Юридический портал. Льготный консультант

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует . Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59) *(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Важным этапом в развитии психиатрической науки явилось создание в 1981 г. Центра психического здоровья.

Что такое «правовое обеспечение оказания психиатрической помощи»?

«Правовое» – от существительного «право». Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

«Обеспечение» – от глагола «обеспечить». Обеспечить – сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым.

Психиатрическая помощь – медицинская помощь больным психическими заболеваниями.

Таким образом, правовое обеспечение оказания психиатрической помощи – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, делающих вполне возможным, действительным, реально выполнимым оказание психиатрической помощи.

Актуальность рассмотрения оказания психиатрической помощи с точки зрения права можно объяснить следующими пунктами:

1. Длительным использованием психиатрии в немедицинских целях.

2. Закрытостью психиатрических учреждений.

3. Изменением личностных свойств человека, страдающего психическим заболеванием.

4. Необходимостью адекватной социально-правовой защиты лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Нормативно-правовая база психиатрии

Законы Подзаконные акты

Конституция РФ Законы РФ Постановления РФ о мерах по

Статья 41 Закон РФ о психиатрической обеспечению психиатрической

помощи и гарантиях прав помощи и социальной защиты

граждан при ее оказании (1992) лиц, страдающих психическими

расстройствами (1994)

Приказы министра здравоохр.

Основной смысл законов – стремление уравнять психически больных в правах с остальными больными.

Основные задачи законов:

1. Показания к применению психиатрических мер должны быть строго очерчены (регламентированы).

2. Круг пациентов должен быть максимально сужен (показания к госпитализации должны быть строго регламентированы)

3. Меры психиатрического воздействия должны быть регламентированы.

Статья 41 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к статье 41

1. Комментируемая статья закрепляет одно из важнейших социальных прав человека и гражданина. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях

прав граждан при ее оказании»

Принципы оказания психиатрической помощи (ст.1 ):

1. Законность – необходимость соблюдения требований законов.

2. Гуманность – по отношению к самим лицам, страдающим психическими

заболеваниями

– по отношению к людям, которые находятся рядом с данным

человеком.

3. Соблюдение прав и законных интересов – личные права (право на получение

психически нездоровых граждан медицинской помощи, право иметь

семью и т. п.)

экономические права

политические права (участие в митингах, голосование)

Ст. 4 . Добровольность обращения за психиатрической помощью

(1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(2) Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Таким образом, недобровольная госпитализация запрещена законом.

Ограничения принципа добровольности:

1. Непосредственная опасность для себя и для окружающих.

2. Беспомощность, то есть неспособность удовлетворять свои основные потребности.

3. Когда промедление с оказанием психиатрической помощи чревато резким ухудшением здоровья.

В первом случае решение о госпитализации может быть самостоятельно принято врачом-психиатром. Во втором и третьем случаях – также врачом-психиатром, но с санкции судьи.

Права лиц, страдающих психическими расстройствами:

I. Ст.5 (Права лиц, страдающих психическими расстройствами) уравнивает в правах здоровых людей и людей, страдающих психическими расстройствами:

(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина

Права и свобода человека и гражданина представляют собой важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества.

Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.

Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство

Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПО ЗАПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 41 (ЧАСТЬ 1) КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая , судей Н.В. Витрука , Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой , Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина , А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина , А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова , О.И. Тиунова , Б.С. Эбзеева , В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой , проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Государственной Думы,

установил:

1. Государственная Дума в запросе о толковании положения части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, согласно которому медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, просит Конституционный Суд Российской Федерации разъяснить, относится ли данная норма ко всем видам медицинской помощи или возможно ее ограничительное толкование; возможно ли разделение предоставляемой гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинской помощи на платную и бесплатную.

Государственная Дума считает, что положение части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации является одной из конституционных гарантий права граждан на медицинскую помощь и не допускает предоставления платных медицинских услуг гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Иное его истолкование, по мнению заявителя, приводит к принятию нормативных правовых актов, предусматривающих платное оказание медицинской помощи населению в указанных медицинских учреждениях.

2. Статья 41 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1) и что в Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека (часть 2).

Эти конституционные установления конкретизированы в ряде законов и подзаконных актов, которые регулируют вопросы, касающиеся видов, объема и условий медицинской помощи, предоставляемой населению, в том числе Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями), Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями); Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1998 г. N 619); Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096). Порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг определены Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27).

Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования; граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств пр едприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 20).

Базовая программа обязательного медицинского страхования разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации. На ее основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе (статья 22 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. При этом государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе оказывать платные медицинские услуги населению только по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (пункты 2, 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями).

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой обязательного медицинского страхования и обусловленного имеющимися экономическими возможностями общества, а платные медицинские услуги дополняют этот гарантированный объем и предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на договорной основе.

3. Существо запроса Государственной Думы о толковании части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, по существу, сводится к требованию о проверке конституционности положений действующих нормативных актов.

Между тем в Определениях от 7 декабря 1995 года и от 19 марта 1997 года Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой толкование положений Конституции Российской Федерации, конкретизированных в действующем законодательстве, означало бы проверку в ненадлежащей процедуре конституционности тех или иных норм закона, а соответствующие запросы, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не могут быть признаны допустимыми.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант