Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"
В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения - приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 года прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения .
3.1. Руководителям Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне принять меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Административным регламентом, и оснащению ими строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, участковых уполномоченных полиции.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
______________________________
Регистрационный N 14112
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административным регламентом урегулирован порядок действий сотрудников госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения.
В частности, регламентировано осуществление следующих административных процедур: остановка ТС и пешехода; регулирование дорожного движения; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя ТС, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния ТС; осмотр и досмотр ТС. Определены особенности изъятия водительского удостоверения; задержания ТС и запрещения его эксплуатации; выезда на место ДТП. Кроме того, урегулированы направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; административное задержание; доставление и др.
Граждане, права и законные интересы которых были нарушены незаконными действиями или решениями сотрудников госавтоинспекции, вправе их обжаловать в вышестоящем органе (вышестоящему лицу) либо обратиться непосредственно в суд.
Жалобы могут подаваться по почте, на личном приеме, по информационным системам общего пользования или через специальные разделы на Интернет-сайтах органов внутренних дел РФ. О нарушении своих прав и законных интересов в результате противоправных действий (решений) сотрудников госавтоинспекций также можно сообщить по номерам телефонов дежурной части соответствующего подразделения, органа управления, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ.
Установлены формы следующих процессуальных документов: протокол об административном правонарушении; объяснения потерпевшего (свидетеля, правонарушителя); постановление-квитанция о наложении административного штрафа; схема места совершения административного правонарушения; постановление по делу об административном правонарушении; протокол об отстранении от управления ТС и др.
Административный регламент вводится в действие с 1 сентября 2009 г. До указанной даты сотрудники госавтоинспекции должны сдать зачет на знание положений регламента.
Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"
Регистрационный N 14112
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие , предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.
Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.
Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.
Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:
Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.
Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.
ВАЖНО . При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).
То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.
Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?
Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.
Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.
Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.
ВАЖНО . В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.
При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.
Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.
С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?
Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.
Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:
Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.
Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.
ВАЖНО . Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.
Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.
И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой:
Видео — гражданам по-прежнему разрешено снимать инспекторов ГИБДД:
Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.
Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.
ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).
Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.
Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.
Во что это выльется на практике покажет время.
Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?
Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте , если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.
Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.
И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.
И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.
В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).
Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.
По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.
Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.
Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).
ВАЖНО . Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).
Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.
Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).
С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.
Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉
Основным исполнительным документом для реализации требований Административного кодекса в области безопасности дорожного движения является постановление об административном правонарушении ГИБДД, который оформляется полицейским инспектором при нарушении ПДД со стороны водителей при остановке автомобиля или по материалам .
В некоторых случаях вместо него инспектор составляет на месте остановки протокол правонарушения, который также является необходимым атрибутом процессуальной части исполнения административной ответственности водителей. Вопрос, чем отличаются эти документы в правовом отношении, волнует многих автолюбителей, так как каждому из них приходится на практике не раз выяснять отношения с инспектором ГИБДД по поводу того или иного нарушения ПДД и получать от них официальные бумажки.
Весь процесс исполнения наказания за административное правонарушение в области безопасности дорожного движения состоит из нескольких этапов, которые можно обозначить, как:
Протокол и постановление составляются и используются на первых двух указанных выше процессуальных этапах.
Протокол о нарушении ПДД является документом, фиксирующим и описывающим сам факт нарушения. Он служит основанием для заведения дела по факту совершённого правонарушения с целью привлечения нарушителя к административной ответственности. В сущности это изложенная в письменном виде и в установленной форме доказательство версии произошедшего события с точки зрения инспектора ГИБДД, остановившего машину или прибывшего на место ДТП.
Регламентом ГИБДД установлены требования к содержанию и оформлению протокола и одним из его пунктов является обязательное наличие подписи нарушителя об ознакомлении с документом и согласии с его содержанием. Протокол не является исполнительным документом, определяющим меру наказания, и не может быть обжалован нарушителем (гл.22 КАС РФ).
Протокол о нарушении ПДД составляется инспектором ГИБДД в следующих случаях:
Постановление о нарушении ПДД является тем документом, который определяет меру наказания за допущенное правонарушение и требует исполнения своего решения виновником события. Решение постановления может быть двояким – определять меру ответственности нарушителя или освобождать его от ответственности. В любом случае оно подлежит исполнению в течение 2-х месяцев или обжалованию в течение 10 суток.
Решение выносится на основании требований соответствующих нарушению статей КоАП РФ с учётом смягчающих или отягчающих вину нарушителя обстоятельств. Таким образом, в отличие от протокола, постановление является уже окончательным вердиктом в привлечении нарушителя к ответственности, т.е. тем самым исполнительным документом наказания.
Варианты оформления постановления об административном правонарушении ГИБДД:
Если водитель совершил сразу несколько нарушений по разным пунктам ПДД, то инспектором, остановившим машину нарушителя, составляется одно постановление, в котором перечисляются все допущенные правонарушения.
Срок действия постановления о нарушении ПДД составляет 2 года. Несмотря на столь длительный период есть водители, стремящиеся не оплачивать выписанные штрафы в надежде успешно переждать Однако такие действия чреваты более неприятными последствиями, как начисление дополнительных штрафов за просрочку сроков погашения и применение мер принудительного взыскания долгов со стороны судебных приставов.
При несогласии с резолюцией постановления водитель имеет право обжаловать его в вышестоящей инстанции ГИБДД или суде. Срок представления жалобы в соответствующую инстанцию установлен не позднее 10-ти суток со дня получения постановления. При этом следует иметь в виду, что десятидневный срок включает в себя выходные и праздники, поэтому не следует откладывать надолго оформление и подачу заявления, тем более что нужно успеть подготовить обосновывающие жалобу документы.
Если установленный для обжалования срок был упущен по уважительным причинам (командировка, болезнь, природные катаклизмы и т.д.), то по закону он может быть восстановлен при приложении к заявлению соответствующего ходатайства с документальным подтверждением причины упущения. Срок обжалования не восстанавливается, если заявитель имеет адвоката или другого полномочного представителя, в обязанности которого входит решение вопросов в отведённое законом время.
Инстанция, куда следует подавать жалобу, зависит от органа, оформившего постановление о нарушении ПДД (см. ст. 30.1 КоАП):
Заявителю следует знать, что обжалование постановлений по нарушениям ПДД не облагается государственной пошлиной, однако для успешного завершения дела нужно иметь веские доказательства своей правоты, основанные на положениях законодательных актов.
20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.
Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.
101273 7