Юридический портал. Льготный консультант

Статья 28.7. Административное расследование

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр - на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 409-ФЗ

5) решением руководителя вышестоящего органа прокуратуры по делам о незаконном вознаграждении от имени юридического лица - на срок до двенадцати месяцев в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 29.1.1 настоящего Кодекса.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В случаях, требующих наиболее тщательного или полного изучения обстоятельств по делу об административном правонарушении, должностное лицо может проводить административное расследование в сроки, установленные административным законодательством.

В этой статье:

Понятие и сущность административного расследования

Административное расследование имеет место быть в каждом выявленном правонарушении, однако его продолжительность, сроки и порядок ведения зависит от обстоятельств выявления административного проступка.

В большинстве случаев, проведение административного расследования не требуется, так как обнаруженные обстоятельства позволяют наиболее полно и объективно свидетельствовать о всех признаках правонарушения.

Например, при выявлении нарушения скоростного режима, зафиксированного камерой фото фиксации скорости, подтверждает неоспоримые доказательства вины данного гражданина.

В других случаях, когда требуется более тщательный подход в рассмотрении административного дела, может потребоваться дополнительных мероприятий для сбора доказательственной базы.

Сроки для административного расследования

Законом четко ограничено время для ведения административного расследования. В течение месячного срока, должностные лица должны провести все необходимые для этого мероприятия. В зависимости от сложности дел по административным проступкам, допускается продление указанного срока.

Для этого необходимо вынесения ходатайства должностным лицом о продлении. Случаями для продления может быть следующее:

  • Одобрение на увеличение срока на расследования руководителем, но не более чем на один месяц
  • Продлить срок может также вышестоящий орган или должностное лицо, например, соответствующая инстанция таможенного органа – до шести месяцев
  • Если при выявлении правонарушения на транспорте обнаружен факт телесного причинения вреда здоровью, то начальником ДПС срок расследования можно продлить до шести месяцев
  • При выявлении правонарушения в области организации незаконного игорного бизнеса, срок продлевается до шести месяцев

По каждому факту увеличения срока на расследование, должностное лицо должно вынести определение, с указанием причин и сроков на продление.

Порядок ведения административного расследования

По общему правило расследование будет проведено там, где было выявлено или совершено правонарушение. Это правило продиктовано задачами административного производства, согласно которым по каждому делу должна прослеживаться объективность, полнота и справедливость привлечения виновного к административному наказанию.

В этом есть и логика, так как должностное лицо, расследующее данное дело должно исследовать все обстоятельства правонарушения по месту его совершения.

Лица, совершившие правонарушения, а также потерпевшие лица могут знакомиться с материалами расследования, быть уведомлены о продлении срока, а также давать необходимые объяснения и представлять материалы и документы.

Результат административного расследования

Итогом административного расследования будет подготовка процессуальных документов, согласно которым виновное лицо подлежит привлечению к административному наказанию или освобождается от ответственности.

При подтверждении фактов и обстоятельств совершенного правонарушения, составляется протокол, который направляется на рассмотрение административного дела с целью вынесения административного наказания.

Если же, в ходе расследования не будет доказана причастность лица в совершенном правонарушении или недостаточная доказательственная база, то должностное лицо должно вынести решение в виде постановления. Постановление будет свидетельствовать о прекращении данного дела.

Проведение административного расследования - неотъемлемая часть процесса привлечения к ответственности в определенных законом случаях. Большинство случаев привлечения к ответственности за противоправные деяния административного характера эту стадию не проходят.

Что такое административное расследование

Административное расследование - это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.

Проведение административного расследования - необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.

Проверка административного типа - совокупность действий процессуального характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.

Сущность глубокой проверки в следующем:

  1. Установление обстоятельств противоправного деяния административного характера.
  2. Фиксирование установленных обстоятельств.
  3. Юридическая квалификация деяния административного характера.
  4. Оформление процессуальных документов.

Административное расследование, по КоАП РФ, проводится в сферах, закрепленных в части 1 статьи 28.7:

  • законодательство антимонопольной сферы;
  • законодательство в области патентования;
  • монополии естественного типа;
  • рекламное законодательство;
  • законодательство в сфере акционерных обществ;
  • рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;
  • законодательство страховой сферы;
  • сфера выборов и референдумов;
  • сфера противодействия отмыванию и легализации доходов, которые были получены незаконными путями;
  • сфера финансирования террористических организаций и их действий;
  • законодательство о противодействии в Российской Федерации терроризму по противоправным деяниям административного характера, установленным статьей 15.27.1 Кодекса;
  • законодательство, определяющее методы борьбы с коррупцией;
  • законодательство трудовой сферы;
  • сфера рыночного манипулирования и неправомерного использования информации инсайдеров;
  • законодательство о средствах и веществах наркотического или психотропного типа или прекурсорах этих веществ;
  • законодательство о предотвращении использования допинга, о борьбе с допингом в сфере спорта и физической культуры в целом;
  • сфера нарушений требований к содержанию положений и регламентов, устанавливающих порядок проведения соревнований спортивного характера;
  • коммунальные тарифы, антимонопольное законодательство;
  • сфера рекламной деятельности;
  • сфера азартных игр и развлечений;
  • законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Законодательство регулирует много других сфер, при которых необходимо проводить глубокой проверки административного характера.

Проверка по нарушениям законодательства проводится в несколько этапов:

  1. Принятие решения о проведении глубокой проверки сообщения о нарушениях в сфере законодательства.
  2. Установление всех необходимых и имеющихся обстоятельств рассматриваемого дела.
  3. Приостановление проведения глубокой проверки (если в этом есть объективная необходимость).
  4. Оформление в процессуальной форме результатов глубокой проверки о нарушении законодательства.
  5. Направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  6. Дополнительное проведение глубокой проверки совершенного противоправного деяния административного характера (если вышестоящий орган вернул дело на доследование).
  7. Повторное направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
  8. Вынесение Постановления о привлечении виновного лица к ответственности.

Повод для глубокой проверки

Повод для административного расследования - это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Виды поводов


Определение о проведении административного расследования

Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.

Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.

Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.

Элементы определения

Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:

  1. Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
  2. Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
  3. Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.

Порядок проведения расследования

Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.

Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.

Процессуальные действия при расследовании

При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:

  • Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
  • Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
  • Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
  • Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
  • Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
  • Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
  • Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
  • Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
  • Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
  • Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).

Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие характера.

Срок проведения расследования административного характера

Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования - это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.

В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.

Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:

  1. Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
  2. Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  3. Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
  4. Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.

Определение о продлении срока

Определение о продлении срока расследования - это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.

Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:

  • Место и дата составления документа.
  • Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
  • Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
  • Конечная дата продления расследования.
  • Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
  • Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.

Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.

Результаты рассмотрения дела

В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:

  1. Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
  2. Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).

Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.

  • 31. Понятие, цели и основания назначения административного наказания.
  • 32. Система и виды административных наказаний.
  • 33. Характеристика основных и дополнительных административных наказаний.
  • 34. Общие правила назначения административного наказания.
  • 35. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
  • 36. Основания применения административного ареста, юридическая характеристика.
  • 37. Основания применения административного штрафа, юридическая характеристика
  • 38. Основания применения конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, юридическая характеристика.
  • 39. Основания применения лишения специального права, юридическая характеристика.
  • 40.Административные правонарушения в области дорожного движения, общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 42. Административные правонарушения за занятие проституцией. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 43. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. (ст.18.1)
  • 44. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. (18.2)
  • 46. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 47. Мелкое хулиганство. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 48. Появление в общественных местах в состоянии опьянения. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 49. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 50. Нарушение требований пожарной безопасности. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 52. Современные проблемы кодификации административно-деликтного процессуального законодательства Российской Федерации и пути их решения в начале нового столетия.
  • 53. Общая характеристика, особенности юридических составов и квалификации административных правонарушений, установленных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • 54. Компетенция судьи, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.
  • 55.Дела об административных правонарушениях, находящиеся в исключительной подведомственности судов.
  • 56. Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • 57. Делинквент как участник административно-деликтного процесса.
  • 58. Особенности правового положения несовершеннолетнего, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  • 59. Потерпевший как участник административно-деликтного процесса.
  • 60. Защитник и представитель, их права и обязанности.
  • 61. Свидетель, его права и обязанности.
  • 62. Понятой, его права и обязанности.
  • 63. Постановление по делу об административном правонарушении.
  • 64. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях как заключительная стадия административно-деликтного процесса.
  • 65. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 67. Единоличное и коллегиальное производство. Порядок образования коллегиальных органов. Правомочность их заседаний. Виды коллегиальных органов.
  • 68. Система стадий производства по делам об административных правонарушениях.
  • 69. Основные и факультативные стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 70. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 71. Административное расследование.
  • 72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
  • 73. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
  • 74. Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
  • 75. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях. (глава 29.1 КоАп)
  • 71. Административное расследование.

    Административное расследование - представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

    Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

    Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.

    Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем . Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

    Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.

    В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.

    Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм. правонарушения.

    72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

    Статья 29.7. КОАП РФ:

    1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

    2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

    "

    Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени.

    Административное расследование проводится в различных случаях, так как оно имеет широкий спектр областей, где оно может быть применено. Подробный список того, в каких случаях проводится эта процедура, представлена в части 1 ст. 28.7 КоАП РФ. В данной публикации будут рассмотрены разные стороны этого законодательного акта в упрощенной и доступной для понимания форме.

    Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям.

    Какие действия относятся к административным нарушениям?

    Эта позиция освещена в главе 2 ФЗ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года.

    Определение административного правонарушения, подробно оговорено в статье 2.1 вышеуказанного закона.

    В это понятие входит достаточно много деяний, которые при их расследовании могут перейти в разряд уголовных преступлений.

    1. Административным правонарушением, согласно КоАП РФ, считается противоправное деяние или же бездействие гражданина (юридического или физического лица), после совершения которого наступает административная ответственность.
    2. Если юридическое лицо, имевшее возможность соблюсти все установленные законом нормы, пренебрегло ими, то оно считается виновным в совершении правонарушения.
    3. Как юридическое, так и физическое лицо при выявлении его виновности в совершенном правонарушении равно привлекается как к административной, так и уголовной ответственности.

    Привлекаться к уголовной и (или) административной ответственностям может как физическое, так и юридическое лицо

    Разные формы вины граждан

    Статья 2.2. дает информацию о форме вины гражданина.

    1. Умышленным правонарушением считается сознательно совершенное гражданином действие или же его бездействие, в результате которого наступили негативные последствия. Другой вариант — гражданин желал наступивших последствий и сознательно допустил их, или же просто не предпринял действий для их предотвращения.
    2. Правонарушение считается произведенным по неосторожности, если гражданин предполагал наступление негативных последствий и пытался их предотвратить, однако не рассчитал свои возможности, хотя должен был их предвидеть. В данном случае равно, как и в предыдущих моментах, учитывается как действие, так и бездействие гражданина.

    Важно! Наказания за умышленное деяние и произошедшее по неосторожности значительно разнятся между собой. Умышленное нанесение вреда, в зависимости от его тяжести, в процессе проведения расследования вполне может перейти из категории административного правонарушение в уголовное преступление.

    Минимальный возраст, с которого наступает административная ответственность

    С какого возраста гражданин может быть привлечен к административной ответственности, оговорено в статье 2.3.

    1. Ответственность по административному правонарушению наступает при достижении гражданином возраста 16-ти лет.
    2. Лица в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут быть освобождены от ответственности по решению комиссии, занимающейся делами несовершеннолетних граждан. Она может учесть положительные данные о нарушителе, а также обстоятельства, во время которых было совершено конкретное действие или бездействие. Освобождение от ответственности предусмотрено ФЗ о правовой защите несовершеннолетних граждан.

    Важно! Ответственность за правонарушение, совершенное несовершеннолетним гражданином наступает в шестнадцатилетнем возрасте, а наказание за него зависит от тяжести и вреда, нанесенного потерпевшему лицу.

    Статьи об административной ответственности конкретных граждан

    Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.

    Законодательный документ Название документа
    Статья 2.4 «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц»
    Статья 2.5 «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания»
    Статья 2.6 «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц»
    Статья 2.10 «Административная ответственность юридических лиц»

    Важно! Граждане, не имеющие гражданства РФ, но совершившие на территории страны противоправные действия, могут быть высланы за ее пределы. Эта мера является одним из форм наказания.

    Административная ответственность владельцев транспорта

    Статья 2.6.1. введена ФЗ №210-ФЗ от 24.07.2007 года и освещает вопрос об административной ответственности граждан, имеющих во владении транспортные средства. В связи с тем, что сегодня практически каждая семья имеет один или даже два автомобиля, эту статью стоит рассмотреть более подробно.

    Собственники транспорта могут быть привлечены к ответственности в том случае, если они совершили нарушение правил дорожного движения или же нанесли вред благоустроенной территории, что было зафиксировано одним из специализированных технических средств, работающих в автоматическом режиме, они привлекаются к административному наказанию (ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 года).

    От ответственности могут быть освобождены владельцы транспорта, если они подали жалобу по вынесенному по делу постановлению и при ее рассмотрении выяснилось, что в момент совершения нарушения закона, средство передвижения находилось в пользовании или полноценном владении у другого гражданина или же было украдено у владельца (ФЗ No175-ФЗ от 23.07.2010 года).

    Административная ответственность владельцев земельных наделов или другой недвижимости

    Ответственность вышеназванной категории граждан оговорена в статье 2.6.2, введенной ФЗ № 133-ФЗ от28.07.2012 года. Она содержит два подпункта.

    1. Граждане, совершившие правонарушение, связанное с благоустройством территории, ее переоборудованием, перемещением или сносом объектов, а также общей ее эксплуатации, несут административную ответственность в том случае, если их действия зафиксировались специализированными техническими средствами. К таким средствам относятся фото- и видеоаппаратура. По этому пункту несут ответственность владельцы и собственники земельных наделов и другой недвижимости.
    2. Освобождение от ответственности граждан, являющихся владельцами земельных наделов или недвижимости, происходит в том случае, если в процессе разбирательства по составленной жалобе выяснится, что в период совершения правонарушения участок или другая недвижимость находилась во владении другого лица (ч.3 ст.28.6. КоАП РФ).

    Важно! Свалка мусора на благоустроенной территории, зафиксированная на камеру, может привести к серьезным неприятностям. Нарушителя не только обяжут за свой счет вывезти мусор, но и наложат на него штрафные санкции.

    Кроме этого, избежать ответственности удастся, если получится доказать, что противоправное действие было совершено другим лицом, а собственник не имел возможности его предотвратить или же им были безуспешно предприняты все возможные действия.

    Факторы крайней необходимости

    Существуют случаи, когда действия гражданина не квалифицируются, как административное правонарушение, о чем говорится в статье 2.7. КоАП РФ. К таким факторам причинения вреда относится крайняя необходимость их совершения.

    Например, возникновение обстоятельств, угрожающих одному или нескольким лицам, государственным или общественным интересам. Такие действия не считаются правонарушением, если возникшая опасность не могла быть предотвращена другими мерами или же нанесенный вред меньше, чем предотвращенные действия.

    Невменяемость гражданина

    Лицо, совершившее правонарушение, находясь в невменяемом состоянии и не осознающее производимых действий или же бездействия из-за хронического или временного расстройства психики, а также слабоумия, не подлежит привлечению к административной ответственности (статья 2.8.).

    Малозначительность правонарушения

    Гражданин, совершивший правонарушение, которое признано малозначительным судом или лицом, уполномоченным решать вопрос о его виновности или невиновности, освобождается от ответственности.

    Важно! Существует достаточно много действий, которые некоторые граждане не относят к административным правонарушениям. Однако нужно помнить, что причинение вреда благоустроенной территории путем кражи или порчи муниципального имущества, зафиксированное на камеру, неизбежно повлечет за собой административное наказание.

    В этом случае наказание ограничивается устным замечанием (статья 2.9.).

    Наказание при совершении административного нарушения

    Цели и способы наказаний граждан, совершивших правонарушение, оговорены в главе 3 КоАП РФ.

    Цель административного наказания

    Статья 3.1. разъясняет то, какие цели преследуются государственными органами при назначении наказания за совершенное правонарушение.

    1. Для предотвращения совершения правонарушений гражданином в будущем, государством установлена ответственность за противоправные действия.
    2. Наказание за административное правонарушение не должно быть направлено на унижение личного достоинства гражданина, нанесение вреда его деловой репутации, а также причинения ему физических страданий.

    Виды административных мер, применимых к правонарушителю

    Немаловажным фактором является мера наказания, которая может быть применена к нарушителю. Она напрямую зависит от тяжести совершенного действия. То, какие варианты административных наказаний существуют, указано в статье 3.2.

    Итак, перечень воздействий на правонарушителей состоит из следующих пунктов.


    Наказания, определенные в пунктах 3-11, налагаются на нарушителя только КоАП РФ, редакция в который внесена ФЗ №45-ФЗ от 08.06.2012 и №192-ФЗ от 23.07.2013 года.

    Важно! Административный арест производится на период до 15-ти суток, при этом, лицо, нарушившее закон, изолируется от общества. Это наказание может быть установлено только судом и является одним из видов наиболее жестких мер наказания, которые применяются в крайних случаях.

    Что такое административное расследование?

    Административное расследование представляет собой комплекс мер, проводимых на протяжении определенного отрезка времени уполномоченными лицами. Их действия направлены на выявление различных обстоятельств, в результате которых было совершено административное нарушение. Выясненные факты фиксируются, квалифицируются и процессуально оформляются документально.

    Проведение расследования инициируется в случаях поступления в правоохранительные органы информации, имеющей под собой основание о совершении административных нарушений, определенных частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ и произведенных одним или несколькими лицами. В процессе проведения расследования осуществляются необходимые процессуальные действия и проводятся экспертизы, именно поэтому этот процесс требует временных затрат.

    Перечь областей, в которых может проводиться административное расследование

    Этот тип расследования может производиться при подозрении или явном нарушении законодательных документов, перечень которых представлен в таблице.

    Наименование законодательных документов Номер документа и дата
    Патентное и антимонопольное законодательство. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006).
    О массовой информации. «Злоупотребление свободой массовой информации» КоАП РФ Статья 13.15. (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
    «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ
    «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
    «Об акционерных обществах» 26. 12. 1995 N 208-ФЗ
    «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» 7 октября 1992 г. Указ Президента РФ № 1186 от 7.10.1992 года
    Закон РФ «"Об организации страхового дела в Российской Федерации» 27.11.1992 N 4015-1 (последняя редакция)
    «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 N 230-ФЗ (последняя редакция)
    «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция)
    «Оказание финансовой поддержки терроризму» статья 15.27.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)
    «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25. 07. 2002 г. N 114-ФЗ "
    «О противодействии коррупции» Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018)
    «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ от 27.07.2010 N 224-ФЗ
    «О наркотических средствах и психотропных веществах» ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция)
    «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Статья 26. «Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним» Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
    « Незаконная организация и проведение азартных игр» КоАП РФ Статья 14.1.1. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 430-ФЗ)
    «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция)
    «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
    «О защите прав потребителей» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019)
    «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» ФЗ от 28.12.2013 N 412-ФЗ (последняя редакция)
    «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Статья 3. «Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр» Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
    «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
    «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (последняя редакция)
    «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (последняя редакция)
    «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)
    «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» ФЗ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
    «О защите общественной нравственности» Законодательные акты принимаются на региональном уровне.
    «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ (последняя редакция)
    «Об экспортном контроле» ФЗ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (последняя редакция)
    «Об электроэнергетике» Статья 23.1. «Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничном рынках» ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
    «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ (последняя редакция)
    «Об охране окружающей среды» ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
    «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция)
    «О пожарной безопасности» ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция)
    «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция)
    «Об утверждении Типовой программы по курсу "Промышленная, экологическая, энергетическая безопасность, безопасность гидротехнических сооружений», блок 5«Безопасность гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики» Приказ Ростехнадзора от 29.12.2006 N 1155
    «О газоснабжении в Российской Федерации» Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019)
    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (последняя редакция)
    «О несостоятельности (банкротстве)» ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция)
    «О государственном оборонном заказе» ФЗ от 29.12.2012 N 275-ФЗ (последняя редакция)
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция)
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция)
    «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция)
    «Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм» КоАП РФ Статья 14.58. (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 101-ФЗ)

    Кто инициирует и проводит административное расследование?

    Принять решение и возбудить дело о совершенных административных нарушениях, а также провести соответствующее расследование может уполномоченное должностное лицо (п. 4 статьи 28.7 КоАП РФ). При осуществлении этих действий составляется протокол об выявленных нарушениях. Далее дело передается в прокуратуру.

    Итак, если разделить полномочия ответственных лиц, то распределение их действий выглядит следующим образом:

    Уполномоченное должностное лицо вправе выявлять правонарушение, инициировать и проводить предварительное расследование, составлять протокол о произведенных действиях и их результатах (п. 2 статьи 28.7 КоАП РФ).

    После того, как был доказан факт совершения административного нарушения, прокурор, согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», немедленно издает постановление о выявленном правонарушении и возбуждает о нем дело (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

    При оформлении дела о совершенном деянии и осуществлении действий, предпринятых для административного расследования, в документе указывается:

    • место его составления, дата, Ф.И.О., а также должность лица, которое выявило факты и инициировало расследование;
    • повод, указывающий на необходимость возбуждения дела;
    • информация, подтверждающая совершения правонарушения;
    • статья КоАП РФ или другого законодательного акта РФ, который предусматривает ответственность за совершенное деяние.

    Важно! Граждане, совершившие правонарушение или же подозреваемые в участии, должны быть ознакомлены со своими правами и обязанностями уполномоченным лицо, проводящее расследование. После ознакомления они должны поставить подтверждающую в нем подпись.

    При определении оснований для возбуждения дела о правонарушении, а также проведения соответствующего расследования конкретному физическому лицу или его законному представителю, в отношении которого инициированы следственные действия, а также другим участникам, фигурирующим в деле, должны быть разъяснены права и обязанности, которые указаны в КоАП РФ. В деле делается соответствующая запись об их ознакомлении с названной документацией (ФЗ №10-ФЗ от 05.01.2006 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

    Кроме того, копия определения возбужденного дела о совершенном административном нарушении и организации расследования, а также о продлении его срока, если он был продлен, должно быть в течение 24 часов вручено под расписку лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или его представителю, а также гражданину, который признан в деле потерпевшим (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ) в результате действий первого. Документ также может быть отправлен по почте.

    Как проводится административное расследование?

    Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

    Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.

    Для административного расследования, согласно закону, отводится срок не более одного месяца. Этот срок исчисляется со дня начала ведения (возбуждения) дела о административном нарушении. При необходимости срок расследования может быть продлен по письменному ходатайству уполномоченного лица, ведущего дело. Срок расследования продлевается:

    • вынесением решения руководителя организации, ведущей дело о совершенном административном правонарушении, или же его заместителя расследование может быть продлено не более, чем на один месяц;
    • решением, вынесенным руководителем или его заместителем вышестоящей таможенной организации, а также руководителем органа исполнительной власти федерального уровня, имеющим полномочия в таможенном деле, или его заместителем – в этом случае срок расследования может быть продлен до шести месяцев;
    • принятием решения руководителя вышестоящей организации, занимающейся делами о нарушениях Правил дорожного движения, а также эксплуатации транспорта, в результате которых был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью гражданина, признанного потерпевшим – в этом случае срок расследования продлевается также до шести месяцев;
    • решением руководства вышестоящей организации, занимающейся делами о незаконных действиях по организации и проведению азартных игр, период расследования может быть продлен до шести месяцев (ФЗ п.4 №311-ФЗ от 25.11.2013 и ч.5 № 380-ФЗ от 28.12.2009 года).

    Важно! Чтобы расследование было максимально объективным, руководитель может произвести замену уполномоченного лица, которое ведет дело, на другого специалиста, также обладающего необходимыми полномочиями.

    На основании ФЗ п.5.1 №195-ФЗ от 30.12.2001 года, решение о продлении расследования по административному правонарушению оформляется аналогично определению при открытии дела. В документе, продлевающем срок расследования, также указывается место и дата его составления, должность, а также ФИО лица, оформившего документ. Кроме этого, указывается причина, по которой происходит продление. Документ должен быть заверен подписью руководителя или его заместителя, принявшего решение о продлении расследования (ФЗ часть 5.1. №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

    Копия документа (определения) о продлении процедуры дознания в течение 24 часов направляется и вручается под роспись лицу или законному его представителю, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему гражданину. Копия определения может быть выслана вышеуказанным гражданам по почте (ФЗ часть 5.2. №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

    В процессе проведения расследования осуществляются следующие действия:

    • от заинтересованных лиц, то есть от потерпевшего и гражданина, по которому проводится дознание, уполномоченное лицо получает объяснение случившегося происшествия (ст. 26.3 КоАП РФ);
    • при необходимости производятся экспертные действия (ст. 26.4 КоАП РФ);
    • получения достоверных сведений путем направления запросов и поручений (ст. 26.9 и ст. ст. 26.10 КоАП РФ);
    • в некоторых случаях производится взятие образцов и проб (ст. 26.5 КоАП РФ).

    Весь процесс дознания должен представлять собой реальные действия, которые будут направлены для получения сведений, которые подтвердят или опровергнут совершение правонарушения, а также дадут ясность при каких условиях оно произошло.

    По завершению административного дознания оформляется протокол о том, что административное нарушении подтверждено или же о том, что дело считается прекращенным (ФЗ часть 6 №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

    Видео — Пример административного расследования

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Юридический портал. Льготный консультант