Юридический портал. Льготный консультант

Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

Вы представляете себе командира авиаэскадрильи, который может командовать находящимися у него в подчинении пилотами-асами, но при этом не имеет права садиться за штурвал и управлять самолетом? Или заведующего хирургическим отделением клиники, которому запрещено оперировать пациентов? Не правда ли это абсурд? В таком случае не меньший абсурд - провизор, руководитель аптеки, которому отказано в праве становиться за первый стол и обслуживать посетителей: отпускать лекарства и другие товары аптечного ассортимента, консультировать по вопросам их медицинского применения, хранения и т. д. Но если первые два примера - гипотетические, то третий - самый что ни на есть жизненный.

Уже несколько лет, как в фармотрасли сложилась противоестественная ситуация, когда специалистам, имеющим сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» отказано в праве работать за первым столом.

Одно из нарушений, за которое контролирующие органы привлекают аптечные организации к административной ответственности, - несоответствие провизоров и фармацевтов квалификационным требованиям. Если, например, провизор, имеющий сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» (далее «ФТ»), работает заведующим аптекой - для чего необходим другой сертификат, по специальности «Управление и экономика фармации» («УЭФ»), - штраф за это несоответствие обоснован и логичен. Но обратный вариант выглядит парадоксальным. Тем не менее, контролирующие органы продолжают привлекать к ответственности, а суды продолжают выносить решения в их пользу в тех случаях, когда проверка обнаруживает, что за первым столом - то есть на позиции «провизора-технолога» - работает фармспециалист-управленец с сертификатом «УЭФ».

Судебные истории

Например, в сентябре 2016 года в Вологде арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения апелляционную жалобу одной из аптечных организаций города, которую местный департамент здравоохранения привлек к административной ответственности. Одна из причин привлечения была следующей. В ходе плановой проверки выяснилось, что работающая в должности провизора N не соответствовала квалификационным требованиям, поскольку имела сертификат по специальности «УЭФ» (а не «ФТ»).

В результате аптечная организация была оштрафована на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Для юридических лиц это означает штраф от 30 000 до 40 000 руб., для граждан - от 1500 до 2000 руб. (в обоих случаях по усмотрению проверяющего дело может ограничиться предупреждением).

Интересный прецедент случился двумя годами ранее, в мае 2014 г. В ходе проверки одного из московских аптечных пунктов обнаружилось, что имевший высшее фармацевтическое образование, но не имевший сертификата по специальности «ФТ» генеральный директор этой организации осуществлял в пункте розничную торговлю. И хотя по формальным обстоятельствам - истечение срока давности - арбитражный суд в итоге не удовлетворил заявление контролирующей инстанции о привлечении аптечной организации к административной ответственности - сам по себе этот случай побуждает задуматься о следующем.

Почему абсурд?

Рынок труда мобилен, потребность в специалистах подвержена изменениям. Сегодня, предположим, можно легко найти место заведующего аптекой, а завтра, глядишь, все подходящие вакансии заняты, и приходится идти в первостольники.

Человеческие желания и настроения тоже переменчивы. Вчерашнему заведующему или руководителю структурного подразделения аптечной организации может просто расхотеться руководить, брать на себя повышенную ответственность. Среди моих знакомых - несколько первостольников, которые когда‑то были «провизорами-организаторами».

Кто‑то возразит, что дорога к первому столу для таких людей в общем‑то открыта - правда, не без препятствий и расходов. Надо только пройти курс дополнительного профессионального образования и получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».

Но именно в этом заключается абсурдность ситуации. Ведь, согласно подпунктам и), к) и л) пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), уровень требований к руководителям аптечных организаций выше, чем к другим работникам, с которыми заключаются трудовые договоры. Кроме сертификата специалиста, первым (то есть руководящим аптечным работникам) необходимо иметь высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармобразование и стаж не менее пяти лет; остальным аптечным работникам - просто высшее или среднее фармобразование.

То есть более квалифицированного специалиста, руководителя и организатора, направляют получать сертификат специалиста тоже квалифицированного, но все‑таки менее высокого уровня. Если аптечный руководитель не может работать первостольником, то в рамках этой логики командир эскадрильи - не летчик, а заведующий хирургическим отделением - не хирург.

С ОЭФ на ФТ

Это далеко не частная проблема единичного случая. Во-первых, многим «организаторам» пришлось или приходится переквалифицироваться в «технологи». Вот характерная история.

В одной из больших аптечных сетей была проведена реорганизация - объединили три отдела аптеки. Заведующая безрецептурным отделом и заместители заведующего отдела готовых лекарственных форм, которые имели сертификат по специальности «УЭФ», стали после реорганизации старшими провизорами.

А эта должность - не руководящая. Она требует наличия высшего профессионального образования по специальности «Фармация», сертификата специалиста по специальности «ФТ» (или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия») и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет - см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .

Обратите внимание, что в этом перечислении отсутствует упоминание о сертификате «УЭФ». На основании этого и привлекались к административной ответственности аптеки в описанном выше случае.

Другими словами, высококвалифицированным работникам, которые много лет руководили аптечными отделами и первостольниками, пришлось в результате реорганизации их предприятия пройти соответствующий сертификационный цикл и получить сертификат по специальности «ФТ», чтобы иметь возможность работать за первым столом.

Кто от всего этого выиграл? Только образовательное учреждение, получившее оплату за этот цикл. В проигрыше - фармспециалисты и аптечные посетители, которые на определенный срок лишились обслуживания со стороны опытных и высококлассных специалистов.

К сказанному можно добавить, что требования к уровню образования и профессиональной подготовки заведующих аптеками, их заместителей, заведующих аптечными отделами, провизоров-технологов и провизоров-аналитиков прописаны также в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…» , в разделах специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Деквалификация и дисквалификация

Вторая проблема заключается в следующем. Аптечный коллектив - живая среда, которой не чуждо ничто человеческое. Открою небольшой секрет для тех, кто штрафует аптечные организации за нарушение, описанное в данной статье.

Провизоры и фармацевты, как и другие люди, тоже завтракают, обедают и ужинают, ходят в туалет, отлучаются вымыть руки, высморкаться, иногда болеют и в связи с этим не выходят на работу. В живом аптечном коллективе периодически и довольно часто возникает необходимость подменить первостольника - на время от нескольких минут до нескольких дней.

А штаты у аптек не резиновые (раздувание штатов приведет к увеличению цен на лекарства), и зачастую подменить первостольника может только заведующий, заместитель заведующего или завотделом - то есть те, кто обладает сертификатом по специальности «УЭФ», но не имеет сертификата «ФТ». Представьте, что в этот момент придет проверка и обнаружит заведующего за первым столом, на позиции «провизора-технолога». Не исключено привлечение аптеки за это к административной ответственности на основании упомянутой выше части 3 статьи 14.1 КоАП.

Такое положение дел противоречит сути профессии. Ведь кто такой заведующий аптекой - это либо ее собственник, то есть аптекарь, либо менеджер, работающий по найму. В любом случае это человек с высшим фармобразованием, а также необходимым стажем провизора или фармацевта.

Для такого человека не вставать иногда за первый стол - это деквалификация, утрата профессиональных навыков. Правда, в сложившихся условиях эта деквалификация является вынужденной, потому что ему запрещают работать первостольником. То есть это еще и дисквалификация.

Перечеркнуты вековые традиции

Консультировать посетителей, отпускать им лекарства, просто общаться с ними - всё это в старинных и исконных традициях российских аптекарей, собственников и руководителей аптек. Более того, это необходимо для дела.

Не может профессионально руководить первостольниками тот, кто сам не владеет навыками работы за первым столом. Об этом говорит и зарубежный опыт. Невозможно представить себе немецкую, французскую, греческую, турецкую и т. д. аптеку без аптекаря-собственника, периодически обслуживающего посетителей.

И вот теперь несколькими фразами в одном из приказов эти вековые традиции перечеркнуты таким противоестественным образом, что даже недолговременное присутствие аптекаря в работе за первым столом, похоже, находится под вопросом.

Возвращение к здравому смыслу

Кто‑то может возразить: нельзя сопоставлять должностные обязанности и необходимые навыки управленца (руководителя аптеки) и технолога (первостольника), неправильно соизмерять их квалификации - они не больше или меньше, они просто разные. В этом утверждении есть доля истины.

Но ситуация, при которой командир эскадрильи не допускается к полетам, а аптечный управленец не имеет права работать за первым столом, как ни крути, противоестественна.

Поэтому программы обучения сертификационных циклов «УЭФ» должны в достаточной степени включать и компонент «ФТ», чтобы получившие сертификат специалисты могли в итоге спокойно руководить и работать в аптеке, а не, извините за выражение, шарахаться от первого стола.

Важно также помнить, что наша страна - это не только столица и крупные города. Во многих аптечных объектах небольших населенных пунктов работает всего один человек, потому что нет финансовой и/или кадровой возможности нанять второго. И этот человек является одновременно и руководителем, и первостольником. Какой сертификат получать в таком случае?

Словом, в этом вопросе требуется всего ничего - возвращение к здравому смыслу. Штрафы руководителей аптек за то, что они «пойманы с поличным» (то есть в момент консультирования посетителей или отпуска) за первым столом - не самая хорошая страница истории отечественной фармации. И ее необходимо закрыть, если есть желание покончить с абсурдом.

Уважаемые фармацевты и провизоры!

Хотим обратить Ваше внимание, что Учебный центр "Юнико-Ком» в период летних отпусков с 13 по 18 августа 2019 г. не работает .

В эти дни не будет осуществляться приём клиентов в офисе и по стационарному телефону.

Благодарим за понимание!

Учебный центр «Юнико-Ком» предлагает пройти обучение

по дополнительным профессиональным образовательным программам

в образовательных и научных организациях фармацевтическим работникам

По дополнительной образовательной программе «Повышение квалификации» фармацевтические работники могут в настоящее время пройти обучение на базе одного из двух образовательных учреждений.

В настоящее время мы сотрудничаем с:

  1. Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Курским государственным медицинским университетом» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России) , имеет право ведения образовательной деятельности на основании лицензии 90Л01 № 0009451, регистрационный № 2381, выданной бессрочно 13 сентября 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, свидетельства о государственной аккредитации 90А01 № 0002413, регистрационный №2291, выданного 11 октября 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
  2. Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Приволжским исследовательским медицинским университетом» Министерства здравоохранения Российской Федерации(ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России), имеет право ведения образовательной деятельности на основании лицензии серия ФС №0017458 , регистрационный № 52-01-002564, выданной 07 марта 2018 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, свидетельства о государственной аккредитации 90А01 № 0002897, регистрационный № 2761, выданного 21 февраля 2018 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Уважаемые коллеги! Обращаем Ваше внимание, что действующая ныне система последипломного образования с прохождением циклов профессиональной переподготовки или повышения квалификации с получением дипломов и сертификатов работает вплоть до 31 декабря 2020 года. Всем специалистам, у которых срок действия имеющегося на руках сертификата заканчивается до указанной даты (31.12.2020), необходимо проходить обучение в обычном порядке (как и ранее) на циклах повышения квалификации. Срок действия сертификата, который Вы получите, составляет 5 лет, т.е. он дает Вам право на работу по специальности в течение 5 лет вплоть до 31 декабря 2026 года.

Сегодня в деятельности аптек реализуются требования приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н. Данные нормативные акты реализуются через Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.).

Тем не менее возникают ряд вопросов представителей аптечных организаций, которые связанны с кадровым обеспечением. Сегодня существуют проблемы совмещения должностей и профессиональных обязанностей. Таковым является, например, вопрос о том, могут ли провизоры, имеющие профессиональное образование по специальностям «Фармацевтическая химия и фармакогнозия (ФХиФ)» или «Фармацевтическая технология (ФТ)» занимать руководящие должности аптечной организации, требующие наличия образования по специальности «Управление и экономика фармации»?

И еще чаще встречается проблема со специалистами, которые имеют образование по направлению «Управление и экономика фармации». В связи с кадровыми проблемами, они вынуждены осуществлять функционал провизоров. Другими словами, может ли руководитель стоять за прилавком аптеки и заниматься розничной реализацией лекарств?

Можно ли работать провизором, имея только сертификат по направлению «Управление и экономика фармации»?

Минздрав четко занимает позицию в этом вопросе (скачать Письмо от 7 декабря 2017 года) : нет, не может такой специалист вести профессиональную деятельность по профилю «Провизор-технолог» или «Провизор-аналитик». Минздрав ссылается на ряд нормативных актов и законов.

В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» говорится, что физические лица должны иметь среднее или высшее фармацевтическое образование и иметь сертификат специалиста.

В статье 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также устанавливаются требования к образованию, к необходимому стажу работы.

Согласно требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081), а также положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н) и квалификационным характеристикам, специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Если такой работник будет осуществлять деятельность по профилю «Провизо-технолог» или «Провизор-аналитик», то для этого необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Квалификационные требования к работникам аптек

Квалификационные характеристики: провизор

Специальность

Должность

Квалификационные требования

Управление и экономика фармации

Директор (заведующий);


Заместитель директора (заведующего);


Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;


Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;


Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;


Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Управление и экономика фармации",

Профессиональная переподготовка по специальности "Управление и экономика фармации" руководителей аптечных организаций, стаж работы не менее трех (двух) лет.

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

(ФХиФ)

Провизор-аналитик,

Провизор,

Старший провизор,

Заведующий структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» - 5 лет стажа.

Фармацевтическая технология (ФТ)

Провизор-технолог,

Провизор,

Старший провизор,

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология", без предъявления требований к стажу работы. Для должности «Старший провизор» - 5 лет стажа.

Фармация (провизор)

Провизор-технолог,

Провизор

Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", свидетельство об аккредитации по специальности «Фармация» без предъявления к стажу работы

Провизоры, у которых есть перерыв в работе по специальности более 5 лет, и те, кто изменил профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, назначается на должность провизора-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки. Стажер провизор может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой провизора, только под руководством провизора, имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Квалификационные характеристики: фармацевт

Специальность

Должность

Квалификационные требования

Фармация (фармацевт)

Младший фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Старший фармацевт

Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заведующий (начальник)

Среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация", стаж работы не менее пяти лет.

Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.

Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Провизор может быть руководителем, а руководитель без сертификата не может быть провизором

Согласно требованиям приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н провизоры с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» могут занимать руководящие должности.

В свою очередь не каждый руководитель может выполнять функции провизора. Для этого необходимо иметь соответствующую профессиональную подготовку и сертификат по направлению «Фармацевтическая технология» или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

За нарушение правил согласно ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, на физическое лицо будет наложен административный штраф в размере от 4000 до 8000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 дней. Штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей может наложен на должностное лицо. Юридические лица могут быть оштрафованы на 100 000 – 200 000 рублей или организации грозит приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Как получить сертификат провизора?

Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:

Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.

Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.

Третий вариант: Если нет 5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки.

Сертификат фармацевта – это документ, который одновременно подтверждает уровень знаний специалиста в сфере фармацевтической деятельности и дает разрешение на работу фармацевтом. Прежде чем его получить, необходимо специальное фармацевтическое образование.

Обучиться на фармацевта можно как в высших учебных заведениях, так и в специализированных средних. Затем после окончания учебного заведения стоит пройти курс послевузовского или дополнительного профессионального образования. Для тех, кто закончил высшее учебное заведение – это аспирантура, ординатура или интернатура. Для тех же, кто окончил среднее заведение (техникум и колледж) – это отдельный курс по фармацевтике в количестве 144 часов или профессиональная переподготовка в количестве не менее 500 часов. После всех этих обучений будущий фармацевт уже имеет право получить сертификат. Но сделать это можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Выдают сертификаты государственные или муниципальные учреждения, которые работают в сфере фармации и имеют гослицензию на выдачу этого документа. Выбрав такое заведение, будущий фармацевт подает в приемную комиссию следующие документы:
  • Заявление;
  • Копию диплома об окончании учебного заведения;
  • Копии документов, подтверждающие послевузовское образование или прохождение дополнительных курсов;
  • Выписку из трудовой книжки;
  • Личный отчет претендента на сертификат о том, какой опыт работы в сфере фармации он имеет и какие навыки уже приобрел;
  • Копии всех предыдущих сертификатов.
Оценивать испытуемого будет специальная комиссия, созданная из специалистов в области фармации и здравоохранения. Оценка проводится по трем основным направлеиям:
  • Письменные или компьютерные тесты по специальности;
  • Контроль практических навыков;
  • Заключительное собеседование.


Комиссия принимает решение о выдаче сертификата фармацевта «большинством голосов». Если комиссия сформирована из четного количества человек и голоса «за» и «против» разделились поровну, тогда окончательное решение о выдаче сертификата принимается в пользу экзаменуемого. Если же комиссию не устраивает уровень знаний и подготовки будущего фармацевта, то она назначает новую дату его аттестации.


Сертификат фармацевта выдается сроком на 5 лет, и после его окончания подтверждать свои знания придется снова. Процедура повторного получения сертификата фармацевта идентична описанной выше.

Ответ Минздрава России и комментарий ректора «Сибирской фармацевтической академии» Александра Гришина

Процесс внедрения Надлежащей аптечной практики, стартовавший со вступлением в силу с 1 марта 2017 г. приказов Минздрава России от 31 августа 2016 г. № 646н и 647н, до настоящего времени дополняется и уточняется Минздравом России. Одному из острейших вопросов этого процесса: «Может ли обладатель сертификата по специальности „Управление и экономика фармации“, в том числе и руководители аптек, участвовать в розничной реализации товаров аптечного ассортимента?» были посвящены несколько вебинаров и несколько на страницах журнала «Катрен-Стиль».

Мнения экспертов по этому вопросу разошлись. Учитывая то, что он рассматривается в соответствии с п. 13 Правил надлежащей аптечной практики и п. 5 и 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081 в ред. от 2 июля 2017 г.) как грубое нарушение лицензионных требований, пришлось обратиться в Минздрав России. Ниже мы публикуем разъяснения Минздрава и комментарий, который дал на эту тему ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия», доктор фармацевтических наук, профессор Александр Гришин.

Разъяснения Минздрава России

В соответствии с нормами статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществлять фармацевтическую деятельность (включающую розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения) могут физические лица только при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста .

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников. Таким лицензионным требованием может быть «наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности».

При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, должны быть определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Так, в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, установлены следующие лицензионные требования:

1) наличие у руководителя организации, деятельность которой непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет, либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста ;

2) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста .

Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, включает три специальности для лиц, получивших высшее образование по специальности «Фармация»: 82. Управление и экономика фармации; 85. Фармацевтическая технология; 86. Фармацевтическая химия и фармакогнозия.

По каждой из специальностей приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию).

При этом в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, и квалификационными требованиями, специалисты, получившие сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации: директор (заведующий, начальник) аптечной организации; заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

Для осуществления профессиональной деятельности в должности, например, «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Необходимо отметить, что в настоящее время активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты, в том числе в области фармации.

Так, приказами Минтруда России утверждены профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», каждый из которых содержит конкретные трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Кроме этого, разработан проект профессионального стандарта «Фармацевт», который проходит процедуру согласования. Обращаем внимание, что все указанные профессиональные стандарты разработаны профессиональным сообществом.

С учетом изложенного, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту .

А. В. Гришин: Что из этого следует?

Из разъяснений Минздрава следует, что обладатель сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» в рамках нормативно закрепленных за ним компетенций не может заниматься розничной реализацией товаров аптечного ассортимента.

При этом, если руководитель аптечной организации исполняет (совмещает) обязанности провизора-технолога или другие должности, он обязан соответствовать установленным квалификационным требованиям к совмещаемой должности. Это значит, что он должен иметь сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по специальности, для которой трудовые функции по совмещаемой должности предусмотрены профессиональными стандартами.

Например, если руководитель аптечной организации - провизор (индивидуальный предприниматель - провизор) участвует в розничной реализации, он обязан иметь сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по специальности «Фармацевтическая технология» или «Фармация».

При этом надо помнить, что, согласно положениям Приказа Минздрава РФ от 8.10.2015 г. № 707н, руководить структурным подразделением аптечной организации (аптеки в аптечной сети) могут специалисты с сертификатами по специальностям «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

С обобщенной информацией о соответствии фармацевтических специальностей и фармацевтических должностей в соответствии с действующими нормативными документами можно ознакомиться на сайте Сибирской фармацевтической академии по ссылке .

Какие штрафные санкции грозят нарушителю?

За нарушение установленных Минздравом и Минтрудом России требований к квалификации фармацевтического работника (несоответствие фармацевтической специальности работника, указанной в сертификате, и занимаемой им должности), в соответствии с ч. 4 статьи 14.1. КоАП РФ, может грозить административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как устранить имеющиеся нарушения?

Порядок устранения имеющихся несоответствий оговорен в п. 8 приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Он предусматривает обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих несоответствие квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям.

Для тех, у кого непрерывный стаж практической работы по соответствующей (вновь получаемой) фармацевтической специальности превышает 5 лет, предусмотрены следующие нормы дополнительного образования:

  • для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования дополнительное образование должно происходить в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);
  • для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования - в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).

Специалисты, не имеющие указанного стажа, могут получить новую фармацевтическую специальность, пройдя обучение в ординатуре. Исключение имеется только для специальности «Управление и экономика фармации», в соответствии с профессиональным стандартом и Приказом Минздрава РФ от 8.10.2015 г № 707н в отношении руководителей аптечных организаций, обладающих сертификатами по этой специальности, допускается 3‑месячная профессиональная переподготовка.

Сибирская фармацевтическая академия предлагает свои образовательные услуги с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволяет устранить несоответствие квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям без отрыва от работы для фармацевтических специалистов из любой точки России. С порядком приема и обучения можно ознакомиться .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант