Юридический портал. Льготный консультант

Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК.

Теперь деятельность подобных организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

Как данный вопрос регламентируется законом?

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ , который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим .

Принятый закон внес изменения не только в жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2015 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 1 мая 2015 года они могут функционировать только при условии .

Лицензии, выдаваемые управляющим компаниям в сфере ЖКХ, по сроку действия никак не ограничены. Но действуют они исключительно на территории того субъекта, где были оформлены.

К 2019 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло. Со 2 июня 2016 года участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования.

Предъявляемые к УК требования

В соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний, последние должны соответствовать определенным требованиям :

Предъявляются и особые требования к руководителю УК :

  • он должен иметь квалификационный аттестат;
  • работа в должности должна быть постоянным местом работы;
  • отсутствие судимости на момент подачи заявления о лицензировании.

Куда обратиться для получения лицензии?

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  1. Государственного жилищного надзора субъекта РФ.
  2. Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Подавать заявление на получение лицензии и необходимые документы нужно в первую инстанцию. Госжилнадзор рассматривает предоставленную документацию и передает лицензионной комиссии заключение по итогам рассмотрения.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии . На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Какие документы потребуются?

Вместе с заявлением о получении лицензии для управляющей компании в сфере ЖКХ в территориальный орган Госжилнадзора необходимо подать следующую документацию:

Все документы должны быть представлены в виде копий, заверенных нотариально. Внутренние документы компании, такие как приказ о назначении, можно заверить печатью.

Если помещение, где располагается УК, не является ее собственностью, то наряду со свидетельством настоящего собственника нужно предоставить заключенный договор аренды.

Сдача квалификационного экзамена

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии, руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является основным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Экзамен предполагает проверку знаний и требований законодательства РФ , предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Для допуска к сдаче экзамена в территориальное отделение Жилищной инспекции или непосредственно в адрес лицензионной комиссии нужно подать соответствующее заявление.

Оно подается лично руководителем или через представителя при наличии доверенности. В любом случае при себе нужно иметь удостоверение личности (паспорт).

Сам экзамен имеет форму компьютерного тестирования . Всего для проведения экзамена подготовлено 200 вопросов. Для тестирования из них программой выбирается 100 случайных.

Специализация вопросов очень узкая, для правильного ответа на них нужно обладать довольно глубокими знаниями в области ЖКХ.

Проходной балл равен 86% . На проведение тестирования отводится 2 часа .

При условии успешного прохождения экзамена руководитель получает квалификационный аттестат, действующий в течение 5 лет.

Общий срок и стоимость лицензирования

Пройти лицензирование все должны были еще до начала мая 2015 года . Вновь созданным компаниям также требуется пройти эту процедуру.

С момента подачи в территориальный орган Жилищной инспекции заявления о лицензировании до получения лицензии должно пройти не более 30 дней.

Именно такой срок отводится Жилинспекции и лицензионной комиссии для оценки предоставленных документов и принятия решения по лицензиату.

Лицензирование каждая управляющая компания проходит один раз в течение всей деятельности. Полученная лицензия действует бессрочно .

Подпунктом 134 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ обозначен размер государственной пошлины за получение лицензии управляющими компаниями в сумме 30 000 рублей (на 2019 год). Аттестационный экзамен для руководителей организаций по управлению многоквартирными домами проводится бесплатно.

Причины отказа в выдаче лицензии и как быть в данном случае?

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Лицензия не будет выдана, ели управляющей компанией в течение года не было принято никаких мер в отношении трех (или более) предписаний, полученных от органов Государственного надзора в сфере ЖКХ.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию , а также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Как показывает практика, чаще всего в выдаче лицензии отказывают организациям, не соблюдающим положения Жилищного кодекса РФ (часть 10 статья 161) в области раскрытия информации.

Компании неохотно выполняют это требование несмотря на то, что оно является непременным условием лицензирования.

В качестве заключения стоит сказать, что ведение деятельности управляющей компанией без получения лицензии является незаконным и ведет к привлечению к административной ответственности .

При этом штраф накладывается как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Госжилнадзором осуществляется непрерывный контроль деятельности организаций по управлению в сфере ЖКХ.

Доступное ЖКХ — как происходит процесс лицензирования УК в России

В видео-сюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.

Информация по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

С 01 сентября 2014 года вступил в действие «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с положениями закона управляющие организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса РФ договоров управления с собственниками помещений и ТСЖ, ЖСК, ЖК, обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензию. После 1 мая 2015 года осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии не допускается. Не предусмотрена выдача лицензии ТСЖ, ЖСК, ЖК, в том числе на самоуправлении .

Цели лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, аннулированию и прекращению действия лицензии, ведению реестра лицензий.

К отношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проводит экзамен — лицензионная комиссия

Форма проведения – компьютерное тестирование

Общий перечень вопросов – 200 вопросов с многовариантным ответом, один из которых правильный

Тест – 100 вопросов

Время сдачи теста – 120 минут

Необходимое количество баллов для получения аттестата — 172

Количество попыток сдачи – не ограничено

Плата за тестирование – не взимается

Выдает квалификационный аттестат — Мосжилинспекция

Срок действия аттестата – 5 лет

Виды проверок – плановые и внеплановые

Формы проверок – документарные и (или) выездные

Основания для плановой проверки:

Ежегодный план проверок

Истечение 1 года со дня принятия решения о выдаче лицензии

Истечение 3-х лет со дня окончания последней плановой проверки

Основания для внеплановой проверки:

Истечение срока исполнения ранее выданного предписания

Поступление обращений, заявлений о фактах грубых нарушений лицензионных требований

Приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора

Аннулирование лицензии (Статья 199 ЖК РФ).

Решение принимает суд на основании заявления органа государственного жилищного надзора. Заявление подается на основании решения лицензионной комиссии.

Основание для аннулирования лицензии (п.2 ст. 199 ЖК РФ) – исключение из лицензии сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в МКД, управление которыми осуществляет управляющая организация, в течение календарного года.

До января 2015 года управление многоквартирными домами не требовало получение лицензии и слабо контролировалось государством. Для исправления этой ситуации был издан новый закон, который был подписан президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 июля 2014 года.

Согласно ему, все организации и ИП, желающие заниматься управлением многоквартирным домом, для осуществления этой деятельности, должны получить специальный документ - лицензию.

Лицензирование деятельности позволяет наилучшим образом контролировать исполнение управляющей компанией ее обязанностей.

Выдает и осуществляет контроль за исполнением лицензионных требований специально созданная для этого комиссия. Она выборочно устраивает внеплановые проверки, в результате которых могут быть выявлены административные нарушения.

В том случае, если за один год лицензионной комиссией было выявлено два и более нарушения, которые, к тому же, не были устранены в срок, лицензиат может лишиться лицензии и попасть в реестр дисквалифицированных лиц. В этом случае, он более не сможет получить новую лицензию.

Важно! Юридические и физические лица со статусом предпринимателя, имеют право на управление многоквартирным домом лишь при наличии у них лицензии. Собственники жилья, объединившиеся в различные товарищества, могут управлять им без получения такого документа.

Как получить лицензию?

Для получения лицензии требуется подать соответствующее заявление в органы исполнительной власти того региона, в котором планируется проведение деятельности.

Однако, перед этим, нужно пройти тестирование, по результатам которого, выдается, либо не выдается квалификационный аттестат. Длится экзамен не более 2-х часов. Тестирование считается пройденным, если по его итогам набрано более 172 баллов.

В том случае, если попытка сдачи не удалась, можно попытать счастье еще и еще, ведь количество попыток пересдачи теста ничем не ограничено. Полученный аттестат прикладывается к заявлению вместе с другими необходимыми документами.

Несмотря на то, что срок действия аттестата составляет 5 лет, потерять его можно и до истечения этого срока. Как правило, это случается в случае выявления лицензионной комиссией каких-либо несоответствий.

Для получения лицензии требуется представить следующие документы:

  • заявление о ее выдаче;
  • аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена (копию);
  • копии учредительных документов (заверенные нотариусом);
  • опись всех предоставленных документов.

После подачи заявления, решение о выдаче документа будет вынесено в течение 30 дней. За это время лицензионная комиссия проверяет все предоставленные соискателем данные. Право на управление многоквартирными домами получают далеко не все желающие получить документ.

Отказать могут следующим лицам:

  • не зарегистрированным в качестве юридического лица или ИП;
  • имеющим действующую судимость;
  • попавшим в список дисквалифицированных;
  • числящимся в списке лиц, с аннулированными лицензиями;
  • не раскрывающим информацию по обслуживаемым многоквартирным домам.

Для получения документа потребуется также заплатить государству пошлину в размере 30000 рублей.

Где получить лицензию?

Подготовленные документы подают в органы исполнительной власти, к которым относятся жилищные инспекции.

Подать документы можно и во многофункциональных центрах, на сайте государственных услуг или же отправив их по почте заказным письмом.

Выдаваемая лицензия не имеет срока действия. Однако, она ограничена регионом, то есть не имеет силы за пределами того региона, в котором была выдана и не подлежит передаче другим лицам.

Иначе говоря, лицензия, полученная в Ростове, не распространяется на Москву или какой-либо другой город.

В каких случаях ее могут аннулировать?

Несмотря на то, что лицензия, дающая право на управление многоквартирными домами, не имеет срока действия, ее можно лишиться.

Основанием для аннулирования документа может послужить решение суда. Причиной такого решения могут стать неоднократные административные нарушения, особенно, если они произошли за последние 12 месяцев.

В этом случае, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются все дома, которые обслуживались данным лицензиатом. Исключение их из реестров, в свою очередь, несет за собой аннулирование документа, дававшего право управления многоквартирными домами.

Если лицензионная комиссия приняла решение об исключении дома из реестра, его жильцов об этом извещают. После этого, у них имеется два месяца для обжалования решения суда.

В том случае, если жильцы изъявили желание продолжать сотрудничество с лицензиатом, дом из реестра не исключается, а за лицензиатом сохраняется право на управление многоквартирным домом или домами (если таковых было несколько).

Какие штрафы предусмотрены за административные правонарушения?

Касательно деятельности по управлению многоквартирными домами, к административным нарушениям относятся:

  • нарушение лицензиатом предъявляемых к нему требований;
  • осуществление деятельности без лицензии.

В случае их выявления, организации и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы лицензионной комиссией на довольно внушительную сумму.

По первому нарушению штраф составляет 250-300 тысяч рублей, а по второму немного меньше - 150-250 тысяч рублей.

Если организациям за эти нарушения грозит всего лишь штраф, то ИП могут быть дисквалифицированы на срок не менее 3-х лет.

Как она выглядит?

Лицензия представляет собой двусторонний документ формата А4. С лицевой стороны документа указано его наименование и обладатель.

Тут же можно найти номер и дату выдачи, а также наименование органа, выдавшего ее.

На обратной стороне указывается местонахождение лицензиата, регион действия документа и наименование лицензионной комиссии, вынесшей решение о выдаче.

Заключение

Для законного управления многоквартирными домами, необходимо получить специальную лицензию. Управление без нее незаконно и относится к административным правонарушениям, которые караются штрафом, а для индивидуальных предпринимателей может грозить и дисквалификацией из реестра лицензий.

Для получения лицензии нужно удовлетворять определенным требованиям, среди которых:

  • наличие аттестата, подтверждающего квалификацию лицензиата;
  • отсутствие активной судимости;
  • отсутствие в списках дисквалифицированных или аннулированных должностных лиц;
  • предоставление информации по обслуживаемым домам.

Лицензия выдается на неопределенный срок и действует только в том регионе, в котором была получена. Заявление на ее получение подается в жилищную инспекцию того региона, где планируется осуществление деятельности.

Причем подать его можно как лично, так и посредством интернета или почтовой службы.

Выданная лицензиату лицензия может быть аннулирована по решению суда. Однако, если жильцы дома в течение определенного срока объявят о желании продолжить сотрудничество с лицензиатом, право на управление домом останется за ним.

С начала 2015 года для осуществления обслуживания жилых комплексов в городах и иных населенных пунктах требуется лицензия на управление многоквартирными домами (МКД). Получить таковую обязаны организации и индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся соответствующей деятельностью.

Для чего нужен документ

Инициировал введение лицензирования Президент РФ Владимир Путин. Для этого было несколько причин. Вот основные:

  1. управляющие компании, ранее не получавшие разрешительной бумаги, осуществляли такую деятельность:
  2. однако участились жалобы от граждан по вопросам недостаточного уровня работы управленцев;
  3. при их рассмотрении выяснилось, что отсутствует законодательный механизм давления на указанные организации.
Внимание: лицензирование - это организация контроля со стороны государства за осуществлением предпринимателями и предприятиями взятых на себя обязательств перед жильцами.

Законодательные основы

Механизм регулирования со стороны органов местного самоуправления деятельности управляющих компаний содержится в Жилищном кодексе РФ (ЖК). Для этого законом № 255-ФЗ от 14.07.2014 в него внесли новый раздел - X. Параграфы вступили в силу с 0.09.2014. В пункте 1 статьи 192 данного раздела говорится:

«1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия)».

Таким образом, для осуществления лицензирования региональные власти обязаны создать специальные комиссии. В их функции входит:

  1. прием заявок на осуществление деятельности по управлению МКД;
  2. изучение документации;
  3. выявление юридических и физических лиц, подходящих для данной деятельности;
  4. выдача разрешительного документа;
  5. осуществление контроля за работой управляющей компаний;
  6. лишение лицензии.
Внимание: в десятом разделе ЖК содержится указание на то, что контрольные функции предоставлены исполнительной власти федерального уровня.

Лицензия имеет определенные ограничения:

  • действует только на территории выдавшего субъекта федерации;
  • выдается бессрочно;
  • контролируется госорганами;
  • может быть аннулирована при некоторых обстоятельствах.
Важно: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами не затрагивает официально созданные товарищества жильцов, населяющих МКД. Они распоряжаются своим имуществом без специального регулирования со стороны государства. Скачать для просмотра и печати:

На какие услуги выдается

Согласно 162-й статье ЖК, управляющая организация обязана подписать договор с жильцами. В данном соглашении указываются те виды услуг, предоставление которых она гарантирует. То есть выбор отдается на откуп сторон договора . Они могут выбрать из такого основного перечня:

  1. содержание и текущий ремонт МКД;
  2. аварийное обслуживание и организация контроля на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств;
  3. предоставление жилищно-коммунальных услуг путем составления соглашений с соответствующими компаниями;
  4. прием обязательных взносов с жильцов;
  5. работы по благоустройству придомовой территории;
  6. документооборот, в том числе сохранность бумаг;
  7. иные.
Важно: для заключения договора с жильцами на соответствующий вид обслуживания необходимо сначала получить лицензию.

Как получить разрешительный документ

Пошаговый алгоритм получения данного вида лицензии выглядит следующим образом (как действовать на практике):

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.
  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.
Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике. Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензионные требования

Комиссия, занимающаяся выдачей разрешительных бумаг, будет проверять все аспекты претендента. Этот коллегиальный орган несет ответственность перед населением и властями за работу управляющих организаций. Кроме того, комиссия обязана подчиняться всем нормам законодательства. А они таковы:

  1. претендент обязан иметь оформленное юрлицо или предпринимательство:
    • в регистрационных документах иметь соответствующий ОКВЭД (код деятельности);
  2. руководитель ООО или ИП обязан иметь квалификационный аттестат в соответствии со статьей 202 ЖК;
  3. не допускается лицензирование лиц:
    • имеющих судимость за преступления:
      • в экономической сфере;
      • средней тяжести, а также тяжкие;
      • ранее уже получавшие разрешительный документ, действие которого аннулировано по инициативе комиссии (в любо субъекте РФ, проверяется по сводному реестру);
  4. имеющие дисквалификацию по данному виду работы.

Важно: в процессе осуществления полномочий предприниматель обязан обеспечивать:

  • соблюдение Правил предоставления услуг жильцам (правительственное Постановление № 354 от 06.05.2011);
  • свободный доступ к финансовым показателям и иным параметрам, характеризующим работу управляющей организации.

Скачать для просмотра и печати:

Квалификационный аттестат


Допускают к руководству жилищным фондом только людей, доказавших свою квалификацию
. Тестирование проходит в форме экзамена. Вопросы готовит уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти федерального уровня:

  • по времени тест занимает до двух часов;
  • успешно его прошедшим считается человек, набравший не менее 172 баллов;
  • плата за участие в экзамене не взимается.
Важно: аттестат необходимо обновлять каждые пять лет. Именно таков срок действия документа.

Какие документы нужно готовить

В жилищную комиссию подаётся заявление претендента. К нему прилагаются такие копии:

  1. полученного аттестата;
  2. для организаций:
    • устава с нотариальным заверением;
    • приказа о назначении должностного лица;
    • справки о внесении изменений в регистрационные документы (если таковые осуществлялись);
  3. для ООО и ИП:
    • свидетельства о госрегистрации;
    • протокола решения об образовании ООО;
  4. все должны приложить оригинал платежного документа на внесение госпошлины;
  5. опись вложений.
Важно: комиссии отведено тридцать дней на изучение документов претендента и проверку вероятных обстоятельств, не позволяющих доверить ему управление МКД.

Причины отказа

Как правило, не выдают разрешительную бумагу нарушителям действующего законодательства. В данном случае причиной может оказаться одно или несколько из следующих обстоятельств:

  • отсутствие регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • наличие непогашенной судимости;
  • присутствие в реестре:
    • дисквалифицированных;
    • лиц, лицензии которых аннулированы;
  • наличие взысканий по поводу сокрытия информации о ходе обслуживания МКД (в прежние периоды).
Внимание: комиссия обязана сообщить претенденту на лицензирование о принятом отрицательном решении с указанием причины.

Как подать заявку

В соответствии с методикой осуществления документооборота пакет можно передать в комиссию одним из следующих способов:

Внимание: на руки заявителю выдается копия описи, на которой поставлена отметка о приеме пакета:

  • оттиск штампа;
  • подпись должностного лица с расшифровкой;
  • дата.

Если заявка передана не лично, то копию описи пришлют тем способом, которым воспользовался претендент.

Кто выдает лицензию

После обработки документов и принятия положительного решения, производится изготовление разрешения. Оно представляет собой двусторонний документ формата А4, на котором указано:

  1. наименование:
    • лицензированной организации или имя ИП;
    • органа, выдавшего разрешение;
  2. номера и региона действия.
Важно: госпошлина за лицензирование составляет 30 000 руб.

Требования законодательства к лицензированным управленцам

Согласно Приказу Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя № 969/пр от 29.09.2015 информация о МКД, находящихся в управлении у организации, должна быть обнародована путем ее размещения на официальном сайте:

  • если условия договора изменяются, то ее нужно обновлять (дается три рабочих дня);
  • то же следует предпринимать при разрыве соглашения с жильцами.

Компания контролируется органом, выдавшим разрешительную бумагу, путем проведения проверок:

  • внеплановых;
  • периодических.

Важно: при выявлении неоднократных нарушений лицензия может быть.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

С 1 сентября 2014 года деятельность по управлению многоквартирными домами управляющими организациями подлежит лицензированию. О порядке лицензирования указанной деятельности, а также о том, до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию, и пойдет речь в данной статье.

Итак, согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее – Закон № 255-ФЗ), и вступило в силу с 1 сентября 2014 года.

О том, что деятельность по управлению многоквартирными домами, подлежит лицензированию, указывает раздел X "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), введенный вышеназванным законом, в статье 192 которого сказано, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии. При этом под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, что следует из пункта 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

В силу пункта 1 статьи 192 ЖК РФ лицензия выдается органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии. Отметим, что лицензионная комиссия – это постоянно действующий орган, созданный субъектом Российской Федерации, в которой не менее 1/3 членов являются представителями саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в пункте 8 статьи 20 ЖК РФ (статья 201 ЖК РФ).

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, при этом лицензия не подлежит передаче третьим лицам (пункт 4 статьи 192 ЖК РФ).

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона № 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (пункт 5 статьи 192 ЖК РФ). Особенности эти таковы, что при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не применяются положения Закона № 99-ФЗ о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии (пункт 6 статьи 192 ЖК РФ).

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу пункта 3 статьи 192 ЖК РФ включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, установлен Положением о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение о лицензировании), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – постановление № 1110).

Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований ЖК РФ и Закона № 99-ФЗ к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании для получения лицензии соискателем лицензии должны быть соблюдены лицензионные требования, перечисленные в подпунктах 1 – 5 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ, являются:

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 193 ЖК РФ;

– соблюдение требований, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

– исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ.

Таким образом, и соискателями лицензии, и лицензиатами должны быть соблюдены требования пункта 1 статьи 193 ЖК РФ, при этом лицензиатами дополнительно должны быть соблюдены требования пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ и пункта 2 статьи 162 ЖК РФ.

К требованиям пункта 1 статьи 193 ЖК РФ относятся:

l регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации (подпункт 1). Обратите внимание, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

l наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (подпункт 2). Согласно статье 202 ЖК РФ квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача такого экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата, который выдается на срок пять лет и аннулируется в случае:

– получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

– внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

– вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В феврале 2015 года Минстрой России выпустил письмо от 24 февраля 2015 года № 4745/АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – письмо № 4745/АЧ/04). Вопрос наличия у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата был рассмотрен в пункте 2 этого письма. По мнению Минстроя России, получить аттестат должно лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей организации.

l отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (подпункт 3);

l отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии.

Отметим, что реестром дисквалифицированных лиц является реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (подпункт 3 пункта 1 статьи 195 ЖК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2 Положения о ведении реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций), утвержденного постановлением № 1110.

Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

В пункте 1 письма № 4745/АЧ/04 отмечено следующее: с учетом того, что в настоящее время Минстроем России реализуются организационно-технические мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования реестра дисквалифицированных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с учетом положений части 3 статьи 7 Закона № 255-ФЗ о размещении реестра дисквалифицированных лиц в федеральной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ) с 1 мая 2015 года, Минстрой России считает возможным до наступления указанной даты и перехода в этой части к межведомственному электронному взаимодействию с Минстроем России получение органом ГЖН информации о дисквалифицированных лицах осуществлять непосредственно из реестра дисквалифицированных лиц Федеральной налоговой службы, зарегистрированного в системе межведомственного электронного взаимодействия в виде электронного сервиса "Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц", которому присвоен SID0003526, либо по ссылке https://service.nalog.ru/disqualified.do.

l отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии (подпункт 5).

Сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – сводный федеральный реестр лицензий) также ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).

Сведения, содержащиеся в указанном реестре, подлежат размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения;

l соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных пунктом 10 статьи 161 ЖК РФ (подпункт 6). То есть управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Вышеуказанное требование (требование подпункта 6 пункта 1 статьи 193 ЖК РФ) до 1 мая 2015 года должны соблюдать и соискатели лицензии, что следует из пункта 2 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.

Вновь обратимся к письму № 4745/АЧ/04, в пункте 3 которого рассмотрен вопрос соблюдения лицензиатом установленных требований к раскрытию информации в связи с осуществлением деятельности в сфере управления многоквартирными домами (далее – МКД). В нем сказано, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 (далее – Стандарт).

Таким образом, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии требованиям Стандарта, согласно пункту 8 которого раскрытие информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем России (далее – формы раскрытия информации).

До вступления в силу форм раскрытия информации при проведении органом ГЖН проверок соблюдения соискателем лицензии Стандарта Минстрой России считает необходимым учитывать следующее.

Раскрытие информации осуществляется по формам, размещенным в настоящее время на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, – "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru) (далее – официальный сайт) с учетом особенностей, указанных в этом разъяснении.

При проведении лицензирующим органом оценки соответствия соискателя лицензии лицензионному требованию о раскрытии информации обеспечивается проверка:

а) наличия/отсутствия факта раскрытия информации на официальном сайте;

б) полноты раскрытия информации в соответствии с редакцией Стандарта, действовавшей на момент раскрытия информации.

Таким образом, если раскрытие информации осуществлялось в период до 30 ноября 2014 года включительно, то проверка совершается на предмет соответствия Стандарту, действовавшему в редакции до 1 декабря 2014 года.

Если же дата раскрытия информации приходится на период с 1 декабря 2014 года, полнота раскрытия проверяется в соответствии с перечнем информации, указанным в пункте 3 Стандарта, и несоответствие раскрытой информации формам, размещенным на официальном сайте, в указанном случае не должно признаваться нарушением.

При этом управляющим организациям, которые осуществляют раскрытие информации после 1 декабря 2014 года, рекомендуется, в случае если размещенные на официальном сайте формы раскрытия информации не позволяют осуществлять раскрытие отдельных видов информации, указанных в пункте 3 Стандарта, размещать (прикреплять) на официальном сайте документы в виде файлов, содержащих соответствующие виды информации.

Таким образом, до вступления в силу форм раскрытия информации, утвержденных Минстроем России, оценка ее размещения соискателями лицензии на предмет соответствия Стандарту осуществляется, прежде всего, с точки зрения отражения всех видов информации.

Достоверность размещенной информации проверяется при поступлении в период проведения проверки в установленном порядке в орган ГЖН от гражданина или организации соответствующего заявления (жалобы, обращения), в котором ставится вопрос о недостоверности размещенной информации. В этом случае принятие решения о соответствии соискателя лицензии требованию, установленному пунктом 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, должно приниматься по результатам проверки, проведенной по данному заявлению (жалобе, обращению).

Информация за 2014 год, подлежащая в соответствии со Стандартом ежегодному раскрытию в течение I квартала года, следующего за отчетным, подлежала раскрытию по формам, размещенным на сайте "Реформа ЖКХ" в соответствии со Стандартом, действовавшим в редакции на 30 ноября 2014 года включительно.

Кроме того, необходимо учесть, что в отношении лиц, не осуществлявших деятельность по управлению МКД до подачи заявления о предоставлении лицензии, в силу положений пункта 1 Стандарта не проводятся проверки на предмет соответствия лицензионному требованию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 193 ЖК РФ, поскольку в отношении них отсутствует соответствующая обязанность соблюдения Стандарта.

Минстрой России обращает внимание, что по данным государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) до настоящего времени не все органы ГЖН обратились для получения доступа к сервисам сайта "Реформа ЖКХ", способствующего осуществлению контролю за раскрытием информации, либо недостаточно регулярно и системно пользуются указанным ресурсом. В целях проведения качественной оценки соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям, а также в период проведения организационно-технических мероприятий по введению в эксплуатацию ГИС ЖКХ, Минстрой России считает необходимым для органов ГЖН в возможно короткие сроки осуществить регистрацию на официальном сайте и направить контактные данные в Фонд.

Основанием для получения лицензии являются заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с пунктом 5 Положения № 1110, и документы (копии документов), перечисленные в пункте 6 Положения № 1110.

Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, возврат заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, выдача лицензии, переоформление лицензии, выдача дубликата и копии лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ (пункт 7 Положения № 1110).

Принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона № 99-ФЗ с учетом положений статей 194 и 201 ЖК РФ (пункт 10 Положения № 1110). Отметим, что согласно пункту 1 статьи 194 ЖК РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу пункта 2 статьи 194 ЖК РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Оформление органом государственного жилищного надзора приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляется в порядке, установленном статьей 15 Закона № 99-ФЗ. При этом срок оформления приказа органа государственного жилищного надзора с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Обратите внимание!

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ управляющие организации обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Если в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляет управление многоквартирными домами и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, то собственники помещений должны быть проинформированы об обращении организации с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ. В течение 1 месяца со дня информирования собственники помещений вправе принять на общем собрании решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. Копия протокола общего собрания собственников помещений должна быть направлена в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение трех рабочих дней со дня проведения собрания. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Если же в срок до 1 апреля 2015 года управляющая организация не обратилась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такой управляющей организации отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такая организация. В течение 15 дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75, в соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ в течение 1 месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (пункт 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ).

Вопрос информирования собственников помещений в МКД в случае, когда управляющая организация обратилась за получением лицензии, рассмотрен в пункте 4 письма № 4745/АЧ/04. В нем сказано, что если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, собственники помещений в МКД должны быть проинформированы об обращении и имеют право принять на общем собрании собственников помещений в таком доме (далее – собственники) решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

В соответствии с частью 2 статьи 197 ЖК РФ порядок такого информирования утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Однако, до утверждения Порядка информирования Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников следующим образом.

Орган ГЖН принимает к рассмотрению документы управляющей организации в соответствии со статьей 13 Закона № 99-ФЗ. В течение одного рабочего дня с момента вручения (направления) уведомления управляющей организации о принятии решения о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации-заявителя. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, срок начала рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на необходимость совершения следующих действий органами местного самоуправления:

– организация размещения данной информации для собственников помещений в МКД в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖИ;

– организация взаимодействия с советом МКД и оказание методологической и информационной поддержки в целях организации общего собрания собственников помещений в МКД (далее – общее собрание, собственники) для принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления.

Минстрой России обращает внимание, что в данном случае расторжение договора управления с соискателем лицензии или выбор иного способа управления является правом, а не обязанностью собственников.

В случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.

При этом орган ГЖН имеет право дополнительно запросить документы, подтверждающие легитимность проведения общего собрания: уведомления собственников о проведении общего собрания в форме совместного присутствия (очного голосования) по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, реестр отправки заказных писем с сообщением (уведомлением) о проведении общего собрания в форме совместного присутствия, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме совместного присутствия собственникам под роспись, решения (бюллетени) в форме совместного присутствия, копию протокола общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме совместного присутствия.

Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о проведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о проведении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах общего собрания, проведенного в форме заочного голосования.

Факт отсутствия обращения управляющей организации за получением лицензии при наличии действующего договора управления может свидетельствовать о намерении такой управляющей организации прекратить управление МКД, начиная с 1 мая 2015 года либо осуществлять деятельность в нарушение законодательства Российской Федерации, что может привести к нарушению прав собственников помещений в таком МКД, о чем сказано в пункте 5 письма № 4745/АЧ/04.

В целях недопущения нарушения прав собственников помещений в таком МКД и своевременного предупреждения ситуаций, когда МКД может остаться без лица, осуществляющего надлежащее содержание его общего имущества, Минстрой России считает целесообразным принятие со стороны органов государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации дополнительных превентивных мер, направленных на защиту прав собственников помещений в таком МКД.

В частности, в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД по состоянию на 1 сентября 2014 года, не обратились в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче по причине несоответствия лицензионным требованиям, Минстрой России рекомендует органу ГЖН совместно с органом местного самоуправления незамедлительно организовать разъяснительную работу с собственниками помещений в МКД, управление которыми осуществлялось указанными выше организациями, с целью принятия собственниками оперативного решения о смене управляющей организации или выборе иного способа управления.

При этом Минстрой России считает целесообразным осуществлять информирование собственников о возникновении оснований для прекращения деятельности по управлению МКД следующим образом.

Не позднее 6 апреля 2015 года орган ГЖН с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой должен был проинформировать орган местного самоуправления по месту расположения МКД, управляющая организация которого не обратилась за получением лицензии. В сообщении следовало указать полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН должен был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, когда управляющей организации отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, орган ГЖН в течение одного рабочего дня с момента оформления решения об отказе в выдаче лицензии с использованием средств межведомственной системы электронного документооборота либо, в случае отсутствия доступа к ней, телеграммой информирует орган местного самоуправления по месту расположения МКД, указанного в документах управляющей организации, которой отказано в выдаче лицензии. В сообщении указываются полное наименование управляющей организации, адрес управляемого ей МКД, дата принятия решения об отказе в выдаче лицензии. В этот же день аналогичную информацию орган ГЖН размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Кроме того, при направлении информации в орган местного самоуправления указывается также на необходимость организации органом местного самоуправления мероприятий по информированию об этом собственников помещений в МКД в трехдневный срок, а также на следующий порядок действий органов местного самоуправления:

Орган местного самоуправления в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖН организует размещение данной информации для собственников в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организует взаимодействие с советом МКД и оказывает методологическую и информационную поддержку в целях организации в течение 15 дней общего собрания для принятия решения о расторжении договора управления и (или) выборе иного способа управления.

При этом до момента реализации принятого общим собранием решения управление МКД осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

Итак, мы рассмотрели, как осуществляется лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, и до какого срока управляющие организации обязаны получить лицензию.

Поскольку в статье упомянут реестр лицензий субъекта Российской Федерации, несколько слов о нем.

Согласно статье 195 ЖК РФ перечень сведений, которые должен содержать реестр лицензий субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом в обязательном порядке указанный реестр должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня соответствующих действий обязан, в частности, направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (пункт 2 статьи 198 ЖК РФ).

В свою очередь орган государственного жилищного надзора в течение 3 дней со дня получения соответствующих сведений должен внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Обратите внимание!

При внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с пунктом 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 198 ЖК РФ. Отметим, что согласно пункту 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через 30 дней со дня его подписания. Пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ установлено, что в течение 2 месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 ЖК РФ порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 198 ЖК РФ (пункт 5 статьи 198 ЖК РФ).

Обратите внимание!

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом, в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

Как уже было сказано выше, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя, в том числе осуществление лицензионного контроля, порядок организации и осуществления которого определен в статье 196 ЖК РФ.

Согласно названной статье к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Закона № 99-ФЗ.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

При проведении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 13 Положения о лицензировании).

Обратите внимание, что приостановление и возобновление действия лицензии не осуществляется (пункт 11 Положения о лицензировании).

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены ЖК РФ (пункт 12 Положения о лицензировании).

Так, в силу статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.

Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Законе № 99-ФЗ, со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Имейте в виду, что за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за ее переоформление, а также за выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 19 Положения о лицензировании).

Размер государственной пошлины определен в статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, согласно подпункту 134 пункта 1 названной статьи государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

– предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 30 000 рублей;

– переоформление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами – 5 000 рублей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант