Юридический портал. Льготный консультант

Каждый лес нуждается в защите от всех бедствий: наводнения, загрязнения человеком, эпидемий животных и растений, селевых потоков, бури, оползней. Больше всего разрушений приносят лесные пожары, уничтожающие порой весь массив за несколько дней. Даже совсем небольшое возгорание сухой травы в несколько часов обращается неконтролируемым бедствием. Для борьбы с пожарами созданы специальные службы, отделы МЧС России, принимаются меры по предупреждению.

Причины возникновения

Традиционно все причины возгорания на территории лесного массива делят по источнику возникновения пламени: природные и антропогенные. Они имеют разное происхождение, но приводят к одному финалу – огромным потерям среди животных, растений. По человеческой вине происходит около 80% всех пожаров в лесу. К антропогенным причинам этого стихийного бедствия относятся:

  • расчистка территории человеком для посевов путем поджога;
  • уничтожение мусора, отходов от деятельности лесных фабрик сжиганием;
  • плановая зачистка лесов огнем для создания новых насаждений;
  • неосторожное обращение с огнем (брошенный костер или окурок).

Из природных факторов возгорания выделяют:

  • самовозгорание сухой растительности (травы, кустарников) и торфа в жаркое время года;
  • воспламенение мертвого дерева или засохшей травы и листьев от удара молнии.

Классификация

Характер возгорания тоже бывает разный. Низовой пожар начинается с воспламенения нижнего яруса леса: травы, сухих опавших листьев, старых корней, кустарников. Такой тип отличается высокой скоростью распространения – от 19 метров до 1 километра в час (зависит от ветра, температуры и влажности), свойственен для широколиственных лесов.

В определенные сезоны низовые пожары имеют разный характер распространения. Весной это беглое возгорание, охватывающее большую площадь, но лишь верхнюю часть покрова. Летом, когда становится жарче и суше, пожар становится устойчивым, то есть уже полностью выгорает нижний ярус.

Если вовремя не принять необходимые мероприятия, то огонь перекинется на деревья. Этот тип называется «верховой пожар». Стихийное бедствие может возникнуть при попадании заряда молнии в сухой ствол дерева. Чаще всего такие воспламенения происходят в хвойниках, дубовых и кедровых рощах.

В отличие от низовых лесных пожаров, здесь огонь распространяется гораздо быстрее – от 6 до 75 километров в час. При устойчивом пламени выгорают все яруса леса. При беглом – огонь передвигается по кронам деревьев. При последнем, верховой пожар начинается раньше низового, быстро выжигая лес.

Причинами низовых пожаров являются сильное и длительное действие верховых и низовых воспламенений, самопроизвольное , вызванное повышением температуры, неаккуратным обращением с огнем в местах выработки топлива, путем попадания молнии в залежи во время сухих гроз.

Главная опасность таких пожаров состоит в том, что их очень трудно обнаружить. Торф горит даже без наличия кислорода, выделяя в больших объемах загрязняющий атмосферу дым. В результате образуются пустоты в слоях почвы глубиной более 50 сантиметров. Этот тип пожаров имеет самую маленькую скорость распространения, может наблюдаться даже в зимний период.

Мероприятия по охране

Для охраны лесов от пожаров специалисты выделяют четыре блока пожарной безопасности: предупреждение возгорания, осуществление мер по тушению очага пожара, ликвидация последствий стихийного бедствия.

Прогнозирование пожаров – это мероприятие направлено на выявление времени возможного возникновения стихийного бедствия. Для его определения берутся данные сухости воздуха, температуры, площади и периметра выбранного участка, количество мертвых сухих деревьев, пней и травы.

Для предупреждения пожаров в лесных массивах задействованы силы МЧС, работники леса (сторожа, лесники), а также волонтеры. При этом вводятся в эксплуатацию и реконструируются объекты защиты от огня, наблюдаются или уничтожаются возможные источники его возникновения.

В ходе мониторинга происходит оповещение населения о возможном пожаре. В лесах при помощи районирования территории осуществляется наблюдение и выявление очагов возгорания, а также обустройство разрывов. Недавно стал применяться спутниковый мониторинг, благодаря которому можно моментально отследить направление дыма и огня.

важная часть мероприятий пожарной безопасности. Главная цель – обезвредить пламя и не допустить его распространение. Для ее достижения задействованы средства тушения (баллоны огнетушителей, топоры, цистерны с водой), оборудование ( , противогазы, рации), техника (автомобили, вертолеты, самолеты), создано специальное отделение МЧС.

Опасным для населения признан этап ликвидации последствий стихийного бедствия.

Пожарные ведут поиск пострадавших, уничтожают остатки воспламенения (пепел, тлеющие деревья и траву), предотвращая повторный пожар, расчищают места выгорания растительного покрова.

Для уменьшения случаев таких стихийных бедствий проводятся курсы пожарной безопасности, где населению объясняют правила поведения в лесу, а также рассказывают, что делать, если оказываешься на горящей территории.

Заградительные минерализованные полосы

Для защиты от лесных пожаров используют противопожарное обустройство лесов. Эти меры предотвращают стремительное распространение пламени по всей территории.

Минерализованная полоса – это вспаханная до минерализованного слоя вручную (лопатой или плугом), машиной (трактором, бульдозером, грунтометом) или при помощи взрывчатых и горючих средств линия. Ее освобождают от возможных объектов возгорания (травы, веток, листьев, корней, сухих деревьев).

Таким образом, минерализованная полоса служит барьером для распространения низовых пожаров. Иногда ее называют противопожарным разрывом, потому что лес получается разбитым на несколько участков, отделенных друг от друга просеками шириной до 3 метров.

Необходимо создать или отреставрировать туристические дорожки по всей территории леса. Во-первых, во время пожара будет легче найти дорогу из очага возгорания, а, во-вторых, через дорожки пламя не перекинется по траве дальше. Рекомендуется делать дорожки из гальки, благодаря этому материалу тропинки будут функционировать даже во время дождя и сохраняться на длительное время.

Чтобы не допустить случайного возгорания летом, работники лесных организаций проводят мероприятия по санитарной зачистке леса. Выпалывается сухая трава, срубаются мертвые деревья, выкорчевываются пни. Таким образом, практически исключается возможность стремительного распространения огня по лесу.

Возможно строительство особых водных объектов, являющихся препятствием на пути пламени. Иногда специально выращиваются пожароустойчивые породы хвойных деревьев, которые высаживаются перед основным заграждением.

статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов

1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Однако число пожаров растет, и задуматься есть над чем. МЧС России утверждает, что если вовремя узнать о надвигающейся опасности и ее возможных последствиях, большую беду можно предотвратить.

В целях обеспечения пожарной безопасности все население в повседневной жизни должно выполнять определенные профилактические противопожарные правила.

У нас в стране прогнозом чрезвычайных ситуаций занимается Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС России, активно взаимодействующий с научными учреждениями Министерства науки, Росгидромета, а также службами спасения. Основные инструменты прогноза - географические информационные системы (ГИС), объединяющие накопленные и формализованные данные о катастрофах, информацию множества датчиков, имитационные модели опасных природных и техногенных процессов. Прогнозирование предполагает творческое участие различных экспертов, принимающих решение коллективно, при обсуждении варианта опорного прогноза. Адекватность результатов прогнозирования определяется качеством основных и вспомогательных узлов информационной системы. Основные требования к ней - высокая оперативность, достаточная надежность, защищенность от несанкционированного доступа. Следует помнить, что скорость изменения параметров, которые используются при прогнозировании динамики опасного события, достаточно велика, потоки обрабатываемых данных предельно насыщены (цифровые карты, снимки местности, телеметрия). Вполне понятно, что простых, а тем более идеальных решений столь сложной информационной задачи пока не предложено.

Противопожарные мероприятия

Все мероприятия по борьбе с лесными пожарами подразделяют на две группы: предупредительные и мероприятия непосредственной борьбы, или ликвидация пожаров. Наибольшее значение имеют предупредительные мероприятия, так как сохранить лес от пожара гораздо легче, чем потушить его. Цель предупредительных мероприятий создать такие условии, при которых лесные пожары совсем бы не возникали.

В предупредительные мероприятия входят: противопожарная техническая пропаганда; очистка лесосек и борьба с захламленностью леса; устройство противопожарных разрывов, защитных полос и канав; профилактические мероприятия по горельникам, лесным, автомобильным и железным дорогам, на лесокультурных работах, лесоразработках, расположенных в лесу предприятиях и сооружениях; дозорно-сторожевая противопожарная служба и метеослужба; авиапатрулирование и наземное патрулирование.

Противопожарные мероприятия проводят повсеместно и особенно среди населения, работающего и отдыхающего в лесу. Формами пропаганды являются: беседы, лекции, доклады; радио: и телепередачи, статьи в газетах и журналах;, лозунги, плакаты, аншлаги, листовки, брошюры; демонстрация специальных кинофильмов; организация уголков леса, лесных музеев, кружков друзей леса, проведение дней леса, дней птиц, экскурсий по лесу; предупреждения с помощью мегафонов и звукоусилительных аппаратов; организация добровольных пожарных бригад и команд, проведение учебных занятий по борьбе с пожарами и т. д.

Особое, внимание обращают на работу с охотниками, рыболовами,. пастухами, геологоразведчиками, путевыми обходчиками, лесными рабочими, пионерами и школьниками, а также населением, отдыхающим.в лесу.

Большое значение имеет устройство специальных мест для отдыха и курения в лесу и вдоль лесных дорог, где на площадках (3X3 м), очищенных от дернового слоя, устанавливают скамейки, столики, навесы.

Соблюдение пожарной безопасности в лесу

В пожароопасный сезон запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, в ветровальном и буреломном лесу, на торфяниках и неочищенных вырубках, н местах с сухой травой, под кронами деревьев; а остальных местах допускается разведение костров на плошадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м; ненужный костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать в лесу горящие спички, окурки; употреблять при охоте в лесу пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; заправлять горючим топливные баки при работающем двигателе, работать на машинах с неисправной системой питания, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Организации, работающие в лесу, обязаны: очищать места работ от лесного хлама и оставшейся древесины; хранить топливо-смазочные материалы в закрытой таре на площадках, окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м; уведомлять лесхозы о местах и времени проведения корчевки пней взрывным методом; иметь в местах работ противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров; создавать в пожароопасный сезон пожарные дружины, проводить инструктаж с работающими о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах и способах тушения пожаров.

Профилактические противопожарные мероприятия в лесном фонде являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владельцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также лесопользователи, обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес в связи с резким увеличением у населения средств передвижения, введением двух выходных дней в неделю и общим повышением благосостояния трудящихся. Наиболее правильным направлением для снижения загораемости следует признавать повышение пожарной дисциплины в лесу. Лесохозяйственные органы должны тщательно анализировать причины возникновения пожаров на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимать меры к устранению этих причин. Наряду и одновременно с этим на лесной территории должны проводиться работы по ограничению распространения возникших пожаров на большие площади, по облегчению возможностей ликвидации огня.

Наибольший эффект от профилактических мероприятий может быть достигнут, если они проводятся по определённой системе, комплексно, целенаправленно и последовательно во времени.

Основные задачи охраны лесов

Охрана лесов от пожаров включает комплекс организационных, технических, правовых и других мер, направленных на предотвращение, своевременное обнаружение и ликвидацию лесных пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров осуществляются с учётом биологических, лесоводственных, экологических, региональных и других особенностей.

Ограничение распространения лесных пожаров (создание системы противопожарных барьеров; повышение пожароустойчивости насаждений регулированием состава древостоев; своевременная очистка от захламлённости лесных участков; проведение санитарных рубок; создание сети лесных дорог, противопожарных водоёмов).

Организационно-технические мероприятия (разработка и утверждение оперативных противопожарных планов; подготовка территорий к авиационному обслуживанию; подготовка кадров лесхозов, лесопользователей и местного населения методам и формам предупреждения возникновения лесных пожаров, а также способам борьбы с ними; организация семинаров и смотров готовности к пожароопасному сезону лесопожарных служб и лесной охраны)

Ответственность за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах

В соответствие с вводимым в действие с 1 июля 2002 г. Кодексом РФ об административных правонарушениях, нарушение требования Правил пожарной безопасности в лесах влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трёхсот минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа или применение других мер административного воздействия за нарушение требований Правил пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный государственным органом управления лесным хозяйством, и возмещения ущерба, причинённого в результате нарушения. лес пожар охрана

Государственные органы управления лесным хозяйством республик в составе РФ, краёв, областей и автономных образований вправе вносить представления руководителям министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений об устранении нарушениё Правил пожарной безопасности в лесах, а в необходимых случаях направлять материалы в прокуратуру или в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

Организация охраны лесов от пожаров возложена на аппарат государственной лесной охраны, структура которого показана на рисунке 3.1. В него входят лесники, мастера леса, лесничие и их помощники, начальники ПХС, главные лесничие, директора лесхозов, ряд работников производственных лесохозяйственных объединений, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, МЧС, РУП Беллесавиа. Общую координацию мероприятий по охране леса от пожаров осуществляет Министерство лесного хозяйства и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

Основными функциями охраны лесов от пожаров являются: 1) снижение пожарной опасности и предупреждение возникновения лесных пожаров; 2) обнаружение лесных пожаров; 3) борьба с лесными пожарами; 4) ликвидация их последствий.

3.1. Структура управления охраной лесов от пожаров

Снижение пожарной опасности лесов заключается в регулировании структуры и состава насаждений, очистке от захламленности, проведении санитарных рубок и регулировании водного режима. Предупреждение возникновения лесных пожаров направлено на уменьшение количества источников огня и предотвращение загорания от них. Основными мероприятиями в данном случае являются: проведение противопожарной пропаганды, регулирование посещаемости лесов и контроль за соблюдением ППБ.

Ограничение распространения пожара по площади достигается созданием противопожарных барьеров, разделяющих лесные площади на изолированные блоки.

Обнаружение лесных пожаров заключается в установлении факта и места их возникновения путем наблюдения за территорией лесного фонда с фиксированных пунктов, наземного или воздушного патрулирования.

Тушение лесных пожаров направлено на прекращение горения, ликвидацию очагов загорания на охраняемой площади и окарауливания потушенного пожара с целью предупреждения повторного его возникновения от скрытых очагов.

Обслуживание лесных пожаров заключается в распределении сил и средств пожаротушения, окарауливании и доставке сил и средств к местам пожаров и обратно.

Ликвидация последствий лесных пожаров заключается в обследовании горельников и оценке потерь от пожаров, использовании древесных и не древесных ресурсов, предотвращении эрозионных процессов, улучшении санитарного состояния горельников.

В условиях чрезвычайной пожарной опасности и горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров на рис. 3.2. В нее входят регулярные и внештатные формирования и ресурсы. В условиях чрезвычайной горимости лесов количество внештатных ресурсов, привлекаемых к тушению может превышать количество регулярных.

Рис. 3.2. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров

Основными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения лесных пожаров являются: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов, контроль за выполнением требований пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Предупреждение распространения лесных пожаров обеспечивается проведением противопожарного устройства и своевременным уходом за противопожарными барьерами, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные преграды реки, озера, дороги, линии электропередач и др.

Обнаружение лесных пожаров, осуществляется при наземном, воздушном и аэрокосмическом патрулировании, посетителями леса – местным населением, туристами.

Комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров направлен на предупреждение возникновения и распространения их по территории лесного фонда, снижение пожарной опасности и повышение пожароустойчивости, своевременное обнаружение и ликвидацию возникших пожаров и их последствий.

К основным мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения лесных пожаров относятся: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов и контроль за выполнением требований правил пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Лес - стойкий защитник окружающей среды - нуждается в защите сам и прежде всего от такого стихийного бедствия, каким являются лесные пожары.

Около 75% площади государственного лесного фонда занято наиболее ценными хвойными породами, сосной, елью, кедром, лиственницей и пихтой. Но эта особенность наших лесов порождает другую - высокую восприимчивость их к огню.

Лесные пожары оказывают большое влияние на санитарное состояние, возобновление и формирование наших лесов. Однако не все хвойные леса одинаково опасны в пожарном отношении. На горимость лесов, с одной стороны, сильно влияют физико-географические условия района, обусловливающие распространение огня по территории, а также породный состав, тип леса, состояние насаждений и их возраст, характер лесовосстановительных процессов, рельеф местности и т. д.

С другой стороны, частота пожаров и размер площади лесов, пройденной огнем, зависит от социально-экономических условий, главным образом от плотности населения, степени хозяйственного освоения лесов и уровня охраны.

В соответствии со шкалой природной пожарной опасности насаждений вся лесная площадь дифференцирована на пять классов. Шкала указывает степень опасности возникновения пожаров на лесных участках, обусловленную самой природой насаждений, поэтому часто ее называют шкалой природной пожарной опасности.

Примером площадей с очень высокой степенью природной пожарной опасности могут служить хвойные молодняки, сплошные вырубки, сосняки лишайниковые и верещатники. Здесь пожары возможны в течение всего пожароопасного сезона.

Типы леса кисличники и черничники характеризуются умеренной степенью пожарной опасности (III класс), а сфагновые, приручейные и долгомошники низкой и наиболее низкой (IV-V класс).

Отнесение площади гослесфонда к тому или иному классу показало, что участки с высокой и очень высокой степенью пожарной опасности (I-II классы) составляют 28,2%, со средней степенью (III класс) - 35,3% и низкой и очень низкой (IV-V классы) - 36,5% общей лесной площади. Таким образом, средний класс пожарной опасности наших лесов равен III. Однако было бы ошибочным считать в основном все леса умеренно опасными.

Формирование лесов и их пространственное распределение по поверхности Земли происходило с учетом физико-географических условий, главным образом характера почв, гидрологии, рельефа местности и особенно климата. Это обстоятельство объясняет приуроченность крупных массивов определенных типов леса к определенным географическим районам. Например, большие площади чистых сосновых лесов находятся на севере европейской части СССР, в Алтайском крае (ленточные боры), в Приангарье, Бурятии и редко встречаются на Дальнем Востоке. Такое расположение лесов позволяет относить тот или иной район к различным классам природной пожарной опасности и планировать соответствующие этому классу противопожарные мероприятия.

Значение шкалы природной пожарной опасности трудно переоценить; она явилась теоретической основой при разработке мероприятий профилактического характера, направленных главным образом на предупреждение возникновения лесных пожаров и распространения их по площади. Шкала не может быть универсальной для всей лесной зоны СССР, поэтому в дальнейшем ее необходимо уточнять в соответствии с лесорастительными и климатическими особенностями каждого лесного района страны.

Возможность возникновения и развития пожаров в лесу определяется в первую очередь условиями погоды: ветром, температурой, влажностью воздуха и количеством осадков.

Изучение динамики горимости лесных горючих материалов в зависимости от их влажности, на которую воздействует весь комплекс элементов погоды, имеет огромное значение для практики.

В целях оценки степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды разрабатывались и разрабатываются в настоящее время различные показатели горимости лесных горючих материалов. Разработан метод определения загораемости напочвенного покрова (класса активных горючих материалов) в зависимости от комплексного влияния на его влажность температуры и дефицита влажности воздуха за весь предшествующий бездождный период. Достоинством этого метода является прежде всего то, что лесхозы и лесничества могут получать исходные данные для расчета показателя горимости от местных метеорологических станций или сами определять его с помощью несложных приборов.

Большое многообразие климатических и лесорастительных условий не позволяет разработать единую шкалу пожарной опасности по условиям погоды для всей территории гослесфонда СССР, поэтому наукой и практикой доказано, что для резко выраженных лесорастительных районов необходима разработка местных шкал пожарной опасности по условиям погоды.

Местные шкалы должны быть дифференцированы по лесорастительным зонам и периодам пожароопасного сезона.

Вред, причиняемый пожарами лесу, в первую очередь зависит от вида этого пожара, что очень важно при оценке ущерба, а также планировании мероприятий по ликвидации его последствий. Кроме того, каждый вид пожара требует своей техники и тактики подавления.

По классификации, принятой практикой, все лесные пожары разделяются на три основных вида, генетически связанных между собой: низовой, верховой и подземный (торфяной). Кроме того, первые два вида лесных пожаров подразделяются на беглые и устойчивые. Дальнейшие попытки дифференцировать эту классификацию с учетом вида горючего материала и характера распространения огня по лесной территории натолкнулись на трудности выделения этих видов и форм пожара на практике. Даже различное сочетание трех основных видов пожаров часто ставит в затруднительное положение людей, описывающих их в натуре.

За последние 15 лет из общего числа пожаров, причины возникновения которых были установлены, 56% возникло в результате неосторожного обращения с огнем людей в лесу, 12% - по вине лесозаготовителей, 9,4% - от сельскохозяйственных палов, 7,5% - от искр паровозов, около 6% - от молний, 4,6% - по вине экспедиций и 1,3% - от прочих причин. Знание причин возникновения пожаров позволяет направить усилия по противопожарной пропаганде и проведению других предупредительных мероприятий на устранение этих причин.

Средняя площадь одного пожара в 1957-1961 гг. резко снизилась. Объясняется это качественным и количественным ростом всей государственной лесной охраны и особенно авиационной. Внедрение новых, более эффективных технических средств и способов борьбы с лесными пожарами предъявляло новые требования к уровню квалификации работников государственной лесной охраны. Отсутствие у лесников и особенно у объездчиков необходимой технической подготовки явилось тормозом технического роста не только охраны лесов, но и всего лесохозяйственного производства. В связи с этим в 1957 г. Должность объездчика была упразднена и вместо нее введена должность участкового техника-лесовода. Все это способствовало повышению эффективности охраны лесов и в конечном итоге снижению горимости лесов.

В годы деятельности Главлесоохраны был принят ряд законодательных актов и проведены крупные мероприятия по развитию форм наземной и авиационной охраны лесов. Так, новой организационной формой борьбы с лесными пожарами явилось создание пожарно-химических станций, а противопожарное устройство лесов стало проводиться на основе соответствующих планов.

В послевоенный восстановительный период не раз рассматривались вопросы борьбы с лесными пожарами. Был принят ряд постановлений по вопросам охраны, а в 1949 г. разработаны «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», впервые определившие четкие требования пожарной безопасности ко всем гражданам, находящимся в лесу, а также к лесозаготовительным и другим предприятиям, работающим на лесной территории. Эти правила сыграли большую роль в укреплении противопожарной дисциплины и предупреждении лесных пожаров.

В настоящее время вся территория гослесфонда разделена на районы активной наземной и авиационной охраны лесов за исключением защитных полос притундровых лесов, наиболее удаленных лесных районов Сибири и Дальнего Востока и труднодоступных горных лесов. Основой разделения территории служили хозяйственная освоенность районов (главным образом густота дорожной сети) и технические возможности наземной и авиационной охраны лесов.

Наземная охрана может быть эффективна при условии, если доставка сил и средств к местам лесных пожаров будет обеспечена не позже чем через 2 ч после его обнаружения. Это условие можно выполнить, если протяженность дорожной сети на охраняемой территории будет не менее 1 км на 1000 га.

В настоящее время наземная охрана лесов осуществляется на площади 270 млн. га, и по мере вовлечения новых лесных районов в интенсивное лесное хозяйство она непрерывно увеличивается.

Предприятиями лесного хозяйства и фондодержателями ежегодно выполняются мероприятия по ограничению распространения возможных пожаров на охраняемой территории: устройство противопожарных разрывов и барьеров, прокладка минерализованных полос и уход за ними, уборка валежа и хлама и т. д. Достаточно отметить, что только создание минерализованных полос и канав, а также их подновление в 1976 г. достигло почти 1 млн. км.

Если раньше эту операцию выполняли в основном тракторными плутами, то в настоящее время все шире применяют принципиально новое орудие - фрезерный полосопрокладыватель ПФ-1. При тех же энергетических затратах полоса, созданная с помощью этого полосопрокладывателя, получается в 2-3 раза шире, чем проложенная плутом, а травмирование корневой системы снижается в несколько раз.

Значительные объемы предупредительных мероприятий связаны с большими затратами труда и средств, поэтому их необходимо научно и экономически обосновывать. Некоторые из действующих в настоящее время нормативов, например ширина противопожарных разрывов, густота сети противопожарных минерализованных полос, протяженность дорог противопожарного назначения и др., установлены исходя из практики 30-х годов, когда эффективные средства тушения пожаров почти отсутствовали. Накопленные наукой и практикой знания о природе лесных пожаров позволяют не только уточнить эти нормативы, но и судить об эффективности как отдельного противопожарного мероприятия, так и всей системы в целом.

Одним из основных критериев успешного функционирования охраны лесов является своевременное обнаружение лесных пожаров, т. е. начальной стадии их возникновения и развития.

Обнаружение лесных пожаров в зоне наземной охраны лесов в основном осуществляется при патрулировании лесной охраны по дорогам, тропам, особенно в местах, наиболее посещаемых людьми. В качестве технических средств при патрулировании используются мотоциклы, мопеды, автомобили, а при патрулировании вдоль береговой линии рек и озер - моторные лодки и катера.

В малоосвоенных районах, где сеть дорог в лесу еще недостаточна, в помощь наземному обнаружению ведется авпапатрулирование.

Несмотря на ограниченный обзор при наземном патрулировании и его периодичность, эффективность этого мероприятия очень высока, так как около 70% пожаров в зоне наземной охраны лесов возникает в полосе вдоль дорог, а совмещение функций обнаружения и ликвидации пожаров патрулем позволяет ликвидировать загорания на предельно малых площадях. Возникающие в стороне от дорог, внутри лесного массива, пожары могут остаться незамеченными.

Принято считать, что наиболее эффективной системой обнаружения пожаров является та, при которой функции обнаружения выполняет дозорно-сторожевая служба, использующая сеть пожарно-наблюдательных вышек, пожарно-наблюдательных мачт или специальных наблюдательных пунктов, оснащенных средствами связи. В данном случае обеспечивается непрерывность наблюдения за лесом и, следовательно, своевременность обнаружения всех пожаров.

Несмотря на кажущуюся эффективность, этот способ обнаружения не нашел широкого распространения по двум причинам. Первая - это необходимая приуроченность строительства наблюдательных пунктов вблизи населенных пунктов, часто вне пределов лесных массивов; вторая - трудности с подбором сезонных наблюдателей, не страдающих высотобоязнью. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту, труд наблюдателя весьма утомителен из-за своего однообразия и отсутствия элементарного комфорта на рабочем месте (вышке или мачте).

Попытки решить эту проблему привели к созданию специальных телевизионных установок с радиусом уверенного обнаружения 12-15 км. Приемно-передающая камера монтируется на верхней площадке вышки или мачты, а телеэкран, по которому ведется наблюдение за лесом, устанавливается в конторе лесничества или лесхоза. Управление поворотом камеры и смена светофильтров для увеличения оптического контраста между дымом лесного пожара и фоном (небом или пологом леса) осуществляется дистанционно с пульта оператора. Дальнейшее совершенствование телевизионного метода обнаружения пожаров заключается в создании системы из нескольких автономных телекамер, устанавливаемых на всей площади лесхоза или крупного лесничества и управляемых дистанционно по радиоканалу из одного диспетчерского пункта.

Эффективность охраны леса зависит от уровня ее организации и технического оснащения. Основной организационной формой борьбы с лесными пожарами в зоне наземной охраны лесов является сеть пожарно-химических станций (ПХС) I и II типа, различающихся номенклатурой технических средств пожаротушения и численности команд.

Техническая обеспеченность ПХС инвентарем и оборудованием в основном соответствует нормам типового оснащения, однако обеспеченность их средствами транспорта и особенно специальными пожарными машинами и агрегатами еще недостаточна.

В последний период научными учреждениями и конструкторскими бюро системы Гослесхоза СССР совместно с другими учреждениями и ведомствами разработан ряд противопожарных машин: автоцистерн, вездеходов, пожарных агрегатов, тракторных грунтометов и т. п.

За основу тактико-технических требований при создании этой техники взяли время доставки пожарной команды и оборудования к местам лесных пожаров. Так, для районов с густой сетью автомобильных дорог в 60-х годах была создана и выпущена большой серией ЦОС (цистерна и оборудование съемные). Эта цистерна пригодна для агрегатирования с любой бортовой автомашиной.

Новая, более совершенная автоцистерна АЦЛ-157, созданная в последние годы на базе автомашины высокой проходимости ГАЗ-66, рекомендуется для применения в районах со слаборазвитой сетью лесных грунтовых дорог. Для лесного бездорожья создан на базе транспортера высокой проходимости пожарный вездеход на гусеничном ходу ВПЛ-149. Он не только развивает большую скорость, но может преодолевать болота, топи и даже небольшие водные преграды.

В районе лесозаготовок борьба с лесными пожарами осуществляется с помощью универсального тракторного пожарного агрегата ТЛП-55. Этот агрегат, как и все пожарные машины, оснащен ручным противопожарным инвентарем, ранцевыми опрыскивателями, мотопомпами с комплектом пожарных рукавов и емкостью для огнегасящей жидкости. Для создания опорных или заградительных полос пожарные вездеходы и агрегаты снабжения лесными плугами или бульдозерными отвалами, а для пуска встречного огня - зажигательными аппаратами.

Комплект противопожарного оборудования позволяет применять самую разнообразную тактику подавления пожаров как начинающихся, так и крупных, требующих для их тушения больших затрат сил и средств.

Задача ближайшего будущего заключается в выпуске указанных машин и аппаратов в объемах, удовлетворяющих потребности существующих и проектируемых ПХС, и разработке тактики их применения с учетом пожарно-технологической характеристики охраняемой территории.

Установлено, что эффективность применения этой техники зависит от доступности каждого пожарного выдела, т. е. от достаточно развитой сети лесохозяйственных дорог противопожарного назначения с учетом проходимости этой техники.

В настоящее время в зоне наземной охраны лесов протяженность таких дорог составляет свыше 90 тыс. км, и строительство их продолжается. Эти дороги могут служить не только транспортными путями, но и опорными рубежами при борьбе с крупными лесными пожарами. Планами противопожарного устройства предусматривается строительство вдоль этих дорог пожарных водоемов с запасом воды не менее 100 м 3 .

Для тушения пожаров водой отечественная промышленность выпускает несколько типов легких лесных мотопомп. Небольшой расход воды при работе этих мотопомп позволяет более экономно расходовать воду из ограниченных по объему искусственных пожарных водоемов, небольших лесных водоисточников или доставленную к месту пожара в цистернах пожарных машин. В то же время линейный характер горения кромки лесного пожара не требует большого расхода воды на единицу ее длины и позволяет использовать напорные рукава малого диаметра, существенно облегчающие труд пожарных.

Мотопомпы имеющихся конструкций развивают сравнительно низкое давление. Такое давление не позволяет прямо подавать воду к возвышенным местам пожара (водоразделы). В этих случаях воду подают в промежуточные емкости, расставленные вверх по склону горы. При такой технологии теряется драгоценное время, которое решает исход мероприятия. Поэтому необходимо создать легкие мотопомпы высокого давления с соответствующей комплектацией их рукавами большой прочности. Мощной струей можно не только эффективно тушить кромку пожара, но и прокладывать узкие минерализованные полосы, локализуя пожары по периметру.

Тушение лесных пожаров огнегасящими веществами является сложным физико-химическим процессом, который до конца еще не изучен. Прекращение горения при лесных пожарах может быть достигнуто охлаждением зоны горения до температуры, при которой горение не может продолжаться, изоляцией горючего от кислорода воздуха слоем газов, не поддерживающих процесс горения, или образованием на нем твердой или жидкой пленки, ингибированием (прерыванием) реакции горения в пламенной фазе и т. д.

Обычно при тушении огнегасящими химикатами действует не один фактор, а сразу несколько, и оценить эффект каждого в отдельности трудно. Поэтому в лесопожарной практике принято оценивать огнегасящие свойства того или иного вещества в сравнении с водой, огнегасящая эффективность которой условно принята за эталон. В последние годы синтезирован целый ряд огнегасящих смесей и эмульсий, а также разработаны технические средства для подачи их на кромку пожара.

Наиболее эффективным огнетушащим составом является фреоновая эмульсия. Ее расход при тушении единицы длины кромки меньше по сравнению с водой в 5 раз.

При тушении торфяных и подстилочно-гумусовых пожаров широко применяют растворы поверхностно-активных веществ (смачивателей). Комплект специальной аппаратуры позволяет вести эффективную борьбу с огнем в слоях торфа на глубине до 2 м.

Наиболее трудной задачей, сдерживающей внедрение огнегасящих химикатов в практику наземной и авиационной охраны лесов, является механизация процесса подачи этих химикатов на кромку пожара из ранцевой аппаратуры. При поисках путей тушения были изготовлены образцы моторизованных огнетушителей на базе легких двигателей внутреннего сгорания, огнетушителей-опрыскивателей с предварительной зарядкой сжатым воздухом от компрессора или ручного насоса, создающих в баллоне избыточное давление и т. д.

Но наиболее прогрессивным решением оказалось применение для этой цели специальных баллончиков с фреоном, создающим рабочее давление в огнетушителях-опрыскивателях. Автономность способа, т. е. независимость его от компрессоров и насосов, удобство и безопасность в обращении способствуют широкому его внедрению там, где применение ранцевой аппаратуры тактически оправдано.

Применение грунта для активного тушения кромки пожара бесспорно перспективно, так как в наиболее горимых сосновых типах леса, произрастающих на сухих возвышенных местах, песчаный грунт имеется в неограниченном количестве и в непосредственной близости от огня. Было много попыток механизировать процесс подачи грунта в зону горения, но лишь в последние годы удалось найти наиболее удачную конструкцию грунтомета, выполняющего операции резания и метания.

Конструктивно грунтометы изготавливаются в двух вариантах - ручном и тракторном. Последний вариант в агрегате с трактором Т-150 может метать грунт на расстояние до 40 м и не только активно тушить пожары, но и создавать перед движущимся фронтом огня широкие заградительные полосы.

Если в зоне наземной охраны лесов, объединяющей районы интенсивного ведения лесного хозяйства, доставка сил и средств пожаротушения осуществляется только наземными техническими средствами, то в многолесных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока транспортные и патрульные функции выполняет только авиация.

Общая площадь зоны авиационной охраны лесов достигла в 1976 г. 750 млн. га. Кроме того, авиацией охраняется 30 млн. га оленьих пастбищ (ягельников) в Якутской АССР, Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях.

Авиалесоохрана, обнаружив пожар, обязана тушить его в своей зоне, оказывать помощь наземной охране лесов и осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.

В настоящее время авиалесоохрана арендует несколько типов летательных аппаратов: самолеты Ан-2, Ил-14, Ан-24 и др. и вертолеты: Ми-1, Ми-2, Ка-26, Ми-4, Ми-8 и Ми-6. Основной ударной силой авиалесоохраны являются парашютисты-пожарные и рабочие авиадесантных команд.

Известно, что начинающиеся пожары могут быть потушены самыми простыми средствами и способами (засыпкой землей, захлестыванием ветвями и т. и.). Потушить крупные пожары площадью в сотни и тысячи гектаров можно тяжелой техникой, способом отжига и способом искусственного вызывания осадков. Практикой установлено, что наиболее эффективным искусственным опорным рубежом для применения отжига является минерализованная полоса шириной 40-60 см.

В настоящее время наиболее перспективным для создания опорных полос оказалось применение шнуровой (шланговой) взрывчатки. Несмотря на трудоемкость операции по подноске и раскладке тяжелых бухт взрывчатки вдоль будущей трассы опорной полосы и сравнительно низкую производительность этого способа, он обладает большой «проходимостью» в условиях тайги, не доступной пока никаким другим техническим средствам.

В последние годы разработан способ создания опорной полосы из высокократной пены с помощью модернизированных ранцевых опрыскивателей. Производительность этого способа по сравнению с существующим взрывом в 8-10 раз выше при той же «проходимости». Однако огнезадерживающие свойства получаемой опорной полосы в этом случае несколько ниже, чем при взрывном способе, особенно в тех условиях, где покров и подстилка хорошо выражены. Тем не менее высокократная пена благодаря целому ряду имеющихся у нее преимуществ все шире применяется в практике наземной и особенно авиационной охраны лесов. Способ, основанный на ее применении, помимо высокой производительности, безопасен и не требует высокой квалификации оператора.

Применение вертолетов на лесоохранных работах началось в нашей стране еще в 50-е годы. За этот период было изготовлено и испытано водосливное оборудование к вертолетам Ми-4 и Ми-6 и др.

С помощью этого оборудования можно доставлять к местам лесных пожаров противопожарный инвентарь, воду и растворы огнегасящих химикатов, тушить небольшие очаги залповыми сливами и прокладывать перед кромкой пожара заградительные полосы.

Это оборудование совершенствуется путем унификации для использования его не на одном, а на нескольких типах вертолетов. Эта задача может быть решена конструированием складных резервуаров (например, брезентовых или из стекловолокна) переменной емкости с устройством для дозированной подачи расчетного количества концентрата поверхностно-активных или других химических веществ, повышающих огнегасящие свойства воды.

Способ тушения лесных пожаров с воздуха не решает проблемы борьбы с пожарами, особенно с крупными, однако существенно облегчает труд наземных команд, оставляя за ними функции дотушивания и окарауливания. При большом многообразии лесорастительных и гидрологических условий нашей страны этот способ может найти самое широкое применение.

С 1971 г. в практике авиационной охраны лесов все шире применяется принципиально новый метод тушения лесных пожаров - искусственно вызываемыми осадками из облаков. Основной упор при разработке этого метода был сделан на тушение крупных пожаров, которые другими средствами или способами не могли быть потушены.

В подавляющем большинстве случаев искусственно вызванные осадки позволяют частично или полностью локализовать пожар и высвободить значительную часть людских и материальных ресурсов, оставив необходимое количество на его дотушивание.

До сих пор совершенствование метода шло главным образом по пути создания новых видов применения существующих средств доставки реагентов в облака. В качестве технического средства доставки реагента в облака перспективно использование патрульного самолета Ан-2, являющегося базовым самолетом авиалесоохраны.

Для оперативного планирования работ по борьбе с лесными пожарами в масштабе краев, областей и республик территориальные базы авиационной охраны лесов должны располагать необходимой информацией о метеорологической и лесопожарной ситуации на всей охраняемой территории. Такую информацию стали получать с появлением искусственных спутников Земли, осуществляющих систематический обзор земной поверхности и передачу этой информации в любой пункт приема в момент прохода спутника в зоне радиовидимости.

Анализируя изображения черно-белых обзорных мелкомасштабных снимков, можно судить о динамике развития и распространения крупных лесных пожаров и более обоснованно принимать решения для их ликвидации.

Обнаружение на космическом снимке ресурсной облачности в районе пожара позволяет более эффективно использовать метод тушения искусственно вызываемыми осадками из облаков и свести до минимума холостые вылеты самолетов-зондировщиков.

Особенно ценной является информация из космоса об очагах внутримассовых и фронтальных гроз, которые в определенные периоды пожароопасного сезона являются основной причиной вспышки массовых лесных пожаров. Дополненная сообщениями наземных метеостанций, эта информация позволит планировать целевые патрульные полеты самолетов с инфракрасными приборами и обнаруживать скрытые очаги загораний от гроз в начальной стадии их развития.

Пожары от молний при сухих грозах могут быть обнаружены в тот же день, а при грозах, сопровождающихся осадками, имеют скрытый инкубационный период развития и обнаруживаются на 2-, 3-й и даже 4-й день.

Определение на космических снимках границ грозовых очагов и тщательное патрулирование этого района с применением специальной техники позволит принимать необходимые меры для предупреждения вспышки массовых лесных пожаров.

В охране лесов началом пожароопасного периода считается Дата устойчивого схода снежного покрова, соответствующая календарному сроку полного освобождения открытых участков от снега. Очевидно, что такие данные, получаемые от местных метеостанций, не отражают истинной картины снеготаяния на всей лесопокрытой территории.

В то же время на космических телевизионных снимках с достаточной для практики достоверностью можно устанавливать границу схода снежного покрова и более обоснованно планировать начало авиалесоохранных работ.

Приведенным перечнем не исчерпывается круг задач, которые решаются с помощью информации, получаемой из космоса. Одной из важнейших на ближайший период следует считать разработку более совершенного метода прогноза пожарной опасности на всей охраняемой территории, используя для этой цели изображение облачного покрова на телевизионных и инфракрасных снимках и данные о радиационной температуре подстилающей поверхности Земли, дополненные наземными измерениями основных метеорологических элементов, обусловливающих пожарную опасность в лесу.

Точный прогноз высокой пожарной опасности позволяет заблаговременно сосредоточить в угрожаемом районе необходимые силы и средства пожаротушения и тем самым предотвратить развитие крупных лесных пожаров, определяющих уровень горимости наших лесов.

Периодическое фотографирование зоны тайги из космоса на цветную и особенно спектрозональную фотопленку позволит с достаточной степенью достоверности определить размер площади лесного фонда, пройденной верховыми пожарами, которые наносят наибольший ущерб. С увеличением масштаба космических фотоснимков появится возможность следить за ходом возобновления на свежих и старых гарях и концентрированных вырубках, определять степень усыхания насаждений, пройденных пожарами или поврежденных энтомо — и фитовредителями, и следить за динамикой изменения лесного фонда в целом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант