуществом еще не значит быть собственником этого имущества, поэтому, если допустить, что органы местного самоуправления не являются собственниками муниципального имущества, иных объектов муниципальной собственности, то возникает вопрос о том, кто же тогда собственник. По этому вопросу в юридической литературе развернулась активная полемика, в которой приняли участие и высказали свои суждения представители различных отраслей права, но к общему выводу не пришли.

Законодательная регламентация этого вопроса тоже оказалась весьма противоречивой. В ст. 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Четкого ответа на вопрос о собственнике здесь тоже нет, так как термин «обеспечивает» может подразумевать и непосредственное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью, и через формируемые им органы местного самоуправления.

Такая двойственная характеристика собственника использована и в принятых на основе Конституции РФ федеральных законах о местном самоуправлении.

В ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Такую конструкцию ч. 1 ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления трудно признать удачной.

Во-первых, несмотря на содержащиеся в статье общие ссылки на Конституцию РФ, обнаруживаются отход от конституционных положений и подмена понятий. За органами местного самоуправления согласно Конституции РФ закрепляется право самостоятельного управления муниципальной собственностью. Наделение лишь органов местного самоуправления полномочиями самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью не отвечает ч. 1 ст. 130 Конституции РФ. Самоуправляется ведь население, а не органы местного самоуправления. Право собственности необходимо населению в качестве одного из условий осуществления самоуправления.

Во-вторых, формулировка ст. 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления лишает субъектов РФ права принимать законы в сфере муниципальной собственности. Регулирование этих вопросов Российская Федерация оставляет за собой, адресуя свои веления напрямую органам местного самоуправления.

В-третьих, порядок самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью органы местного самоуправления определяют сами для себя своими нормативными правовыми актами. В частности, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Кроме этого, ст. 51 названного Закона устанавливается, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Следует признать, поскольку контроль населения за деятельностью муниципальных органов в сфере муниципальной собственности, так же как и участие населения в решении вопросов собственности, не предусмотрены (кроме тех редких случаев, когда полномочия представительного органа осуществляет сход граждан), постольку не исключены и злоупотребления при реализации такой абсолютной самостоятельности органов местного самоуправления.

Между тем полномочия в данной сфере весьма обширны. Органы местного самоуправления в установленном порядке вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и на праве оперативного управления – за муниципальными учреждениями. Остальное имущество составляет муниципальную казну.

В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права муниципальной собственности и другие вещные права на недвижимое муниципальное имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация таких прав осуществляется в том числе и на основании актов органов местного самоуправления, принятых в рамках компетенции этих органов. Органы власти субъектов РФ вправе делегировать органам местного самоуправления часть своих полномочий в области организации системы государственной регистрации права собственности. Органы местного самоуправления вправе, исходя из публичных интересов, издавать акты, ограничивающие (обременяющие) права собственника.

Муниципальные образования обязаны организовать учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества. Представительный орган муниципального образования, как правило, утверждает Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства 1. В целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений 1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на:1) создание музеев поселения;2) участие в организации и финансировании

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов 1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:1) создание музеев муниципального

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа 1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:1) создание музеев городского округа;2) участие в

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения 1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:1) принятие

Из книги автора

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного

Из книги автора

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством,

Из книги автора

Статья 71. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных

Из книги автора

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения

Из книги автора

Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими

Из книги автора

Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного

Из книги автора

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

Из книги автора

26. Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые

Из книги автора

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

Из книги автора

Лекция 13 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности 13.1.Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном правеС принятием Конституции РФ в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Порядка заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

от 10.03.2016 N 4/29)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Уставом сельского поселения Володарское

Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Утвердить "Порядок заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения" (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета депутатов
сельского поселения Володарское
Л.Н. Козлова

Глава сельского поселения Володарское
С.В.Гуцев

Порядок заключения Соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

УТВЕРЖДЕН
решением совета депутатов
сельского поселения Володарское
от 14 января 2016 г. N 2/27

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует заключение между органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Володарское (далее - Поселение) и муниципального образования Ленинский муниципальный район (далее - Район) соглашений о передаче (принятии) полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований (далее - Соглашение).

1.2. В настоящем Порядке применяются следующие термины и понятия:

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (Поселения или Района), решение которых в соответствии с и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

Полномочия органа местного самоуправления - права и обязанности органа местного самоуправления в отношении принятия нормативных и (или) правовых актов, а также осуществления исполнительно-распорядительных функций по решению вопроса местного значения;

Компетенция органа местного самоуправления - совокупность полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения, установленным Федеральным законом;

Соглашение - правовая форма передачи прав и обязанностей по решению того или иного вопроса местного значения между органами местного самоуправления Района и органами местного самоуправления Поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета передающей стороны в бюджет принимающей полномочия стороны.

1.3. Учитывая, что межбюджетные трансферты, являющиеся обязательным условием при подписании соглашения, должны быть включены в доходную либо расходную часть соответствующего бюджета, а копии решения о передаче части полномочий и соглашения приобщаются к перечню документов, лежащих в основе при составлении бюджетов на очередной финансовый год, соглашение о передаче (принятии) части полномочий по решению вопроса местного значения на очередной финансовый год может быть заключено не позднее, чем 01 ноября года, предшествующего году, на который заключается соглашение.

Заключение Соглашений на текущий финансовый год не допускается.

(пункт 1.3. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

1.4. В случае, если инициирована передача (принятие) части полномочий по нескольким вопросам местного значения, в Совет депутатов направляются проекты решений с приложениями отдельно по каждому вопросу местного значения. Заключение соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению нескольких вопросов местного значения не допускается.

(пункт 1.4. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

2. Принципы заключения Соглашения

2.1. Принцип верховенства и федеральных законов.

Не могут быть заключены Соглашения, если это ведет к изменению конституционно-правового статуса муниципального образования, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В случае несоответствия положений Соглашений положениям Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по вопросам местного значения муниципальных образований, действуют положения Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Не допускается заключение соглашений о передаче полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации для самостоятельного решения органами местного самоуправления поселения.

2.2. Принцип равноправия и недопустимости ущемления прав и законных интересов сторон Соглашения.

Стороны соглашения равноправны во взаимоотношениях при передаче полномочий, в том числе при подготовке и заключении Соглашений. При передаче полномочий недопустимо ущемление прав интересов других муниципальных образований.

2.4. Принцип согласования интересов Поселения и интересов Района.

В процессе заключения соглашений согласование интересов Поселения и интересов Района осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.5. Принцип добровольности заключения Соглашений.

Заключение Соглашений осуществляется исключительно на добровольной основе.

2.6. Принцип обеспеченности ресурсами.

При передаче полномочий стороны исходят из условия обеспеченности соответствующих органов финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами принятых полномочий. Передача части полномочий по решению вопросов местного значения на безвозмездной основе не допускается.

3. Компетенция органов местного самоуправления Поселения

3.1. Совет депутатов сельского поселения Володарское (далее - Совет депутатов поселения):

1) принимает решения о передаче (приеме) части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района и наоборот;

2) контролирует выполнение принятых решений;

3) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления поселением принятых (переданных) полномочий района, если иное не предусмотрено Соглашением о приеме (передаче) полномочий.

3.2. Глава сельского поселения Володарское (далее - Глава поселения):

1) инициирует передачу (прием) части полномочий муниципальному району и наоборот;

2) заключает Соглашения о передаче (приеме) части полномочий;

3) организует исполнение заключенных Соглашений о передаче (приеме) части полномочий;

4) обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления Района в процессе подготовки, заключения и исполнения заключенных соглашений.

4. Передача части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района

4.1. Инициировать передачу части полномочий поселения может глава района либо глава поселения.

4.2. Инициацией передачи части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с указанием перечня конкретных полномочий по решению конкретного вопроса местного значения, предлагаемых к передаче, срок заключения соглашения, расчет межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по каждому из вопросов местного значения.

Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о передаче части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

4.3. (исключен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.4. Проект решения о передачи части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

Передать определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

Не передавать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий в тексте Решения указываются:

Перечень передаваемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

4.6. Решение по вопросу о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.7. В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения Району глава поселения направляет с сопроводительным письмом копию указанного решения и проект соглашения на имя главы района для рассмотрения вопроса о принятии районом части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения.

4.8. В случае положительного рассмотрения вопроса о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения поселения Советом депутатов поселения и Советом депутатов района глава поселения подписывает Соглашение.

При возникновении разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

4.9. В случае если решение о передаче полномочий не было принято, при условии, что процесс передачи таких полномочий был инициирован главой района, глава поселения направляет соответствующее уведомление на имя главы района.

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

4.10. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

4.11. Нормативное регулирование вопросов, не отраженных в Соглашении о передаче полномочий, осуществляет Совет депутатов в рамках своей компетенции по инициативе главы поселения.

4.12. Контроль за исполнением полномочий, предусмотренных Соглашением, осуществляется путем предоставления поселению ежемесячных, квартальных и годовых отчетов об осуществлении полномочий, использовании финансовых средств (межбюджетных трансфертов) и материальных ресурсов. Периодичность предоставления отчетов определяется Соглашением.

Форма отчетов и порядок их предоставления устанавливаются Соглашением и являются приложением к Соглашению

4.13. Финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных Соглашением, предоставляются в форме межбюджетных трансфертов.

Ежегодный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета поселения для осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренных Соглашением, устанавливается в соответствии с расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению.

Межбюджетные трансферты, предоставляемые для осуществления полномочий, перечисляются ежеквартально в пределах утвержденных сумм по бюджету поселения.

В случае нецелевого использования межбюджетные трансферты подлежат возврату в бюджет поселения.

5. Принятие части полномочий органами местного самоуправления поселения от органов местного самоуправления района

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

5.1. Инициировать принятие части полномочий района могут глава поселения либо глава района.

5.2. Инициацией принятии части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с приложением копии решения Совета депутатов района и проекта Соглашения. Указанные документы должны содержать:

Перечень полномочий по решению вопроса местного значения, предлагаемых к принятию Поселению;

Расчет межбюджетных трансфертов.

Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о принятии части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

5.3. Администрация поселения на основании поступившего обращения главы района готовит проект решения Совета депутатов поселения с приложением мотивированного заключения. В заключении в обязательном порядке отражаются: необходимость использования собственных материальных ресурсов для осуществления принимаемых полномочий, необходимость привлечения кадров для исполнения принимаемых полномочий.

5.4. Проект решения о принятии части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения.

5.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений:

Принять определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

Не принимать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

В случае принятия Советом депутатов решения о принятии части полномочий в тексте Решения указываются:

Перечень принимаемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

Срок, на который заключается соглашение (не более одного финансового года без права пролонгации);

Размер либо порядок определения (расчет) годового объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

5.6. Решение по вопросу о принятии части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

5.7. В случае принятия Советом депутатов решения принять часть полномочий по решению вопроса местного значения Района глава поселения направляет главе района с сопроводительным письмом копию указанного решения и подписанное главой поселения соглашение либо протокол разногласий на проект соглашения, представленный Районом.

В случае возникновения разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

5.8. В случае принятия Советом депутатов поселения решения не принимать часть полномочий по решению вопроса местного значения Района при условии, что процесс был инициирован главой района, глава поселения направляет копию указанного решения с сопроводительным письмом на имя главы района.

5.9. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

5.10. Поселение в соответствии с условиями Соглашения и расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению, получает из бюджета района межбюджетные трансферты на реализацию принимаемых полномочий по решению вопроса местного значения. Расчет межбюджетных трансфертов производится отдельно по каждому вопросу местного значения.

5.11. Администрация поселения предоставляет органам местного самоуправления района отчеты об осуществлении полномочий и использовании финансовых средств в сроки и порядке, определенные Соглашением.

6. Требования к содержанию Соглашения

6.1. В Соглашении в обязательном порядке указываются:

Предмет (должен содержать указание на вопрос местного значения и распределение между сторонами соглашения функций по его решению);

Права и обязанности сторон;

Объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

Компетенция органов местного самоуправления в осуществлении переданных полномочий;

Контроль за исполнением полномочий;

Срок, на который заключается Соглашение;

Положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного;

Финансовые санкции за неисполнение Соглашения;

Порядок внесения изменений и дополнений в Соглашение.

(в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

6.2. Соглашение вступает в силу и становится обязательным для органов местного самоуправления района и поселения со дня его подписания.

7. Прекращение действия Соглашения

7.1. Соглашение прекращает свое действие с момента истечения срока, на который оно было заключено.

7.2. В случае неисполнения условий Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон. Уведомление о расторжении Соглашения направляется в письменной форме.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант