Юридический портал. Льготный консультант

Особенности творчества
«Он говорил: - Я пишу стихи с детства, а за всю жизнь не написал ни одного стихотворения, сидя за письменным столом. Бродишь где-нибудь - в поле, в лесу или в городской сутолоке... И вдруг нахлынет лирическая волна... И стихи льются строка за строкой... И память сохраняет все, до последней точки. Но иногда, чтобы не забыть, записываешь на ходу на клочках бумаги. Однажды в кармане не оказалось бумажки - пришлось записать внезапные стихи на крахмальной манжетке. Не писать стихов, когда нет зова души, - вот мое правило». (Карпов, 1991, с. 309.)

Характеристика творчества Блока

В первый том стихотворений Блока (1898-1903) вошли три цикла:

«Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши. С другой – тяга к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества.

«Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Идеи Соловьева о «двоемирии», сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки» и т.п. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы – противопоставление «земного» «небесному» и в то же время стремление к их соединению, «встрече», в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды – и сомнения в них, ожидание любви – и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы – и допущение того, что он может быть искажен.

«Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той «тезой», от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антитезу», противостоящую «тезе», и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

«Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».

«Разные стихотворения» и «Город» – в этих двух циклах расширяется охват явлений действительности. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенный, не считает себя достойным оказаться в их рядах. В этих циклах начинает звучать одна из главных проблем для Блока - народ и интеллигенция. Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в этих циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной. По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). Русь – это тайна – вот исходное и итоговое резюме, подчеркнутое кольцевой композицией стихотворения. Поначалу кажется, что тайна Руси проистекает из «преданий старины». Но разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы ее постичь, надо жить одною жизнью с народом.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создает и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом». Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорбленных», обитатель городских подвалов и чердаков. Названия и зачины стихов, а в еще большей степени детали обстановки, окружающей героя кажутся неожиданными в устах певца Прекрасной Дамы. Но удивительно то, что лирический герой воспринимается как авторское «я». И это не актерский прием поэта, играющего соответствующую роль. В этом проявляется существенная особенность блоковского лиризма, которую он не только сознавал, но и активно защищал. Самораскрытие блоковского лирического героя в ряде случаев происходит через «растворение себя» в чужих «я», через «сораспирание» его с этими чужими «я», благодаря чему происходит обретение самого себя.

Поэма «Двенадцать»

Стихотворение «Скифы»

«Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихии природы и повседневной жизни теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти. Отдаваясь своему чувству, герой «Снежной маски», «настигнутый метелью», погружается в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». Символы ветра, метели пройдут через всю поэзию Блока вплоть до поэмы «Двенадцать», знаменуя собой стихийную, динамическую сторону жизни. Героиня цикла почти лишена конкретных примет, ее черты романтически условны. В цикле «Фаина» образ героини обогащается новыми свойствами. Она не только воплощение «стихии души», но и выражение стихии народной жизни. Однако из мира стихий, «бушующих лиловых миров», как определяет сам Блок период «антитезы», отраженный во втором томе, художник выходит не столько с утратами, сколько с обретениями. Теперь «за плечами все «мое» и все «не мое», равно великое…» (Блок – Белому)

«Вольные мысли» – завершающий цикл второго тома, в котором отразилось новое мироощущение поэта. Именно здесь звучат слова, предвещающие переход к третьему, завершающему этапу его «вочеловечения».

Третий том – завершающий, высший этап пройденного поэтом пути. «Тезу» первого и «антитезу» второго тома сменяет «синтез». Синтез – это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущие и в то же время соединяющая в себе по-новому некоторые их черты.

«Страшный мир». Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Она присутствует и в первом, и особенно во втором томе. Ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». Но есть и другая, глубинная его суть, быть может еще более важная для поэта. Человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное воздействие. При этом страдают и нравственный ценности. Стихия, «демонические» настроения, губительные страсти овладевают человеком. В орбиту этих темных сил попадает и сам лирический герой. Душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. Любви тоже нет. Есть «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови». Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличиях.

«Жизнь моего приятеля» - в основе этого цикла прием «двойничества». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. «Очень неприятные стихи Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». (Блок)

«Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Если в «Возмездии» расплате подвергается личность, допустившая воздействие на себя губительных ядов «страшного мира», то в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. Смысловой и ритмической основой цикла стал «гневный ямб».

«Итальянские стихи» (1909). В этом цикле Блок определяет позицию «чистого искусства» как «творческую ложь». «В легком челноке искусства» можно «уплыть от скуки мира», но подлинное искусство – «ноша на плечах», долг, подвиг. Другой вопрос, глубоко волнующий поэта и поставленный им в цикле, - о соотношении цивилизации и культуры. В современной цивилизации поэт усматривает бездуховное, а значит, разрушительное начало. Подлинная культура, по Блоку, неразрывно связана со «стихией», т.е. с жизнью народа.

Раздел «Разные стихотворения» содержит «разные» по своему содержанию стихи. Несколько из них посвящены теме «поэта и поэзии».

«Арфы и скрипки» - название этого цикла связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент Бывают скрипки расстроенные и скрипки настроенные. Расстроенная скрипка всегда нарушает гармонию целого; ее визгливый вой врывается докучной нотой в стройную музыку мирового оркестра Художник – это тот кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя» (Блок). Если скрипки могут быть расстроенными и настроенными, то арфа для Блока – символ музыки, звучащей всегда в унисон с «мировым оркестром». Тематический диапазон цикла весьма широк. Верность или неверность человека «духу музыки» может выражаться в самых разнообразных проявлениях: от высоких взлетов души до ее подчинения «темным стихиям», падения, капитуляции перед «страшным миром». Поэтому многие стихотворения цикла находятся как бы в оппозиции друг другу.

«Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость». С одной стороны, он живо напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания (цикл посвящен оперной певице Л. А. Дельмас) и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви. Да и сам поэт признавался, что в марте 1914 года он «отдался стихии не менее слепо, чем в января 1907», когда была написана «Снежная маска». Однако «Кармен» не повторение пройденного. Гимн стихийной любви звучит здесь уже на новом витке спирали блоковского пути. Образ Кармен у поэта многолик, синтетичен. Кармен – и героиня оперы Бизе, и современная женщина. Она и независимая, вольнолюбивая испанская цыганка, и славянка, которую герой под «заливистый крик журавля» обречен «ждать у плетня до заката горячего дня». Стихийное начало выражено в ней в самых различных его проявлениях – от стихии сжигающей страсти, стихии природы и космоса – до творческой стихии «музыки», дающей надежду на грядущее просветление. Этим и близка героиня цикла лирическому герою. «Кармен» - последний блоковский цикл о любви – не только связан с предшествующими ему «Арфами и скрипками», но является своеобразным переходом к поэме «Соловьиный сад», которая была новым шагом Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней.

«Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии Блока. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Однако наиболее целеустремленно он обратился к воплощению этой темы в период реакции. «Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные, и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира». Но смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России.

«О чем поет ветер» – небольшой цикл, исполненный грустных, элегических раздумий. «Завершая этим сумеречным – с редкими просветами – финалом композицию третьего тома, Блок, по-видимому, стремился к тому… чтобы внутреннее движение в книге не вытягивалось в прямолинейную и подозрительную этой прямолинейностью круто восходящую линию» (Д. Е. Максимов).

Поэма «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.

Стихотворение «Скифы»

В этом стихотворении Блок противопоставляет «цивилизованный» Запад и революционную Русь и от имени революционной «скифской» России призывает народы Европы положить конец «ужасам войны» и вложить «старый меч в ножны». Стихотворение заканчивается призывом к единению.

Характеристика творчества Блока, особенности поэзии блока, Общая характеристика творчества Блока, блок общая характеристика творчества, суть творчества блока, особенность цикла стихи о прекрасной даме

«Снежная вязь»
Лирический герой отдаётся новой стихии – стихии страсти, которая, подобно метели, закружила его снежным вихрем. Во имя любви он готов сгореть на «снежном костре». Символические образы ветра, метели станут сквозными в его поэзии (символ стихии).

Что изменилось в отношениях лирического героя и его возлюбленной?

В «Стихах о Прекрасной Даме между «я» и «ты»- непреодолимое расстояние, антитеза «небо» и «земля». Встреча так и не состоялась. Теперь же появляется «мы», что свидетельствует о состоявшейся встрече, достигнутой гармонии чувств («мы летим в миллионы бездн»).

Из мира страстей и метелей поэт выходит со своими обретениями и потерями. Он учится принимать жизнь во всех её проявлениях. Сам блок говорил, что «художник, мужественно глядящий в лицо миру», вглядывается в «контуры добра и зла ценою утраты части души»

Анализ стихотворения « О доблестях, о подвигах, о славе…».
Проследим движение лирического сюжета. Исходная точка - время, когда “лицо в простой оправе” заставляло забыть “о доблестях, о подвигах, о славе”. Сияющий, подобно иконе, портрет противостоит бытию на “горестной земле”.

Лирический герой погружается в “страшный мир”, противоположный миру “нежности”. Его попытка подняться, вернуть возлюбленную и с ней свою молодость - безрезультатна. “Заветное кольцо” безвозвратно брошено в ночь.

Бытие превращается в сон, в мучительное сновидение о прошлом (“сырая ночь” и “синий плащ”, завернувшись в который, героиня как бы растворяется в ночи, уходит в небытие). Особое значение приобретают три конкретные детали, повторённые дважды: «простая оправа», «синий плащ» и «сырая ночь». Синий цвет – цвет измены.

Последняя строфа говорит о прощании с молодостью и свойственными ей мечтами “о нежности, о славе”. Книга молодости закрыта, и служившее её символом “лицо в его простой оправе” убрано. Но это ещё не означает конца жизни, вступившей в фазу зрелости.

В этом стихотворении обнаруживаются характерные для лирики Блока подчёркнутая субъективность (лирическое “я”), мышление образами-символами (“лицо в простой оправе”, “сырая ночь”, “заветное кольцо”, “синий плащ”).

С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?

А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад», Ф.И.Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»), А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…». Перед нами три стихотворения о любви. Они написаны разными авторами, в разное время и у каждого из них своя судьба. А тема одна – любовь к женщине. По жанру все три стихотворения – « лирические пьесы», имеющие композиционное сходство. Стихотворения Тютчева и Пушкина делятся на три части, а стихотворение Фета – на две, но при этом сохраняется главный принцип деления – две дорогие сердцу поэта встречи с возлюбленной, воспоминания о былом. Темы всех стихотворений тоже сходны: поэты переживают вновь вспыхнувшее чувство любви к конкретным женщинам. Образ любимой женщины через воспоминания «вырастает» в идеал возлюбленной. В идеал на века. Вдохновлённые реальным жизненным случаем, поэты не создали стихи – документы. В конечном счёте эти стихи не только о чувстве Фета к молодой Танечке Берс, не только о любви Пушкина к Анне Керн, а Тютчева - к Амалии Лерхенфельд, но более всего они о высокой человеческой любви. С точки зрения идеи в этих стихах можно найти отличия. У А.Фета мысль о любви в стихотворении сливается с мыслью об искусстве. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Любовная лирика Ф.Тютчева представляет собой единственное в своём роде явление русской поэзии. При всём умении поэта подниматься в своих художественных образах до общечеловеческих обобщений, его стихи о любви всё же в исключительной степени индивидуальны и субъективны.



Если в стихах Фета и особенно Пушкина полностью преодолено эгоистическое чувство любви для себя, то Тютчев не мог от него окончательно освободиться. Биографические факты говорят о том, что подобная самоотверженность в любви не была ему свойственна. Стихотворение Пушкина стоит здесь несколько особняком, потому что назвать его интимным, любовным можно лишь отчасти. Оно выражает сложное чувство: восхищение красотой, возвышенной и одухотворяющей, преклонение пред красотой, благодарность не столько женщине, сколько красоте за душевное и творческое возрождение.



Каждый из поэтов, Фет, Тютчев, Пушкин, шли в поэзии своим путём. Но случилось так, что в зрелом возрасте пути Фета – лирика и Тютчева – лирика сомкнулись с Пушкиным. И Фет, и Тютчев «возвращаются» к Пушкину «на равных», не переставая быть самими собой. Возвращение к Пушкину всегда было в русской литературе возвращением к истинно прекрасному и вечному.

Сопоставление со стихотворением А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Композиция стихотворения Блока, определяющий её лирический сюжет заставляют вспомнить другое произведение - стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Однако то, что “проснулось вновь” для лирического героя стихотворения Пушкина (циклическая композиция), не повторяется в жизни лирического героя стихотворения Блока, для которого “всё миновалось, молодость прошла” (доминирует линейная композиция, выражающая идею необратимости). Совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырёхстишие) и способ рифмовки (перекрёстная).Оба стихотворения написаны ямбом, четырёхстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Композиции стихотворений во многом похожи. Их можно разделить на три части. Первая и вторая части совпадают: первая – это воспоминание о « чудном мгновенье"» и «лице в простой оправе», заставляющее забывать «О доблестях, о подвигах, о славе…»;

вторая – вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни», летящие и кружащие «проклятым роем». А вот третья часть несёт разную смысловую нагрузку: у Пушкина – это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновения», у Блока итогом является вывод: «Все миновалось, молодость прошла!»
Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличаются. Пушкин – поэт гармоничный и ясный. Гармония в мире для него возможна, пока в нём живы любовь и красота. Их временное отсутствие не разрушает идеал. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо – доблесть, подвиги, слава, либо – «ты милая, ты нежная». Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни и творчества.

С5. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере стихотворений В. Маяковского, А. Блока, В. Брюсова, М. Цветаевой)

Литература конца XIX и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получи­ла название Серебряного века. Определение «Сереб­ряный век» относили к русскому искусству в целом. Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художест­венной культуры России, которая была связана с но­выми, модернистскими течениями - символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой. К этому периоду относится творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, Мая­ковского и других великих художников слова.

В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь. «Только влюбленный имеет право на звание человека»,- с гордой уверенностью говорил молоденькой девушке Лизе Пиленко Алек­сандр Блок в феврале 1908 года. На языке сегодняшнего дня это означает «бесконечную ценность челове­ческой личности». Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования. Устами раз­ных поэтов говорится и о могуществе, и о красоте люб­ви, о сопричастности любви всем другим человече­ским порывам и помыслам.

Первая половина XX века полна событиями, по­трясшими мир. Поэзия «никогда не стояла в стороне от бурь времени» Все социальные потрясения прохо­дили через сердце поэта. Стихи о любви, так же как и гражданская лирика, отражают время, судьбу стра­ны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в этих нежных, интимных стихах поэтов первой половины XX века.

Многие читатели полагают, что любовная лири­ка - это область частная, узкая, интимная. Какое за­блуждение! Один и тот же поэт может писать и боевые политические стихи, и переполненные любовью и разочарованием элегии.

Владимир Маяковский - поэт, «революционно мобилизованный и призванный», гневно и страстно взрывает представление о любовной лирике как о чем-то узком, частном. В автобиографии «Я сам» (1922 г.) он упоминает о замысле поэмы «Про это»: « Задумано: о любви. Громадная тема!»...

В этой теме, и личной

и мелкой,

перепетой не раз

и не пять,

я кружил поэтической белкой

и хочу кружиться опять.

«Эта тема», как и весь наш реальный мир, не может оставаться в своем развитии. Эта тема входит даже в космос, во вселенную. Она огромна, «эта тема».

Если Марс,

и на нем хоть один сердцелюдый,

то и он

сейчас

скрипит

про то ж.

У многих других русских поэтов любовная лирика не отгорожена от гражданской лирики какой-то глу­хой стеной. Напротив, лирика гражданская и лирика любовная у великих поэтов едина. Надо просто уметь прочитать поэта.

И у поэтов XIX века, и у поэтов XX века в стихотво­рениях присутствует своеобразная лирическая точка зрения. И чем она индивидуальнее, тем она интерес­нее.

Мне кажется, что среди лириков XX века, писав­ших о любви, А. Блок еще не превзойден. Его творче­ство составляет важнейшую главу во всей истории русской поэзии. Шедевром любовной лирики являет­ся цикл «Кармен». Он посвящен оперной певице пе­тербургского Театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас-Андреевой, замечательной исполнительнице роли Кармен. Любовь трактуется здесь поэтом как мо­гучая, прекрасная, освобождающая все духовные силы человека страсть. Она так велика, эта страсть, что поэт хочет приравнять ее к служению чему-то неземному, может быть, солнцу, может быть звездам. Возлюбленная - это ведь для поэта «кусочек солн­ца»:

Я буду петь тебя, я небу

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь - звездам!

Предметом любви в «Стихах о Прекрасной Даме» является Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, вопло­щающая собой идеал женской души.

На следующем этапе творчества поэта - любовь трагическая, лишь воспоминание с чувством горькой утраты:

Приближается звук. И, покорна щемящему

звуку

Молодеет душа.

И во сне прижимаю к губам твою прежнюю

руку -

Не дыша.

Снится - снова я мальчик, И снова любовник,

И овраг, и бурьян...

С изменениями в миросозерцании поэта происхо­дят изменения и в его творчестве. Тема любви эволю­ционирует, отражая весь духовный путь, пройденный поэтом.

Рядом с Блоком жил и творил К. Брюсов. Но Брю­сов, писавший небольшие лирические стихотворе­ния, был все же эпическим поэтом. Поэтому и в сти­хах о любви он говорит не о себе и своей возлюблен­ной, а о других людях, как это бывает в романе или рассказе. Иногда его темы - это любовь вообще, но любовь, роднящая дух человека «с мировым нача­лом». Не случайно он написал единственное в своем роде стихотворение, которое переводится с латинско­го как «Она понесла во чреве», где воспето и опоэтизи­ровано то, что обычно считается «прозой» любви, скрываемой от всех.

Ее движенья непроворны,

Она ступает тяжело,

Неся сосуд нерукотворный,

В который небо снизошло.

Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. То это трагедия «обманутой верности», то жертвенность и рок, то без­выходность драматических конфликтов.

Любовь (как и всякое большое чувство) Марина Цветаева понимала как действие.

Любовь! Любовь!

И в судорогах и в гробе

Насторожусь - прельщусь - смущусь -

рванусь...

Любить - для нее всегда значит мочь! И поэтому когда возлюбленный не отвечает этой бурной энергии души и сердца,- любовь становится поединком, спо­ром, конфликтом, смертью и почти всегда кончается разрывом. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Она - голая душа! Даже страшно».

Невероятная открытость, откровенность - непо­вторимые черты лирики Цветаевой. Героиня убежде­на, что чувствам подвластны и время, и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам в след Целую вас - через сотни Разъединяющих лет. В драматическом стихотворении «Рас - стояние: версты, мили...» (1925) - не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушению челове­ческих связей.

Любовь может противостоять даже смерти: ...Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен, Смертью выбью! - Верст на тысячу в округе Растоплены снега - и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, что­бы, смеясь над тленом, стихом восстать - иль роза­ном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).

Поэзия Серебряного века оставила нам счастливые и несчастливые человеческие судьбы. Но всегда это судьбы живых людей, сыновей и дочерей своего вре­мени. Произведения, созданные тем или иным по­этом, иногда перешагивают далеко за временные пределы его жизни, остаются в наследство новым поколе­ниям. И уже эти новые поколения перечитывают их строки с благодарностью и считают этих поэтов свои­ми современниками.

История создания цикла стихов Блока "Снежная маска" и "Фаина" Зимой 1906г. Александр Блок познакомился с актрисой театра Коммисаржевской - Натальей Николаевной Волоховой, образом которой были навеяны и пронизаны циклы стихов “Снежная маска” и “Фаина”.“Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города”. В этих стихотворениях заново, лихорадочно познается любовь. Все эти дни он проводит в кружке молодежи, который собрался вокруг актеров театра Комиссаржевской. Белый заметил, что в эти годы у Блока даже почерк изменился, появилась в нем “более хвостиков, закруглений”. Все тридцать стихотворений, составляющих цикл, были написаны в течение двух недель; Блок говорил впоследствии, что при его написании просто «слепо отдался стихии». Он был очень работоспособен в это время. *** Вот явилась. Заслонила Всех нарядных, всех подруг, И душа моя вступила В предназначенный ей круг. И под знойным снежным стоном Расцвели черты твои. Только тройка мчит со звоном В снежно-белом забытьи. Ты взмахнула бубенцами, Увлекла меня в поля... Душишь черными шелками, Распахнула соболя... И о той ли вольной воле Ветер плачет вдоль реки, И звенят, и гаснут в поле Бубенцы, да огоньки? Золотой твой пояс стянут, Нагло скромен дикий взор! Пусть мгновенья всё обманут, Канут в пламенный костер! Так пускай же ветер будет Петь обманы, петь шелка! Пусть навек не знают люди, Как узка твоя рука! Как за темною вуалью Мне на миг открылась даль... Как над белой, снежной далью Пала темная вуаль... Декабрь 1906г. *** После спектаклей темными вечерами они пешком или в кибитке с рысаками колесили по северной столице. Хрупкий мир ранней лирики ушёл в прошлое, и поэта закружила стихия живой жизни. Наталья Волохова была обаятельной женщиной. Высокий стройный стан, бледное лицо с тонкими чертами, черные волосы и широко открытые «маки злых очей». У неё была поразительная улыбка, сверкающая белизной зубов и торжеством. Строгая, рыцарская любовь Блока становится мучительной. Он порывается ехать со Снежной Девой, когда она отправляется на гастроли. Ей удаётся убедить его не унижать этим своего достоинства. Тогда вслед ей летят письма, в которых много лирики и милой заботливости о её здоровье (письма актриса впоследствии уничтожила). «Зимняя» любовь Александра Блока оказалась и впрямь холодной, безответной. Наталья Николаевна, близко соприкоснувшись с тайной поэзии, бесконечно ценила Блока как поэта и обаятельного человека, но при этом не могла любить его обычной женской любовью. Быть может, и потому, что он любил не её живую, а в ней – свою «хмельную мечту». Так ей вполне могло показаться, хотя была и более веская причина. Когда однажды Любовь Дмитриевна приехала к Волоховой и прямо спросила, может ли, хочет ли Наталья Николаевна принять Блока на всю жизнь, Волохова ответила: «Нет». Так же просто и искренне она рассказала, что любить Блока ей мешает ещё неостывшее чувство к другому мужчине. Но духовное общение с поэтом ей упоительно и радостно… *** Главный разговор поэта с возлюбленной состоялся в марте 1908 года в гостиничном номере в Москве, куда Александр Блок специально выехал вслед за театральной труппой. Поэт твердил о своей любви, а она – о невозможности отвечать на его чувство. И на этот раз ему ничего не было разрешено. Теперь поэт был раздосадован всерьёз, между ним и Волоховой появилась враждебность. Вскоре он отошёл от неё окончательно. Последнее стихотворение, посвященное Н. Н. Волоховой - Снежной Маске, Фаине, было без названия. * * * Своими горькими слезами Над нами плакала весна. Огонь мерцал за камышами, Дразня лихого скакуна... Опять звала бесчеловечным, Ты, отданная мне давно!.. Но ветром буйным, ветром встречным Твое лицо опалено... Опять - бессильно и напрасно - Ты отстранялась от огня... Но даже небо было страстно, И небо было за меня!.. И стало всё равно, какие Лобзать уста, ласкать плеча, В какие улицы глухие Гнать удалого лихача... И всё равно, чей вздох, чей шопот,- Быть может, здесь уже не ты... Лишь скакуна неровный топот, Как бы с далекой высоты... Так - сведены с ума мгновеньем - Мы отдавались вновь и вновь, Гордясь своим уничтоженьем, Твоим превратностям, любовь! Теперь, когда мне звезды ближе, Чем та неистовая ночь, Когда еще безмерно ниже Ты пала, униженья дочь, Когда один с самим собою Я проклинаю каждый день,- Теперь проходит предо мною Твоя развенчанная т е н ь... С благоволеньем? Иль с укором? Иль ненавидя, мстя, скорбя? Иль хочешь быть мне приговором? - Не знаю: я забыл тебя. 20 ноября 1908г. *** В 1910 году Волохова вышла замуж и два года не играла на сцене, так как родила дочь. В 1915 году, взяв девочку на гастроли в Казань, она её здесь же и потеряла: малышка заразилась скоротечной скарлатиной и умерла. Горе было так велико, что актриса вновь прервала свою сценическую деятельность и почти нигде не бывала. Только в 1920 году Волохова встретила Блока в Московском драмтеатре. Она радостно пошла к нему навстречу – он молчаливо склонился к её руке. Тут дали занавес, и артистка пошла на своё рабочее место, обещав предстать перед другом в антракте. Но заметно нервничавший Александр Александрович ушел со спектакля. До кончины Блока от неизвестной болезни оставался всего один год…

А.Блок – человек и поэт утончённый. Но в отличие от других утончённых натур, он всегда болезненно тянулся к познанию грубой земной реальности: народного миропонимания, ощущения Родины, жизненной дисгармонии и даже социальной несправедливости. Он рождён быть поэтом вечности, но стремился стать поэтом своего времени. Именно в этом движении от вечности, космоса, небесного идеала к жестокой реальности, преходящему – суть эволюции лирического героя Блока и причины его человеческой и творческой трагедии.

Путь к принятию революционной необходимости, характерной для простонародья упрощённости чувств, права тёмных масс на возмездие приводил его к измене себе, подмене нравственных ценностей и неразрешимым противоречиям.

Почти всю свою лирику сам Блок разделил на 3 тома и назвал эту трёхтомную книгу лирики «трилогией вочеловечения» . Под «вочеловечением» он понимал спуск с небес на землю, дорогу от поисков неясного высшего идеала через познание реальности (которую он назвал «страшным миром» или «болотистым лесом») к простым земным истинам. Это путь от высоты эстетического идеала – к земле и народу, ещё более упрощённо – от мечты к реальности.

В 1 том (примерно 1897 – 1904 годы) входят циклы «Стихи о Прекрасной Даме» и «Распутья». Здесь поиск неясного идеала в образе Прекрасной Дамы – Владычицы Вселенной, Души Мира. Реальные чувства и отношения с Л.Д.Менделеевой – лишь повод к обобщению, взлёту в эфирное пространство, приближению к Деве Света, рыцарскому служению мечте – по всем канонам символизма.

Во 2 томе (1904 0 1908) – циклы «Пузыри земли», «Ночная фиалка», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». Вторгающиеся в сознание поэта события реальной жизни вступают в конфликт с идеальной Душой Мира. Жизнь является в стихиях природы, города и земной любви. Мир предстаёт в дисгармонии, усиливаются гражданские чувства, но сам поэт, принимая веяния новой жизни, себя в неё вписывать не спешит. Стихи начинают строиться на оксюморонах, контрастах, парадоксах, на противоречии прекрасного и отталкивающего. Прекрасная Дама жила в нереальном придуманном мире, а Незнакомка (героиня 2 тома) почти неосязаемо является в мир торжества пошлости. Позиция лирического героя 2 тома – попытка отстоять свою свободу, своё право на мечту и на поэзию в обывательском мире: «В моей душе лежит сокровище / И ключ поручен только мне…» Согласие с «пьяным чудовищем» в конце «Незнакомки» не буквальное («…Я знаю: истина в вине!»), потому что и вино в стакане поэта совсем не то, что в стаканах «пьяниц с глазами кроликов»; это скорее вино мечты, свободы, творчества, которое поможет поэту существовать в этом мире.


В 3 томе (1908 – 1917) – циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». Здесь после идеалов 1 тома и антиидеалов 2 тома – попытка синтеза, нахождения своего места в грубом мире. Звучат мотивы омертвения мира городской цивилизации («Ночь, улица…»), ощущения безысходности, торжества зла («Голос из хора», «Два века»), грехопадения («Грешить бесстыдно, беспробудно…»), принятия грядущего Возмездия за измену идеалу. Главной темой становятся Россия и ценности народной жизни. К ним теперь поэт идёт как к спасению от страшного мира, но – «ценой утраты части души»: «…За мученья, за гибель – я знаю, - / Всё равно: принимаю тебя!».

Загадочная и неосязаемая Незнакомка 2 тома теперь превращается в приземлённую женщину из ресторана, привлекательную и порочную одновременно. Подлинная глубина чувств сменяется театральной игрой в чувства, и поэт принимает правила этой игры.

Загадочная и противоречивая Русь 1 и 2 томов (девушка, жена) теперь предстаёт Россией как ареной вечной борьбы двух взаимоисключающих и одинаково враждебных русской природе стихий – западной (цивилизация, порядок, культура, организованность, разум) и восточной (дикость, необузданность, широта эмоций) – в стихотворениях «Россия», «Река раскинулась…», «Коршун» и др.

Грядущие революционные потрясения вызывали у Блока восторг и страх одновременно. Поэт признавал право тёмных масс на возмездие, но понимал, что это ведёт к исчезновению из жизни гуманистических начал (по сути дела – об этом поэма «Двенадцать»).

Сам Блок высказался о «трилогии вочеловечения» так: «От мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и… - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру… - ценой утраты части души».

Анализ стихотворения А.А.Блока «О, весна без конца и без краю…»

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

Всё равно: принимаю тебя!

В 1906 – 7 годах А.А.Блок находится в особо тяжёлом состоянии духа: рухнули надежды на счастливую семейную жизнь с Л.Д.Менделеевой, как, впрочем, и надежды русской интеллигенции, к которой Блок принадлежал, связанные с революцией. «Страшный мир» как образ-монстр засасывает поэта: буржуазность, разврат, мещанство, которые поэт ненавидел, становятся отчасти и его средой. На этом фоне разворачивается его стремительное увлечение актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Именно ей посвящены циклы второго тома лирики Блока «Снежная маска» и «Фаина».

Стихотворение «О, весна…» открывало в цикле «Фаина» группу стихотворений под общим заглавием «Заклятие огнём и мраком». Горькая парадоксальность, характерная для Блока, видится уже в этом названии-оксюмороне. Здесь, после сладкого обмана «снежно-белого забытья», появилось нечто горько-смятенное и отчаянно-раздольное (как раз в это время и происходит больно ужаливший поэта разрыв с Волоховой).

В первой строфе стихотворения – мажорное приятие жизни: восклицания, звонкое звучание согласных, прямые излияния лирического героя, светлый лексический ряд (весна – мечта – жизнь). Но в последней строке – первый тревожный сигнал: «приветствую звоном щита!» - то есть получается, что герой готов к защите, к бою с этой, как только что казалось, безоговорочно принятой жизнью. Эта двойственность, воспринятая Блоком не только от Н.А.Некрасова, но и от Ф.М.Достоевского (вспомним исступлённые слова Дмитрия Карамазова: «…клянусь, я тебя и ненавидя любил»), характерна и для всего стихотворения. С одной стороны, восторженный, страстный тон, преобладание восклицательных знаков, светлая экспрессия лексики (принимаю, привет, взоры, весна, осветлённый простор поднебесий, с буйным ветром, хмельная мечта); с другой стороны, полноценному, без разбора, приятию жизни словно мешают образы с негативной экспрессивной окраской: «утро в завесах тёмных окна», взоры – «воспалённые», «колодцы земных городов», «томления рабьих трудов» (совсем некрасовское!), - контрастирующие с «пустынными весями» и «осветлённым простором поднебесий». У жизни-женщины «змеиные кудри» (эпитет «змеиный» всегда у Блока несёт негативную окраску), «холодные и сжатые губы» и, наконец, сама встреча названа «враждующей» - очередной оксюморон. Отсутствие божественности жизни («с неразгаданным именем бога») ведёт к приятию жизни без разбора, что называется, в полном объёме, тогда как у Достоевского Иван Карамазов отказывался принять мир, если будет пролита одна невинная слеза ребёнка.

Очевидно, что неразборчивость Блока – только кажущаяся. Понять это помогает второй раз встретившийся в стихотворении образ щита. Оказывается, что лирический герой принимает жизнь как достойного соперника в борьбе, при этом отчётливо сознавая, что ему этот бой не выиграть:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

Любовь-вражда лирического героя А.Блока сродни некрасовской «любви-ненависти». Но есть и существенная разница. У Некрасова это парадоксальное сочетание ставится в заслугу лирическому герою («как много сделал он, поймут и как любил он – ненавидя»), а у Блока любовь-вражда – наказание, голгофа, своего рода сознательная жертвенность. Раздвоенность приобретает отчаянно-мученическую, трагическую окраску, так как за безраздельное приятие жизни следует жестокая и неминуемая расплата – «мученья» и «гибель».

В произведениях, созданных поэтом в эти годы, Прекрасную Даму постепенно вытесняет Незнакомка. В поэзии Блока появляется напряжённое внимание к жизни города.

В 1905 году поэт принял участие в демонстрации, бывал на митингах, изучал жизнь рабочих окраин.

Блок ищет свои пути в искусстве, отходит от С. Соловьёва и

А. Белого, становится участником «сред» Вяч. Иванова, посещает «субботы» в театре Комиссаржевской, где читают и обсуждают новые произведения, репетируют его «Балаганчик». Блок с большим вниманием относился к демократической литературе. Он подготовил статью «О реалистах»; сблизился с новокрестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым; в статье «Вопросы, вопросы и вопросы» (1908) он критиковал символизм. Блок всё больше ощущал отрыв современной культуры от национальных корней. Его литературные пристрастия - И.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.

Первую русскую революцию поэт воспринял как борьбу людей с социальной несправедливостью, насилием и пошлостью. Его идеал - Свобода. Помимо названных тем в стихах этого периода звучат и другие: город сытых и голодных, «весёлых и пьяных», где лирическому герою является Незнакомка, которая уже не символ гармонии, а скорее символ падения лирического героя.

Эти перемены в мировоззрении поэта нашли отражение в цикле «Город» (1904-1908), который составили стихотворения «Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке», «Незнакомка», «Сытые» и др. (Прочитайте несколько стихотворений из цикла «Город». Каким предстаёт в стихах Блока Петербург?)

Одно из самых значительных стихотворений цикла - «Незнакомка» (1906). Композиционно оно делится на две части, первая из которых - окраина города, пошлость быта, которые передаются художественными деталями:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Отметим несовместимость, противоположность эпитетов - «весенний» и «тлетворный»; ироничность в описании:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Вторая часть стихотворения - противопоставление этому миру грязи и пошлости образа Незнакомки и «очарованной дали». Лирический герой в трактирном угарном мире, где «...друг единственный / В моём стакане отражён...», встречает Незнакомку: «...Всегда без спутников, одна, / Дыша духами и туманами, / Она садится у окна».

Блок в 1910 году так объяснял появление этого образа: «...передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественного синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...»

Тему «Незнакомки» Блок развивает в стихотворениях «Там дамы щеголяют модами...», «Твоё лицо бледней, чем было...», «В ресторане».

Стихотворение «В ресторане» (1910) написано через четыре года после «Незнакомки». Однако в них много общего - время, место, герои. Многое повторяется в описании Незнакомки и Дамы в ресторане - шелка, духи. «Дыша духами и туманами, / Она садится у окна», «Девичий стан, шелками схваченный...» («Незнакомка»); «И вздохнули духи, задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка» («В ресторане»). Однако эта внешняя общность не затмевает и различия.

Во втором стихотворении отсутствует элемент загадочности, таинственности, - только «духи»... А вместо восхищения, ощущения близости - игра:

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

Новый этап творческого пути поэта отмечен книгой стихов «Снежная маска» (1907), циклом «Фаина» (1906-1908), драмой «Песня судьбы» (1909). В лирике Блока 1906 года появляются стихи, посвящённые актрисе Н.Н. Волоховой, с которой поэт познакомился в театре В.Ф. Комиссаржевской, где ставили его «Балаганчик». Волохова была молода, необыкновенно красива и к тому же талантлива. В первой постановке «Балаганчика» она играла одну из масок. Актриса стала героиней блоковского цикла «Снежная маска», прообразом его Снежной Девы.

В «Снежной маске», в цикле «Фаина» и драме «Песня судьбы» Блок воспевает земную женщину и любовные страсти, погружается в «снежный мрак очей», во имя любви готов сгореть на «снежном костре»: «Мне слабость этих рук знакома, / И эта шепчущая речь, / И стройной талии истома, / И матовость покатых плеч» («Ушла. Но гиацинты ждали...»). В новой героине Блок находит проявление «Души Мира», он пытается разглядеть её во мгле крутящегося снежного вихря.

Стихия воспринимается поэтом как дисгармония, покоя нет. Страх, неуверенность передаются через природные образы - «снежная мгла взвилась». В стихах этого периода преобладают мотивы огня, выоги, хаоса, масок как символа утраты. Снежный вихрь страсти захватил поэта, он писал произведение за произведением: за полмесяца были написаны 30 стихотворений «Снежной маски». Ритм стихов, как снежная буря, - нервный, задыхающийся.

Поэтому черты героини приобретают романтическую условность: «неизбежные глаза», «очи девы чародейной», «улыбка струится», «лёгкий шаг», «снежная кровь».

В цикле «Фаина» мотив «растраченной души» «перетекает» из одного стихотворения в другое. Открытость миру, готовность принять его таким, каков он есть, звучит в стихотворении «О, весна, без конца и без краю...»: «Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!»; «Принимаю пустынные веси! / И колодцы земных городов!».

Фаина - героиня драматической поэмы «Песня Судьбы», которую Блок пишет в 1908 году. Её герой бросает дом, жену, отправляется по свету и встречается с раскольницей Фаиной. Служа ей, он сначала познаёт новое ощущение мира, а затем, оставленный ею, тонет в снежной метели. Метания поэта пока не могут разрешиться. Он не находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь.

В 1908 году вышел в свет новый сборник стихов Блока «Земля в снегу», в котором отразились реалии современной жизни. Вместо прежней гармонии - хаос, бодрые ритмы, образ балагана («Балаганчик», «Балаган»).

Книга открывается циклом «Страшный мир». Тема «страшного мира» проходит через всё творчество поэта - это и противоречия буржуазного мира, и реакция, наступившая в стране после революции 1905 года, и мещанское болото, предельное опустошение души, отсутствие воли к жизни, разрушение нравственных ценностей. Герой попадает в этот мир, страдает от своей греховности и безверия («Чёрная кровь», «Демон», «Двойник», «Жизнь моего приятеля»), «Песнь ада» повторяет тему Данте, правда, герой Блока не просто наблюдает за мучениями грешников в аду, он сам мученик, в аду встречает самого себя: «Все к пропасти стремятся безнадёжной, / И я вослед...»

Уже будучи зрелым поэтом, Блок рассматривал своё творчество как целостный «роман в стихах». При подготовке «Собрания стихотворений» он разделил свою поэзию на три тома и каждый из них выстроил как эстетическое и идейное единство. Трёхтомник Блок называл «трилогией вочеловечения».

Первый цикл первого тома назывался «Ante Lucem» («До света», 1898-1900). В нём особенно сильны романтические мотивы, просматриваются традиции русской классики, особенно традиции А. Фета - музыкальность, нюансы переживаний, полутона в описании природы, метафоричность содержания, внимание к звукам, выразительность цветовой гаммы. «До света» - это пребывание в одиночестве в предрассветном мраке: «Пусть светит месяц - ночь темна...», «Из царства сумрака и снега...», «Синяя города мгла...». Одиночество романтического героя подчёркивает его оторванность от жизни, от «шумных народов», усталость «от дневных блужданий», с другой стороны, в нём проявляется тяга к жизни: «Я стремлюсь к роскошной воле, / Мчусь к прекрасной стороне...»

Всё чаще и острее в его стихах звучит тема движения жизни по кругу, её безысходности. Две строфы стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...» (1912) напоминают отражение ночного города в воде канала: второе четверостишие по отношению к первому словно перевёрнуто в кольцевой композиции. Эпитеты усиливают идею бессмысленности жизни и смерти. Один из друзей Блока выслушал стихотворение и пошутил, что он его не забудет, потому что и возле его дома на углу есть аптека. Блок сказал серьёзно: «Около каждого дома есть аптека». Аптека - символ перехода из жизни в смерть.

Тему «страшного мира» продолжает цикл «Возмездие» (1908-1913). Возмездие, наказание за содеянное, происходит, если человек творит зло. По Блоку, возмездие - это суд собственной совести. В чём вина лирического героя? В первую очередь - измена, ложь, предательство высоких идеалов, погружение в мир хмеля и страстей, которые приводят к разрушению семейного очага. В личной жизни Блока также произошёл ряд трагедий: смерть ребёнка, разлад в семье, утрата мечты и веры. Наступает расплата - душевная усталость, пустота. Этот мотив звучит во всех стихотворениях цикла.

Завершается цикл стихотворением «Как свершилось, как случилось?..», в котором поэт пытается понять лирического героя, анализирует его жизнь, осуждает за содеянное: «Недостойный раб, сокровищ, / Мне вручённых, не храня, / Был я царь и страж случайный. / Сонмы лютые чудовищ / Налетели на меня».

В цикле «Ямбы» (1907-1914) тема возмездия трансформируется. Возмездие грозит не отдельному человеку, а всему миру. Вместе с тем лирический герой надеется обрести силы для общественного служения. В стихах этого цикла звучит вера и оптимизм: «О, я хочу безумно жить: / Всё сущее - увековечить, / Безличное - вочеловечить, / Несбывтпееся - воплотить!»

В 1914 году Блок знакомится с певицей J1.A. Андре-евой-Дельмас, которую увидел в роли Кармен в одноимённой опере Бизе. «Я потерял голову. Всё во мне сбито с толку...» - писал Блок об этой встрече. Поэтический отзвук нерпой встречи воплотился в строчках:

Сердитый взор бесцветных глаз.
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий - таянье и пенье.
Так я Вас встретил в первый раз.
«Сердитый взор бесцветных глаз...», 1914

Блок посвятил Дельмас цикл «Кармен», многие стихи цикла «Арфы и скрипки» и поэму «Соловьиный сад». В описании Кармен запечатлены черты певицы: «нежные плечи», «пугающая чуткость» «нервных рук и плеч»... Дыхание испепеляющей страсти, «цыганская стихия», любовь, музыка, печаль и радость переплелись в стихах. Кармен и героиня оперы, в которой кипит «И злость, и ревность, что не к Вам / Идёт влюблённый Эскамильо...», и современная женщина, которая поэту близка и дорога («И песня Ваших нежных плеч / Уже до ужаса знакома...»). «Сколько счастья было у меня с этой женщиной», - запишет он позже. Это была последняя любовь поэта, а цикл «Кармен» - последний цикл о любви.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант