Юридический портал. Льготный консультант

КСОТ - это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в подразделении, который определяет факторы рисков, управление факторами рисков и создания безопасных условий труда.

Целями и задачами КСОТ является:
вовлечение непосредственных исполнителей работ к управлению ОТ;
выработка у работников поведенческих навыков выявления факторов, которые могут привести к травмам ;
предупреждение случаев производственного травматизма и проф. заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
ведение визуального контроля за состоянием ОТ (визуализация состояния охраны труда в подразделении);
формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области ОТ на рабочих местах и выработка мероприятий по их минимизации.

Порядок проведения КСОТ-П. 1. Ежесменный контроль по КСОТ-П проводит непосредственный руководитель работ (1 уровень контроля). Выявленные замечания заносятся в ведомость несоответствий (руководителями смены, а так же любым работником смены). По окончанию смены непосредственный руководитель работ закрашивает ячейку в бланке визуализации «КСОТ-П» соответствующим цветом согласно Перечню несоответствий. Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным (ОПАСНОСТЬ), оранжевым (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ), желтым (ВНИМАНИЕ), синим (МИКРОТРАВМЫ) или зеленым цветом (ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ), соответствующим выявленному замечанию.

После устранения нарушения в ведомости делается отметка о выполнении. Копии Ведомостей направляются специалисту по охране труда структурного подразделения до 5 числа каждого месяца и хранятся в отдельной папке в течении года следующего за отчетным. Визуальное представление состояния охраны труда на производственном участке. 1 ступень

2. Ежемесячный контроль проводит руководитель производственного подразделения (мастер, начальник ПТО) с участием уполномоченного лица по охране труда. По результатам проверки руководитель подразделения заполняет контрольный лист № 1 с отражением в нем замечаний до 5 числа месяца, следующего за отчетным. В графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующую отметку:
«ДА» (или +) при наличии оцениваемого фактора в полном объеме;
«НЕТ» (или -) при отсутствии одного из показателей оцениваемого фактора;

Контрольные листы № 1 хранятся у руководителя производственного подразделения в течение года в одной папке с Ведомостями несоответствий ежесменного контроля, копия контр. листа №1 предоставляется специалисту по охране труда.

Проверяют:
своевременность, журналы инструктажей работников по охране труда;
наличие инструкций по ОТ, перечней рабочего инструмента, тех. процессов и схем служебных проходов;
состояние маршрутов служебного и технологического проходов;
уровень освещенности рабочих территорий;
исправность двухсторонней парковой связи, стационарной и носимых радиостанций;
обеспеченность работников исправным инструментом, осветительными фонарями;
СИЗ;
наличие знаков безопасности, плакатов, сигнальной разметки, и предупреждающей окраски;
защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
исправность электрооборудования, соблюдение работниками правил электробезопасности;
обеспечение безопасности в служебно-технических помещениях (тепловой режим, освещенность, ограждения оборудования, механизмов, свободность проходов);
соблюдение работниками при нахождении на ж.д. путях мер безопасности, регламента переговоров, ОТ;
проведение ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П;
обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и их содержание;
ограждение и обозначение негабаритных мест и других опасных зон;
соблюдение режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
другие вопросы ОТ.

3. Ежеквартальный контроль - осуществляется комиссионно под председательством руководителя структурного подразделения или его заместителей с участием представителя проф. органа, специалиста по ОТ и обязательно в присутствии руководителя данного подразделения, не реже одного раза в три месяца с охватом всех произв. подразделений по графику.

Проверяют перечень вопросов, соответствующих 3 ступени контроля. По результатам проверки заполняется контрольный лист № 2, аналогично контр. листу №1. Контрольные листы № 2 хранятся у специалиста по ОТ в течение года. Рассмотрение итогов ежеквартального контроля проводит начальник структурного подразделения ежемесячно на планерном совещании.

Ежеквартально проверяют:
организацию обучения по ОТ и проверки знаний требований ОТ;
содержание рабочих мест, оборудования и инструмента;
организацию электробезопасности;
организацию пожарной безопасности;
соблюдение работниками мер безопасности по ОТ;
осуществление контроля за состоянием охраны труда;
обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;
санитарно-бытовое обеспечение;
другие вопросы ОТ.

Количество баллов оцениваемых факторов, не соответствующих требованиям охраны труда вычитаются из максимальной суммы баллов в 100 баллов. За каждое несоответствие снимается по 2 балла, записывается замечание и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Результаты ежесменного, ежемесячного, ежеквартального контроля оформляют протоколом, в котором указывают мероприятия по устранению выявленных недостатков, сроки выполнения мероприятий и лиц, ответственных за выполнение; при необходимости издают приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности. Все бланки «КСОТ-П» размещаются на специальных стендах.

КСОТ-П по охране труда применяется в РЖД с 2013 года, и эта практика уже показала отличные результаты по сравнению с методом трехступенчатого контроля. Как организовать комплексную систему оценки состояния ОТ на производственном объекте – вы узнаете из статьи.

Читайте в статье:

Что такое КСОТ-П

В рамках совершенствования системы управления ОТ в РЖД в 2012 году было принято решение переходить от реактивной модели управления к проактивной. Это принципиально разные методы: реактивный подразумевает реагирование на уже случившиеся ситуации, а проактивный основан на определении целей и создании рабочей модели ОТ, направленной на их реализацию.

С 2013 года в ОАО «РЖД» введен метод визуализированного контроля «Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте» (КСОТ-П). Этот метод заменяет трехступенчатый контроль, по мнению руководства компании, уже исчерпавший свои возможности и ставший формализованным.

КСОТ-П – это многоступенчатый систематический контроль за охраной труда, определяющий и факторы их возникновения. Он направлен на управление рисками и реализацию безопасных условий на рабочих местах.

К целям комплексной системы оценки состояния ОТ относятся: алгоритмизация и автоматизация навыков действий в опасных ситуациях, создание простой и понятной системы контроля за безопасностью (в том числе оценка рисков в баллах), распространение ответственности и участия в охране труда на всех уровнях производства, включая руководство, представителей профсоюза и исполнителей. Также важен анализ собранных сведений и упрощение работы по ОТ.

Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (инструкция)

КСОТ-П условно можно разделить на пять составляющих.

1. Периодичность и методы контроля за состоянием ОТ

Для каждого трудящегося важно знать, что для его нормальной работы будут созданы безопасные условия. Для регулирования и проверки надежности такой защиты создана специальная систем КСОТ. На железной дороге она тоже есть, так как это опасная область народного хозяйства.

Организация контроля над охраной труда на рабочих местах

Периодически проводимое отслеживание соответствия мероприятий по охране труда на объектах, общепринятым утвержденным нормативом называется КСОТ. Главной задачей данной системы является проверка состояния условий труда на рабочих местах, что важно для соблюдения принципов безопасности труда и служит средством предупреждения травматизма на производстве и развития профессиональных заболеваний. Для этой же цели разработан КСОТ П по охране труда РЖД.

Сборник правил по обеспечению безопасности работ на РЖД

Время проведения проверок по КСОТ-П

На РЖД, как и на любом предприятии, имеется КСОТ-П по охране работников при выполнении ими своих обязанностей.

Проводимые проверки могут быть:

  • ежедневными;
  • ежемесячными;
  • ежеквартальными.

По видам такой контроль бывает:

  • оперативным, который проводят руководители и другие ответственные за работу должностные лица;
  • трехступенчатым — административно-общественным;
  • проводимым комиссией по охране труда.

По объектам наблюдения контроль в сфере охраны труда может включать:

  • соблюдение сотрудниками законов и других принятых актов, регулирующих охрану труда в РФ, субъекта страны, принятого коллективного договора и документов, разрабатываемых в самой организации;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а так же умение ими пользоваться;
  • проведение независимых расследований аварийных ситуаций и несчастных случаев, возникающих на производстве;
  • выполнение программам и планов, направленных на улучшение условий и охрану труда, мероприятий указанных в коллективном договоре по данным вопросам, устранение причин несчастного случая, выполнение требований Государственного контроля и надзора по охране труда, другие шаги, направленные на увеличение безопасности труда работников;
  • наличие на каждом объекте инструкций по охране труда, принятых по перечню профессий и видам работ;
  • проведение оценки производственных условий, наличие сертификата;
  • проведение необходимых испытаний и проверка состояния оборудования, машин и механизмов соответствующими техническими службами;

Схема КСОТ-П

  • контроль эффективности действия систем вентиляции и очистки воздуха, а так же состояния иных защитных устройств;
  • проведение периодических обучающих мероприятий, назначение проверок на знание требований охраны труда, своевременное проведение инструктажей;
  • проверка правильности хранения, своевременной очистки, ремонта или замены спецодежды, обуви и иных средств защиты;
  • контроль санитарно-гигиенического состояния всех помещений предприятия;
  • выполнение требований по организации рабочих мест;
  • контролирование расхода средств, выделяемых на улучшение условий труда и охранные мероприятия;
  • предоставление предусмотренных договорами компенсаций за вредную, тяжелую работу, выдача бесплатного спецпитания (молоко и другие продукты);
  • соблюдение соответствия нормативным документам условий труда женщин и детей до 18 лет.

Профилактический контроль, проводимый на постоянной основе, позволяет повысить уровень безопасности труда и предупредить создание аварийных ситуаций в такой важной отрасли экономики, как РЖД.

Важно! Правильно организованная комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте - это основа эффективного управления промышленным производством. Без нее невозможно сделать процесс труда максимально безопасным для самих работников и других людей.

В зависимости от специфики рабочего процесса и структуры организации контроль делят на три ступени:

  • Первая. Проводится руководителями объектов (мастер, технолог, энергетик и так далее) непосредственно на рабочем участке или в бригаде. Делается это ежедневно в начале смены или в любое другое время, если возникла такая необходимость. Такую проверку принято называть крест безопасности.
  • Вторая. Осуществляется начальниками подразделений, а так же их замами на рабочем месте. Происходит это один или два раза в неделю.
  • Третья. Проводится работодателем или представителем высшего руководства предприятия. Проверка бывает раз в месяц.

Важно! Общее руководство организацией системы контроля возлагается на руководителя предприятия. Результаты проверок фиксируются в специализированном журнале.

Что такое бланк визуализации КСОТ-П и как он закрашивается

Результаты проведения ежедневного контроля отражают в специальном бланке «КСОТ-П». Для этого ячейки закрашиваются определенным цветом.

Для этого определены следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • красный.

Выбираются они в зависимости от имеющегося нарушения.

Методика оценки состояния охраны труда для российского вагонного хозяйства основана на перечне предупреждений, который утверждается охраной труда.

Он состоит из нескольких пунктов:

  • Опасность. Окрашивается красным цветом, если было выявлено получение травм, нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, подлезание под стоящим вагоном или ремонт не огражденного подвижного состава, экстренное торможение или авария на рабочем месте, ремонт электрооборудования без специального допуска.
  • Предупреждение. В этом случае ячейка будет оранжевой, если работник находился на рабочем месте без средств специальной защиты, или одежда на нем повреждена. К этому пункту относятся также отсутствие разрешения на выполнение работ и неисправность (отсутствие) используемого инструмента, а также неисправность оборудования и транспортного средства.
  • Внимание. Клеточка будет желтой, если в помещении низкий уровень освещения, неисправно вентиляционное оборудование, у работников не удостоверений, нарушена технология складирования материалов около железнодорожных путей, а также нет средств для тушения возгорания.
  • Нарушение инструкции. Клетка окрашивается синим цветом, если в результате человек получил микротравму без потери трудоспособности.
  • Нарушений нет. Зеленым обозначается ячейка, если рабочий день прошел без нарушений.

Оформляемый по результатам проверок контрольный лист КСОТ П заполняется и хранится у специалиста по ОТ весь год. Рассмотрение итогов проверок третьего уровня проходит на плановом совещании структурного подразделения.

Важно! По результатам ежеквартальной проверки составляется Сводная ведомость бальной оценки состояния охраны труда. В ней отражается период, количество обследованных производственных участков и оценка в баллах.

Что такое ведомость несоответствий

Оформленный в виде таблицы бланк, с указанием отклонений от норм, выявленных органами охраны труда и лицами, проводящими проверку, называется ведомостью несоответствий.

Делается это в течение рабочей смены. При получении небольших травм в данный документ записываются инициалы травмированного сотрудника, причины получения травмы и ее тяжесть, а также время, ушедшее на получение помощи.

Запись в ведомости делается руководителем подразделения, проверяющим лицом или любым другим работником при обнаружении отклонений от норматива.

При этом не следует налагать дисциплинарное взыскание на лицо, обнаружившее данное несоответствие, так как это может привести к сокрытию подобных нарушений в дальнейшем и к необъективности проводимых расследований.

Пример размещения информации по КСОТ-П

Визуализированная карта осмотрщика

Как напоминание о возможных негативных последствиях неправильного исполнения процесса при выполнении прямых обязанностей, на каждое рабочее место составляется визуализированная карта. В ней при помощи специальных символов обозначаются возможные риски и меры защиты от них.

Карта визуализации

Таким образом, система КСОТ, направленная на охрану труда на РЖД призвана обеспечить безопасность при работе в самых сложных условиях. Например, ведя локомотивный состав, машинист обязан помнить, что от его действий зависят жизни пассажиров.

Ответ:

2. .

Ответ:

Бланк «КСОТ-П» -

Ведомость несоответствий –

Контрольный лист –

1. Ежедневный (ежесменный) - машинист-инструктор , дежурный по депо , машинист локомотива

2. Ежемесячный - главный инженер , заместитель начальника депо

3. Ежеквартальный - начальник депо

БЛАНКЕ «КСОТ-П» (Крест безопасности).

ведомость несоответствий

проводят:

ежемесячно

с пометкой

ТЧМ проверяет:

Исправность кресел машиниста и помощника, зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола, исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов, наличие и укомплектованность аптечек медикаментами и средствами медицинского назначения, наличие на локомотивах знаков безопасности труда и т.д.

ТЧМИ проверяет:

Отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);

Состояние рабочих мест в производственном участке, наличие необходимого для работы исправного инструмента, оборудования, приспособлений;

Состояние прилегающей территории, служебных проходов и проездов;

Исправность вентиляции, освещения, индивидуальных и коллективных средств защиты;

Наличие у работников удостоверений по электробезопасности, охране труда, талона по охране труда;

Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения

Наличие и комплектацию на рабочих местах медицинских аптечек

Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом

Состояние рабочих мест на локомотивах на предмет удовлетворения требованиям содержания локомотивов правилам охраны труда, исправность блокировок, оградительных, защитных и предохранительных средств, средств коллективной защиты, освещенности, исправности электрооборудования и т.д.

Наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений, наличие и исправность обустройств жизнеобеспечения, средств связи и т.д.

Наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски, знаков безопасности и сигнальной разметки.

Ежемесячный контроль

Осуществляется ТЧЭГ, ТЧЭЗ,ТЧП, уполномоченный по охране труда

При проведении ежемесячного контроля проверяют:

В цехе эксплуатации – не менее 5 локомотивов, находящихся на тракционных путях депо или станции;

Проведение ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П, выполнение мероприятий, намеченных на устранение выявленных нарушений;

Соблюдение работниками требований инструкций и правил по охране труда;

Участие локомотивных бригад в работе по системе информации «Работник на пути»;

Своевременность проведения инструктажей работников по охране труда, ведение журналов инструктажа;

Своевременность и качество проведения инструктажей и обучения работников по безопасности труда, ведение журналов инструктажа, организацию проведения технических занятий по охране труда работников;

Наличие инструкций по охране труда, перечней необходимого рабочего инструмента, технологических процессов и схем маршрутов служебных проходов;

Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;

Наличие у локомотивной бригады удостоверений по охране труда и электробезопасности, формуляров, талонов по охране труда;

Соответствие содержания маршрутов служебного и технологического прохода «Техническим требованиям к служебным проходам», утвержденным распоряжением от 24 декабря 2012 г. № 2667р;

Другие вопросы охраны труда.

По результатам проверки до 5 числа месяца, следующего за отчетным заполняется контрольный лист № 1.

При заполнении контрольного листа № 1 руководитель подразделения в графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующую отметку:

Ежеквартальный контроль ТЧЭ

Осуществляется не реже одного раза в три месяца руководителем структурного подразделения

с участием:

Представителя профсоюзного органа структурного подразделения;

Специалиста по охране труда;

В присутствии руководителя подразделения.

По результатам проверки до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом заполняется контрольный лист № 2.

При заполнении контрольного листа № 2 руководитель депо (его заместитель) в графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующую отметку:

«Да» (или +) при наличии оцениваемого фактора в полном объеме;

«Нет» (или -) при отсутствии одного из показателей оцениваемого фактора.

Контрольный лист № 2 передается специалисту по охране труда для подготовки анализа состояния охраны труда.

После заполнения контрольного листа № 2 делается оценка состояния охраны труда в подразделении в баллах, отмечаются пункты, по которым выявлены несоответствия и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Подразделение полностью соответствующее требованиям охраны труда оценивается максимальной суммой в 100 баллов.

Ответ:

1. Соблюдать требования нормативных и правовых актов

2. Предоставлять работу согласно трудовому договору

3. Обеспечивать безопасные условия труда и бытовые нужды работников

4. Обеспечивать оборудованием, инструментом, тех. Документацией и др. средствами для работы

5. Обеспечивать и выплачивать полную заработную плату в срок

6. Вести переговоры и заключать коллективный договор

7. Предоставлять полную информацию для заключения трудового и коллективного договоров

8. Знакомить под роспись с новыми актами и их изменениями

9. Выполнять предписания органов по надзору и контролю за ОТ и др. органов, выплачивать штрафы

10. Рассматривать материалы о нарушениях ОТ и принимать меры по их устранению

11. Осуществлять обязательное соц. страхование работников

12. Возмещать работникам вред здоровью при выполнении работы.

Ответ:

1. Физические:

- движущийся подвижной состав

- подвижные и вращающиеся части оборудования локомотива

- повышенный уровень шума на рабочем месте

- повышенный уровень вибрации

- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека

- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны

- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей.

- повышенный уровень инфразвуковых колебании.

- повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха.

- повышенный уровень статического электричества.

- повышенный уровень электромагнитных излучении.

- отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны.

- работа на высоте.

2. Физические и нервно-психические перегрузки.

3. Химические факторы , обладающие раздражающими, сенсибилизирующими действиями.

7. Специальная оценка условий труда: порядок проведения, оформления результатов, осуществления мероприятий по снижению воздействия и устранению опасных и вредных производственных факторов, действующих на работника.

Ответ:

Аттестация рабочих мест по условиям труда - система оценки рабочих мест на соответствие государственным нормативным требованиям гигиены и охраны труда, обеспечивающим безопасные условия трудовой деятельности.

Включает в себя:

1. Гигиеническую оценку

2. Оценка травмоопасности

Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса:

оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Требования охраны труда при повреждении крышевого оборудования.

Ответ:

Подъем на крышу тепловоза на электрифицированных железнодорожных путях и под воздушной линией электропередачи запрещается во всех случаях.

При повреждении крышевого оборудования электроподвижного состава и невозможности дальнейшего следования поврежденную секцию электровоза при всех опущенных токоприемниках необходимо отключить.

Устранение неисправности крышевого оборудования ТПС, находящегося на перегоне под действующей контактной сетью, производится работниками дистанции электроснабжения по наряду-допуску, который выписывает представитель дистанции электроснабжения с включением в него члена локомотивной бригады.

При отсутствии работника дистанции электроснабжения, имеющего право выписки наряда, подъем на крышу подвижного состава осуществляется на основании аварийной заявки, переданной энергодиспетчеру, после снятия напряжения с контактной сети, проверки отсутствия напряжения, установки заземлений. Аварийная заявка должна быть передана работником дистанции электроснабжения, имеющим право быть производителем работ.

В аварийной заявке указывается фамилия и группа по электробезопасности члена локомотивной бригады, который будет принимать участие в осмотре крышевого оборудования.

До заземления контактного провода и получения разрешения работника района контактной сети (дистанции электроснабжения) подъем на крышу локомотива, котел и тендер паровоза запрещается. Контактная сеть и воздушные линии без заземления рассматриваются как находящиеся под напряжением, даже если напряжение снято.

Заземление контактной сети представителями дистанции электроснабжения должно производиться в присутствии машиниста локомотива (или его помощника). Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети.

Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от локомотива и не ближе одного мачтового пролета от него. Если произошел разрыв целиком контактной подвески, т.е. оборваны контактные провода и несущий трос и провода лежат на локомотиве, то для заземления контактной подвески с обеих сторон от места ее обрыва должно быть установлено не по одной, а по две заземляющих штанги.

Все выходы машиниста на крышу подвижного состава после выполнения всех организационно-технических мероприятий по обеспечению электробезопасности должны регистрироваться в журнале формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу, результатов проведенных работ и обязательной подписью машиниста локомотива и представителя дистанции электроснабжения. Первым на крышу локомотива обязан подниматься представитель дистанции электроснабжения, а спускаться с крыши - машинист.

После устранения повреждения крышевого оборудования снятие заземляющих штанг с контактной подвески производится представителем дистанции электроснабжения, о чем дается уведомление энергодиспетчеру.

Требования охраны труда при возникновении аварийной ситуации: возгорание, сход локомотива с рельс, обрыв контактного провода.

Ответ:

При эксплуатации локомотивов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

1) возгорание, приводящее к пожару или взрыву;

2) сход локомотива с рельс;

3) обрыв контактного провода;

4) повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.

Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты, знать способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей , работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному ближайшей железнодорожной станции, поездному диспетчеру и определить с ними порядок дальнейших действий.

В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети и воздушной линии передачи (далее - ВЛ) выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, необходимо сообщить о случившемся поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон. Это место должно быть ограждено сигнальными знаками.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

В случае обрыва и падения контактного провода, провода ВЛ на локомотив или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру и оставаться в кабине управления (будке машиниста).

Запрещается до снятия напряжения с контактной подвески прикасаться, стоя на земле, к частям локомотива.

При обнаружении очага возгорания на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда, оценить сложившуюся ситуацию. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями отраслевых нормативных документов в области пожарной безопасности.

При возникновении пожара на локомотиве под контактной сетью машинист должен немедленно сообщить о сложившейся ситуации поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

Если пожар возник на локомотиве или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятие напряжения с контактной сети и проводов ВЛ и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети и проводов ВЛ и заземление, когда контактный провод касается локомотива или груза и имеется вероятность пережога проводов.

В случае возгорания локомотива с падением на него контактного провода локомотивная бригада должна сойти с локомотива. Перед сходом с локомотива следует надеть диэлектрические перчатки, скинуть на земляное полотно диэлектрический коврик и осторожно, лицом к локомотиву, спуститься на диэлектрический коврик. Во время и после приземления нельзя касаться незащищенными частями тела корпуса локомотива, земли или рельс. Выходить из опасной зоны необходимо в соответствии требованиями, изложенными в подпункте 4.1.6 настоящей Инструкции.

До снятия напряжения с контактной сети и проводов ВЛ тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети и проводов ВЛ, разрешается проводить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и проводов ВЛ ближе 2 м. Тушение указанных горящих предметов водой, химическими пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 метров от контактной сети и проводов ВЛ, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и обильно промыть слабой струей проточной воды.

Если на человеке загорелась одежда, нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.

Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по полу, земле. На человека в горящей одежде можно также накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.

При возникновении пожара на паровозе машинист паровоза должен перекрыть кран на питательном кувшине, не допустить в нефтяной бак притока воздуха, плотно закрыв люки нефтяного бака, и принять меры к остановке поезда и ликвидации пожара.

В случае утечки и воспламенения нефтетоплива под паровозом или тендером пламя следует немедленно сбить песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.

Требования охраны труда при обслуживании аккумуляторных батарей: порядок, запрещенные действия.

Ответ:

Перед осмотром аккумуляторных батарей локомотивная бригада должна выключить рубильник, вынуть предохранители и пользоваться переносным светильником или аккумуляторным фонарем.

При осмотре аккумуляторных батарей запрещается курить, использовать для освещения открытый огонь, а также переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить во избежание самопроизвольного падения.

Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.

Требования охраны труда при продувке тормозной магистрали.

Ответ:

Перед соединением тормозных соединительных рукавов помощник машиниста должен продуть тормозную магистраль локомотива кратковременным трехкратным открытием концевого крана (3 - 5 сек.) соединительного рукава локомотива со стороны состава поезда. Работу следует выполнять в защитных очках.

При продувке тормозной магистрали, во избежание удара головкой соединительного тормозного рукава, помощник машиниста должен, сняв головку рукава с крюка кронштейна, надежно удерживая рукой и прижимая ее к ноге (бедру), плавно открыть (на 3 - 5 сек.) и закрыть концевой кран. При этом струю выпускаемого воздуха направить параллельно поверхности земли, во избежание подъема песка и пыли и засорения глаз.

После продувки тормозной магистрали и соединения тормозных рукавов между локомотивом и первым вагоном помощник машиниста должен открыть сначала концевой кран тормозного рукава локомотива, а затем вагона.

Требования охраны труда при проходе, производстве работ на железнодорожных путях.

Ответ:

При нахождении на железнодорожных путях машинист и помощник машиниста обязаны соблюдать следующие требования безопасности:

1) находиться в сигнальном жилете со светоотражающими накладками и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

2) обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

3) проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";

4) при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

5) переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

6) при переходе железнодорожного пути, занятого железнодорожным подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед сходом с вагона следует предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с локомотива;

7) обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

8) проходить посередине между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

9) при восприятии поезда (визуальном или звуковом) следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4 м - при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, 5 м - при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

10) при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

11) выходя из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений.

При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

1) проходить внутри колеи;

2) переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

3) садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

4) находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

5) перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

6) находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

7) становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

8) переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

9) располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

10) прыгать при спуске с локомотива или с переходной площадки вагона;

11) пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве: работа комиссии, документальное оформление, сроки расследования.

Ответ:

Несчастный случай считается производственным, если он произошел:

1 С работником предприятия.

2 С командированным.

3 Переведенным из другого подразделения.

4 Со студентами-практикантами.

Случаи:

1 При следовании на работу и обратно пешком или на служебном транспорте.

2 При выполнение работы.

3 При привидение порядок рабочей одежды и инструмента.

4 Во время обеда или технологического перерыва.

5 При следования в командировку и обратно.

6 В командировке.

7 При следования по поручению работодателя в интересах предприятия.

8 При ликвидации последствий аварий или крушений.

Комиссия и расследования несчастных случаев:

1 Работодатель или его представитель.

2 Специалист по охране труда или его представитель.

3 Представитель профсоюза.

Сроки расследования:

1 Легкие несчастные случаи - не более 3 кал. дней.

2 Тяжелый; групповой; со смертельным исходом – не более 15 кал. дней

После проведения расследования составляется акт формы Н-1 в трех экземплярах:

1 Один акт - пострадавшему.

2 Второй акт - на предприятии, где хранится 45 лет.

3 Третий - в страховую компанию.

Требования охраны труда при вводе, выводе локомотива в депо, ПТОЛ.

Ответ:

Перед вводом (выводом) локомотива в депо, ПТОЛ локомотивная бригада совместно с мастером (бригадиром) обязаны лично убедиться в том, что:

1) створки (шторы) ворот цеха (стойла) полностью открыты и надежно закреплены;

2) выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны;

3) проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями с табличками "Не входить";

4) на подножках, площадках, лестницах, крыше, в машинном (дизельном) помещении локомотива, на смотровой эстакаде (технологической площадке), в смотровой канаве и рядом с ней отсутствуют люди, оборудование, инструмент, нарушающие габарит;

5) секции локомотива правильно сцеплены;

6) из-под колесных пар убраны тормозные башмаки, а на рельсах нет предметов, препятствующих движению.

Охрана труда: определение, цели и задачи в ОАО «РЖД».

Ответ:

1 Обеспечение работающих знаниям об опасных и вредных факторов, их источниках и влияния на организм человека.

2 Обеспечение работающих знаниями в области создания безопасных условий труда и средств защиты.

3 Выработка умение предвидеть, предупреждать и снижать уровень потенциальной опасности, гарантируя себе, коллективу и предприятию минимальный ущерб.

2. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте («Крест безопасности»): порядок проведения и оформления ежесменного, ежемесячного и ежеквартального контроля .

Ответ:

Комплексная система оценки состояния охраны труда на предприятии (КСОТ – П) - вДирекции тяги заключается в систематическом многоступенчатом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда.

Бланк «КСОТ-П» - бланк в виде креста разделенного на ячейки по количеству дней месяца, в которых цветом заполняются результаты ежедневных проверок состояния охраны труда.

Ведомость несоответствий – бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течении рабочего дня (смены).

Контрольный лист – бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда.

Виды контроля и ответственные лица:

1. Ежедневный (ежесменный) - машинист-инструктор , дежурный по депо , машинист локомотива

2. Ежемесячный - главный инженер , заместитель начальника депо

3. Ежеквартальный - начальник депо

Результаты проверки ежедневного (ежесменного) контроля отражаются в БЛАНКЕ «КСОТ-П» (Крест безопасности).

Выявленные в ходе проверки нарушения дополнительно вносятся в в ведомость несоответствий . При отсутствии нарушений – запись о факте проверки.Заполненные ведомости по каждой колонне рассматривают: ежемесячно - ТЧЭГ, ТЧЭЗ, ТЧП, ежеквартально – ТЧЭ.

Машинисты-инструкторы локомотивных бригад ежедневный (ежесменный) контроль проводят:

1) в рамках штатной работы в депо;

2) во время контрольно-инструкторских поездок КИП;

3) во время целевых проверок ЦПр.

Каждый машинист-инструктор должен ежемесячно проверить не менее 5 локомотивов, независимо от приписки, на предмет их соответствия требованиям безопасности.

По прибытию в депо (пункт подмены) машинист-инструктор должен все нарушения, допущенные локомотивной бригадой при выполнении КИП и ЦПР занести в бланк визуализации «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) и в ведомость несоответствий (текстом).

В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152, с пометкой «Проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.

ТЧМ проверяет:

Наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, наличие защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования

Исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах)

Наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а также защитных средств в необходимом количестве согласно перечню инструмента и инвентаря на локомотиве (диэлектрических перчаток, диэлектрических ковров, штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока), штанг изолирующих, противогазов (выдаются при работе на тепловозах и дизель-поездах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог), шумоизолирующих наушников (на тепловозах и электровозах)

Исправность кресел машиниста и помощника, зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола, исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов, наличие и укомплектованность

КОНСПЕКТ ТЕХУЧЕБЫ для приемосдатчиков на август 2018 года.

Тема 1: Система управления охраной труда. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте. Виды контроля по охране труда.

Методика по организации КСОТ-П и определению факторов рисков по охране труда в дирекциях управления движением, утв. 20.12.2016 и.о. ЦДГ Райзером Р.В., в соответствии СТО РЖД 15.014-2016 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения», утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 02.12.16 № 2436р (с изменениями, утв. распоряжениями от 20.07.17 № ЦД-204/р, от 02.02.18 № ЦД-15/р).

I. Термины, определения и сокращения

1.1.Применяемые термины:

аварийная ситуация: ситуация, характеризующаяся вероятностью возникновения аварии с возможностью дальнейшего ее развития (Свод правил СП 12.13130.2009 Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий);

комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте; КСОТ-П: Систематический многоуровневый контроль за состоянием охраны труда в структурных подразделениях (СТО РЖД 15.014-2016 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения»);

бланк «КСОТ-П»: бланк в виде креста, разделенного на ячейки (количеством не менее 62) по количеству дней (смен) месяца, в которых разным цветом (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым) заполняются результаты ежедневных (ежесменных) проверок состояния охраны труда;

ведомость несоответствий: бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течение рабочего дня (смены);

вредный производственный фактор: производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (статья 209 ТК РФ);

руководитель смены (участка): дежурно-диспетчерский аппарат железнодорожной станции (станционный диспетчер, дежурный по железнодорожной станции, дежурный по горке);

II. Общие требования

2.1.Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) дирекции заключается в систематическом многоступенчатом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью определения факторов рисков, разработки системы управления факторами рисков и создания безопасных условий труда.

КСОТ-П в структурном подразделении предусматривает проведение систематического многоуровневого контроля на трех уровнях:

на первом уровне контроля непосредственным руководителем смены, участка (ДСП, ДСПГ, ДСЦС, ДСЦ, бригадир ПКО - конкретно должности работников определяются локальным документом структурного подразделения) - ежедневно (ежесменно);

на втором уровне контроля руководителем производственного подразделения (ДС - если станция входит в состав ДЦС; ДСЗ, ДСГ, начальник ПКО (КПБ) - если станция является структурным подразделением Д) - ежемесячно ;

на третьем уровне контроля комиссией под председательством руководителя структурного подразделения или по его поручению главного инженера (заместителя руководителя структурного подразделения) - ежеквартально .

2.3. Ответственным за организацию и проведение КСОТ-П в структурном подразделении является руководитель структурного подразделения.

2.6. Целью КСОТ-П является :

вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных

заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;

ведение визуального контроля за состоянием охраны труда в структурном подразделении;

формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию.

Одной из задач КСОТ-П является выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к получению травмы.

При рассмотрении результатов работы системы рекомендуется не привлекать к дисциплинарной ответственности работников и руководителей, обнаруживших несоответствия требований охраны труда, так как подобные действия могут привести к сокрытию нарушений или их необъективному расследованию, что не позволит получить реальной оценки происшедших событий с обеспечением требований охраны труда и принять меры по предотвращению опасных ситуаций.

III. Порядок проведения КСОТ-П

Первый уровень контроля

3.1.1 При проведении ежедневного (ежесменного) контроля непосредственный руководитель работ, назначенный организационно- распорядительным документом структурного подразделения (далее - непосредственный руководитель смены) в начале рабочего дня (смены) проверяет:

Устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Наличие у работников действующих удостоверений и предупредительных талонов по охране труда;

Правильность оформления нарядов-допусков и других документов на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью;

Наличие и исправность у работников спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

Наличие необходимых для работы исправного инструмента, приспособлений и средств связи;

Исправность производственного оборудования (при наличии), транспортных средств;

Исправность средств коллективной защиты: наличие оградительных средств, исправность вентиляционных и осветительных установок;

Состояние рабочих мест, правильность складирования материалов, состояние маршрутов служебного и технологического проходов и проездов;

Наличие первичных средств пожаротушения;

Наличие медицинских аптечек (в установленных местах);

наличие и готовность к работе сигнальных фонарей, в том числе и резервного фонаря;

наличие на рабочем месте дежурного по станции (или у лица, ответственного за его ведение) «Журнала регистрации нарушений по системе информации «Человек на пути».

Выявленные нарушения в начале рабочего дня (смены) непосредственный руководитель смены вносит в ведомость несоответствий в соответствии с формой, приведенной в приложении А.

3.1.2 При проведении ежедневного (ежесменного) контроля непосредственный руководитель работ (смены) совместно с работниками станции (организовывается взаимоконтроль) в течение рабочего дня (смены) проверяет:

Соблюдение работниками требований инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях, правил пожарной и электробезопасности, правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и других правил, обеспечивающих безопасность выполнения работ и технологии производства работ на станции и на производственном участке - при обслуживании работниками станции путей необщего пользования или железнодорожных путей, переданных в ведение других подразделений ОАО «РЖД»;

Отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);

Исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения в течение рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ (смены) вносит в ведомость несоответствий в соответствии с формой, приведенной в приложении А.

3.1.3 Запись в ведомость несоответствий о нарушениях требований охраны труда, выявленных при проведении проверок, или в ходе производственного процесса (кроме непосредственного руководителя работ) может сделать любой работник ОАО «РЖД» в любое время при их обнаружении . При невозможности сделать запись самостоятельно - сведения о нарушении передаются имеющимися средствами связи руководителю смены для внесения информации в ведомость.

Должностное лицо, изъявшее у работника предупредительный талон, или руководитель смены по сообщению должностного лица делает запись в ведомость несоответствий согласно организационно- распорядительному документу ОАО «РЖД». При невозможности сделать запись самостоятельно сведения о нарушении передают имеющимися средствами связи непосредственному руководителю работ (смены) для внесения информации в ведомость несоответствий.

Запись о выявленных микротравмах в ведомость несоответствий вносят в порядке, установленном организационно-распорядительным документом ОАО «РЖД» (при получении работником производственной травмы или микротравмы в ведомость записываются данные травмированного работника - фамилия, имя, отчество, вид повреждения здоровья, основные причины, время отсутствия работника на рабочем месте).

3.1.4 По окончании рабочего дня (смены) непосредственный руководитель работ, назначенный организационно-распорядительным документом структурного подразделения ответственным за заполнение бланков визуализированной информации (далее - бланк КСОТ-П), в зависимости от наибольшей категории опасности нарушений в бланке КСОТ-П закрашивает соответствующую ячейку (красным - при наличии нарушений категории «Опасность», оранжевым - «Предупреждение», желтым - «Внимание», зеленым - «Отсутствие нарушений» или синим цветом - допущенные микротравмы в смене) по таблице Б.1 (Приложение Б). Форма бланка КСОТ-П приведена в приложении Б. Бланк «КСОТ-П» состоит из 31 (28, 29, 30) нумерованной ячейки (каждая ячейка - это день месяца) на листе формата не менее А4;

ячейки поделены по диагонали пополам: верхняя часть ячейки - дневная смена, нижняя - ночная.

В закрашиваемые красным, оранжевым, желтым цветами ячейки вносятся номера подпунктов выявленных нарушений по категории опасности согласно таблице Б.1.

При не устранении нарушений в установленный срок и отсутствии других нарушений ячейку на текущий день (последний день установленного срока) закрашивают в цвет неустраненного нарушения, а в ведомости несоответствий непосредственный руководитель смены (ответственное лицо) делает повторную запись нарушения и указывает причину неустранения, устанавливает новый срок (и так до устранения нарушения).

Если выявленное нарушение не требует капитальных вложений (значительных финансовых затрат) для устранения нарушения и если опасность не угрожает безопасности работников, то закраска ячейки соответствующим цветом производится ежесменно (ежедневно) до полного устранения выявленного нарушения.

Непосредственный руководитель смены (работ) ежедневно перед началом рабочего дня (смены) информирует работников о возможной опасности до устранения нарушения.

При выявлении нарушений второй категории (оранжевый цвет) и третьей категории (желтый цвет) опасностей в течение рабочего дня (смены) и получении работником микротравмы в бланке КСОТ-П на текущий день ячейку закрашивают синим цветом (т.е. по наиболее высокой категории опасностей).

Бланк КСОТ-П и ведомость несоответствий размещают на специальных стендах (в уголках по охране труда) в общедоступных местах – у руководителей смен, местах проведения целевых инструктажей по охране труда

или планерных совещаний. Конкретные места размещения определяются локальным документом руководителя структурного подразделения (допускается также для станций внеклассных, 1, 2 классов - распоряжением).

Порядок организации работы доводится до сведения всех работников станции под подпись.

3.1.5 О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены собственными силами работников смены, непосредственный руководитель смены (лицо, ответственное за проведение ежесменного (ежедневного)

контроля) устно, письменно или имеющимися средствами связи докладывает руководителю производственного подразделения, который принимает меры по их устранению, назначает ответственного и осуществляет контроль за выполнением. После устранения нарушения в ведомости несоответствий непосредственный руководитель работ делает отметку о выполнении.

При выявлении нарушений, касающихся смежных служб, непосредственный руководитель смены (ответственное лицо) сообщает руководителю соответствующего смежного подразделения и, при необходимости, руководителю железнодорожной станции для принятия мер по устранению нарушений.

При проведении КМО на станции проверяется ведомость, по которой анализируется устранение замечаний, полученных по ответственности других служб (ДЭЗ, ПЧ, ШЧ и т.д.) и отражается в системе АС КМО установленным порядком для дополнительного контроля устранения.

После устранения замечания (наличие ответа в системе АС КМО и проверка фактического его устранения) руководитель железнодорожной станции (лицо, ответственное за контроль) в свою очередь делает отметку о выполнении в ведомости сам или передает информацию руководителю центра.

3.1.6 В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, крушению, пожару и взрыву непосредственный руководитель работ (смены) должен:

приостановить работу до устранения нарушений;

немедленно принять меры к ликвидации ситуации, создающей угрозу;

сообщить об этом установленным порядком вышестоящему руководителю;

передать полученную информацию дежурному персоналу подразделений, обслуживающих соответствующие устройства;

проинформировать работников смены о выявленном нарушении (провести целевой инструктаж) и о мерах, принятых к их устранению.

3.1.7 В бланк КСОТ-П на 1 число текущего месяца заносятся данные о количестве дней работы подразделения без травм. Учет ведется от даты последней травмы в данном подразделении, а при получении работником подразделения травмы показатель обнуляется и изменение вносится в бланк КСОТ-П текущего месяца. Для станций датой отсчета считать дату образования дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением.

3.1.8 Заполненные ведомости несоответствий рассматривают руководитель производственного подразделения при проведении ежемесячного контроля, при посещении рабочего места руководителя смены (по докладу руководителя смены), и руководитель структурного подразделения с участием членов комиссии при проведении ежеквартального контроля и принимают необходимые меры для устранения нарушений.

3.1.8 Заполненные ежемесячные ведомости несоответствий и бланки КСОТ-П непосредственный руководитель работ (смены) хранит в течение года.

При не устранении выявленных нарушений, срок хранения продлевают до момента полного устранения.

Второй уровень контроля

3.2.1 Ежемесячный контроль проводит руководитель производственного подразделения (ДС - если станция входит в состав ДЦС; ДСЗ, ДСГ, начальник ПКО (КПБ) - если станция является структурным подразделением дирекции).

При проведении ежемесячного контроля в проверке могут принимать участие уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

Если нарушение в течение текущего месяца не устранено, то данные нарушения переносится в ведомость следующего отчетного периода.

При проведении КМО на станции проверяется ведомость, по которой анализируется устранение замечаний по ответственности других служб (ДЭЗ, ПЧ, ШЧ и т.д.), с дальнейшим отражением в системе АС КМО для дополнительного контроля устранения.

Третий уровень контроля

3.3.1 Проведение ежеквартального контроля осуществляет комиссия, возглавляемая руководителем структурного подразделения или главным инженером (заместителями руководителя структурного подразделения) с участием специалиста по охране труда, представителя профсоюзного органа структурного подразделения и других специалистов, в присутствии одного из руководителя проверяемого производственного подразделения, не реже одного раза в три месяца.

Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда

Выявленные нарушения по категории опасности

1 Опасность первой категории - красный цвет

2 Опасность второй категории - оранжевый цвет

3 Опасность третьей категории - желтый цвет

4 Отсутствие нарушений - зеленый цвет

5 Наличие микротравмы - синий цвет

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант