Юридический портал. Льготный консультант

Сегодня процесс аренды подразумевает составление специального договора. Но при этом важно отметить, что нередко возникают различные дополнительные факторы, которые тем или иным образом должны быть официально упомянуты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы избежать составления нового договора можно попросту составить дополнительное соглашение и официально зарегистрировать его в Росреестре.

Нужно ли

Стоимость недвижимости самого разного типа сегодня достаточно велика. Именно поэтому в случае, когда в личное пользование потребуется таковая, возможно просто арендовать его. Это позволит избегнуть многих сложностей и трудностей.

Но при этом существует ряд тонкостей, связанных с формированием подобных взаимоотношений.

Важно отметить, что для оформления договора в обязательном порядке понадобиться соблюсти определенные требования.

Существуют разные типы договоров подобного рода в зависимости от длительности действия, а также целого ряда самых разных иных факторов. Со всеми этими моментами лучше всего ознакомиться предварительно.

При этом не существует жестко установленной формы договора аренды. Но имеются некоторые требования к тому, какие пункты должны присутствовать обязательно в соглашении.

Отдельно важно отметить, что договор аренды обязательно должен быть соответствующим образом зарегистрирован в определенных случаях. Процесс регистрации имеет свои особенности, он определен специальным образом.

Отдельно нужно будет отметить, что алгоритм регистрации осуществляется в каждом случае в индивидуальном порядке. Но при этом процесс этот осуществляется через Росреестр. Требуется лишь собрать определенный перечень бумаг.

Сегодня определяющими факторами, влияющими на необходимость осуществления процесса регистрации договора, являются следующие:

  • статус самих сторон, которые осуществили процесс составления такового договора;
  • длительность действия.

Важно отметить, что если в качестве арендатора или же арендодателя выступает именно юридическое лицо, то необходимо будет помнить, что регистрация договора в Росреестре должна быть осуществлена в любом случае.

Вне зависимости от остальных факторов. Также важно осуществлять регистрацию в случае, если длительность действия договора бессрочная либо составляет более 12 месяцев подряд. Невыполнение данного требования может стать причиной возникновения серьезных неприятностей.

Также важно отметить, что иногда возникают обстоятельства, в силу которых требуется в договор аренды внести определенные правки.

В таком случае понадобиться осуществить процесс регистрации — но только в случае, если ранее имела место регистрация договора.

Опять же дополнительные соглашения также должны составляться в рамках специального соглашения. Являются ли помещения жилыми или нежилыми — какой-либо роли не играет.

Государственная регистрация недвижимости, вне зависимости от формы собственности, должна осуществляться в зависимости от разных факторов.

В том числе, если имеет место не прямая аренда, а формируется договор на основании субаренды. В таковом случае вопрос подпадает под действие специализированных законодательных документов. Проработать момент нужно будет заблаговременно.

Пошаговая инструкция

В первую очередь нужно помнить о следующих нюансах:

  • само соглашение должно быть составлено в рамках специализированного законодательства, без каких-либо нарушений;
  • обязательно потребуется собрать документов, оплатить государственную пошлину;
  • за нарушение порядка регистрации подразумевается штраф.

Сам же процесс регистрации дополнительного соглашения к договору аренды включает в себя ряд базовых этапов. Он выглядит следующим образом:

  • осуществляется составление самого договора;
  • далее подготавливается полный список всех нужных в таком случае документов;
  • оплачивается государственная пошлина, печатается квитанция;
  • далее все необходимые документы вместе с копией соглашения должны быть поданы в отделение Росреестра.

Опять же прежде, чем приступить непосредственно к процессу регистрации, нужно будет обязательно получить консультацию по этому вопросу в компетентных органах. Таким образом возможно будет не допустить многих сложностей, трудностей. Нередки ситуации, когда в регистрации отказывают.

При этом соответствующие законные основания действительно имеются для этого действия. Например, отсутствуют необходимые для регистрации документы, не оплачена государственная пошлина.

Документы

Именно к вопросу сбора полного перечня всех необходимых в таком случае документов требуется подойти максимально ответственно.

Причем список различается достаточно существенно в зависимости от юридического статуса конкретного обратившегося в отделение Росреестра.

Например, в стандартном случае понадобиться подготовить для юридического лица следующие документы:

  • в установленной государственными органами форме;
  • непосредственно оригинал платежного документа по поводу оплаты государственной пошлины;
  • описание объекта, который будет использован в качестве объекта аренды;
  • доверенность, подтверждающая наличие права на представление интересов конкретного юридического лица;
  • копии следующих документов (все они обязательно должны быть соответствующим образом заверенные):
    • реестра самой организации;
    • подтверждение государственной регистрации конкретного предприятия;
    • свидетельство, подтверждающее внесение определенных правок в учредительные документы — если подобное имеет место;
    • устав — обязательно со всеми правками, актуальная версия;

  • выписка из паспорта БТИ;
  • непосредственно копия самой измененной формы договора аренды или же дополнительного соглашения.

Список документов, обязательных в таком случае, может существенно различаться. Все зависит непосредственно от статуса самого юридического лица, иных моментов. В случае, если имеет место обращение физическим лицом, процесс несколько упрощается.

В стандартный набор документов, которые требуются в большинстве случаев, входит следующее:

  • заявление на осуществления процедуры регистрации дополнительного соглашения;
  • оригинал самого платежного документа — с недавнего времени оформлять таковой нет необходимости, но желательно предоставить таковой (так как электронная база данных в некоторых случаях пополняется с задержкой);
  • описание субъекта права;
  • если имеет место представление интересов третьим лицом — необходимо представить нотариально заверенную доверенность, а также паспорт;
  • выписка из БТИ по специальной форме — при этом срок давности оформления данного документа не должен составлять более 1 года;
  • заверенная БТИ копия экспликации помещения;

  • доверенность на право заключения подобного типа договора;
  • заверенная нотариусом копия недвижимости;
  • изменения формы договора аренды — опять же таковые должны быть нотариально заверены.

Опять же перечень требуемых в таком случае документов различается достаточно существенно. При этом важно отметить, что оптимальное решение — получить предварительную консультацию в самом Росреестре.

Так можно будет свести вероятность возникновения ошибок к самому минимуму. Обозначенные выше документы требуются почти во всех случаях без каких-либо исключений.

Срок регистрации

Какие-либо точные, жестко установленные сроки для регистрации договора аренды сегодня не определены. Тем не менее не стоит затягивать с осуществлением таковой процедуры.

Так как в противном случае могут возникнуть определенные неприятности. Лучше всего реализовать все обязательные процедуры в течение одного месяца с момента заключения договора.

Аналогичным образом обстоят дела с государственной регистрацией различных дополнительных соглашений. По возможности следует максимально быстро осуществлять процесс регистрации дополнительного соглашения.

Это позволит не допустить многих трудностей, сложностей. Отдельно нужно отметить, что штрафы за невыполнение требований законодательных норм достаточно велики.

Госпошлина за регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды

Величина государственной пошлины за регистрацию дополнительного соглашения определяется НК РФ. Таковой момент определяется в каждом случае одинаковою. При этом размер государственной пошлины для регистрации самого договора и изменений в нем одинаков.

Государственная регистрация дополнительных соглашений к договору аренды

Когда договор подлежит государственной регистрации, он считается заключенным с момента прохождения регистрации, если иное не оговорено в законе ­- указано в п. 3. ст. 433 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договоры аренды сооружений и зданий сроком более года требуют обязательной государственной регистрации. Вступление в силу таких договоров, например таких как аренда зала в Москве , также начинает с момента

регистрации.

В п. 1 ст. 452 ГК РФ установлено, что изменения в договор или расторжение договора можно совершить в такой же форме, как и сам договор. Исключение составляют случаи, указанные в законе, иных правовых актах, договорах, обычаях делового оборота.
В силу обозначенного, любые изменения в договор аренды, прошедший государственную регистрацию, должны быть также зарегистрированы государственным органом, как часть договора. Такое решение вынесено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.01.2009 N 11680/08.

Тем не менее, положение о необходимости обязательной государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества вступило в силу лишь после того, как были введены в действие Федеральный закон N 122-ФЗ и вторая часть Гражданского Кодекса. В ст. 6 ФЗ N 122-ФЗ указывается, что вступление в силу данного Закона не противоречит отношениям, возникшим до этого момента, поэтому отсутствие государственной регистрации ранее заключенных отношений по аренде недвижимости не делает их недействительными. По желанию обладателей возможна государственная регистрация таких прав.

С учетом вышеизложенного, на практике многим пришлось столкнуться с неоднозначным вопросом:

Нужно ли регистрировать дополнительное соглашение в государственных органах, если оно вносит изменения в договор аренды, который был заключен до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ?

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11241/12 дало ответ: Федеральный закон N 122-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ФЗ в действие, о чем указано в п. 6 ст. 33 данного Закона. Касательно правоотношений, возникших до введения Закона в силу, сказано, что Закон действует по отношению к правам и обязанностям, возникающим после введения в действие ФЗ. Отсюда сделан вывод, что дополнительные соглашения, которые подписывались в период действия ФЗ N 122-ФЗ, касающиеся прав и обязанностей сторон договора аренды, необходимо регистрировать в установленном порядке.

Из указанных положений ясно, что при необходимости государственной регистрации договора, любые изменения и дополнения к этому договору нужно будет регистрировать подобным образом.

Соглашения к договору аренды, например аренда офиса на час в Москве , не прошедшие государственную регистрацию, не могут быть использованы для решения споров. Это вызвано тем, что незарегистрированное соглашение ни для одной из сторон не порождает прав и обязанностей.

Например, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 N А12-27756/12, в котором арбитры пришли к выводу, что дополнительные соглашения, оформленные в 2006 и 2007 годах не являются основанием для изменения размера арендной платы, определенной в договоре, так как дополнительные соглашения не прошли государственную регистрацию в соответствии со ст. ст. 433, 452 ГК РФ. Соглашения, не прошедшие государственную регистрацию, для сторон договора не порождают изменений в правах и обязанностях.

Федеральный закон N 122-ФЗ и Приказ Минюста России N 184устанавливают, что для государственной регистрации участники сделки должны предоставить пакет документов. В этот пакет входят документы, устанавливающие возникновение, переход, прекращение, наличие или ограничение права.

Проведение государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды по правилам ФЗ N 122-ФЗ говорит о том, что договор аренды и все дополнительные соглашения прошли регистрацию в соответствии с действующим Федеральным Законом.

Здравствуйте!

В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Поскольку Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью основного Договором, то соответственно изменения, внесенные в Договор должны быть зарегистрированы в ЕГРП.

При этом порядок регистрации зависит от существа изменений, внесенных Дополнительным соглашением в Договор аренды.

Согласно с п. 4 ст. 18 Закона о регистрации, установлено, что в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), требуется внесение соответствующих изменений в подраздел 1 ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих сведений в ГКН.
В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее- Правила), лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относится сведения , которые не влекут за собой существенного изменения объекта недвижимого имущества, а также прекращения или перехода прав на него (перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса, уточнение площади объекта недвижимого имущества, изменения при его незначительной реконструкции и т.п.).

В соответствии с пунктом 68 Правил, внесение изменений заносится в лист записи об изменениях Единого государственного реестра прав с указанием реквизитов документов, послуживших основанием для внесения изменений (например, при заключении физическим лицом брака и сменой в этой связи фамилии таким документом является свидетельство о заключении брака).

Поэтому от заявителя помимо заявления на внесение изменений в Единый государственный реестр прав также требуется документ, подтверждающий факт изменения соответствующих сведений, ранее внесенных в Единый государственный реестр прав.

Заявление лица о внесении изменений и прилагаемые к нему документы (если эти документы представляются, а не только предъявляются) регистрируется в книге учета входящих документов в порядке, установленном Правилами ведения книг учета документов.

Все документы, касающиеся внесения изменений в Единый государственный реестр прав, помещаются в дело правоустанавливающих документов (пункт 46 Правил ведения книг учета документов).

После того, как внесение изменений в Единый государственный реестр прав осуществлено, заявителю направляется об этом письменное уведомление.

Документы, предоставляемые для внесения изменений в ЕГРП:

1. Заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).
2. Документ об уплате государственной пошлины.

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя — также документ, подтверждающий его полномочия (например, нотариально заверенная доверенность), который представляется в подлинном экземпляре и копии.

4. Документ, подтверждающий факт изменения данных, ранее внесенных в ЕГРП, который предоставляется в подлинном экземпляре и надлежащим образом удостоверенной копии:

  • фамилии, имени, отчества правообладателя;
  • реквизитов документа, удостоверяющего личность;
  • адреса постоянного места жительства (преимущественного пребывания) — для физических лиц;
  • наименования юридического лица;
  • адреса (места нахождения) юридического лица;
  • назначения объекта;
  • адреса объекта;
  • площади объекта (в случае ее уточнения);
  • и иные.

С уважением Ф. Тамара

← Назад в раздел

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.

Порядок уплаты и размеры госпошлины

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), - до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме ., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов , по истечении десяти рабочих дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.

Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)

Виды регистрационных действий

Размеры государственной пошлины

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон), осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для юридического лица – 22 000 рублей;

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая по желанию правообладателя (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица - 2 000 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей;

Государственная регистрация права, возникшего до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица - 1000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации – 175 рублей;

для юридического лица - 11000 рублей;

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникшей до введения в действие Закона, осуществляемая в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона в связи с государственной регистрацией ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимого имущества, не влекущей отчуждения такого объекта (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица - 1000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 175 рублей;

для каждого юридического лица - 11000 рублей;

Государственная регистрация права, возникшего после введения в действие Закона (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица - 2000 рублей;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 350 рублей;

для юридического лица – 22000 рублей;

Государственная регистрация права общей совместной собственности (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц - 2000 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности);

для физических лиц на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 350 рублей (вне зависимости от количества участников общей совместной собственности)

Государственная регистрация доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица - 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, -350 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

для юридического лица – 22 000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности;

Например, в случае приобретения земельного участка в равнодолевую собственность двух физических и трех юридических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается физическими лицами в размере 400 рублей каждым (2000 рублей × 1/5), юридическими лицами - в размере 4400 рублей каждым (22 000 рублей× 1/5).

Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-¬строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) (за исключением доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для каждого физического лица – 2000 рублей;

для каждого физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 350 рублей;

для каждого юридического лица – 22 000 рублей

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме

Государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них (за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации)

Государственная регистрация права хозяйственного ведения

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда

22 000 рублей

Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком (за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физического лица - 2 000 рублей

Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс, в том числе договоров аренды предприятия как имущественного комплекса

0,1% от стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей

Государственная регистрация прекращения права без перехода права к новому правообладателю

для физического лица - 2 000 рублей;

для юридического лица – 22 000 рублей

Государственная регистрация договора аренды, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, договора субаренды, договора (соглашения) о присоединении к договору аренды (далее также - договор аренды) (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо - 2 000 рублей; юридическое лицо – 22 000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды, обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации:

если договор заключен физическими лицами - 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора; если договор заключен юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: юридическое лицо уплачивает 22 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления; физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины);

если договор заключен физическим лицом, юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: физическое лицо - 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора, юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины.

Например, если сторонами договора аренды являются два физических лица и одно юридическое лицо, то государственная пошлина за государственную регистрацию договора уплачивается каждым физическим лицом в размере 666,6 рубля (2 000 рублей разделить на 3), юридическое лицо – 7333,3 рубля (22 000 рублей разделить на 3). Общая сумма уплаченной государственной пошлины будет составлять 8666,5 рубля.

При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся объектами аренды, государственная регистрация ограничений (обременении), возникающих на основании договора аренды, осуществляется без уплаты государственной пошлины

Государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения)

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо - 350 рублей; юридическое лицо - 1000 рублей;

в случае, если с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, обращаются обе стороны, то физическое лицо - 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо - 1000 рублей, разделенные на количество участников договора.

Государственная регистрация соглашений (договоров) о переуступке прав и обязанностей по договору, подлежащему государственной регистрации, переводе долга, в том числе уступке требования, передаче прав и обязанностей по договору аренды (за исключением переуступки прав по договору об ипотеке)

Государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 17 настоящей таблицы

Государственная регистрация ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество,

если договор об ипотеке заключен физическими лицами - 1000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен юридическими лицами - 4000 рублей (в сумме);

если договор об ипотеке заключен физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, - 1000 рублей (в сумме)

Внесение изменений в записи ЕГРН в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке

если соглашение заключено физическими лицами - 200 рублей (в сумме);

если соглашение заключено юридическими лицами - 600 рублей (в сумме);

если соглашение заключено физическим и юридическим лицами, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, - 200 рублей (в сумме)

Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеки, в том числе сделки по уступке прав требования. включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя

Государственная регистрация смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной

Государственная регистрация сервитутов (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

установленных в интересах физических лиц - 1 500 рублей;

установленных в интересах юридических лиц - 6 000 рублей

Государственная регистрация ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества (кроме предприятия как имущественного комплекса) (за исключением аренды, ипотеки, сервитута и ареста (запрещения), ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения)

для физических лиц - 2 000 рублей;

для юридических лиц – 22 000 рублей;

Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве

если договор заключен физическими лицами - 350 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическими лицами – 6 000 рублей, разделенные на количество участников договора;

если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 350 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо – 6 000рублей, разделенные на количество участников договора

Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в ЕГРН

Внесение изменений в записи ЕГРН (за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке)

для юридических лиц - 1000 рублей;

Внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке

Внесение изменений в записи ЕГРН о предприятии как имущественном комплексе

для физических лиц - 350 рублей;

для юридических лиц - 1 000 рублей;

Размеры государственной пошлины, установленные главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, и получением результата услуги в электронной форме (пункт 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные положения согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» действуют до 1 января 2019 года.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

1. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением установленных главой 25.3 НК юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;

3. физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

4. физические лица - ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5. физические лица - за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений или долей в них в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Государственная пошлина не уплачивается:

1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

2. за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства;

3. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

4. за внесение изменений в ЕГРН в случае изменения законодательства Российской Федерации;

5. за внесение изменений в ЕГРН при представлении организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества уточненных данных об объекте недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 17 Закона;

6. за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

8. за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН;

9. за выдачу закладной;

10. за государственную регистрацию права, возникшего до введения в действие Закона, на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества;

11. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

13. за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;

14. за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги, переданные в доверительное управление юридическому лицу, созданному в организационно-правовой форме государственной компании, и на земельные участки, предоставленные в аренду указанному юридическому лицу, государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, предоставленных указанному юридическому лицу, а также за государственную регистрацию прекращения прав на такие автомобильные дороги и земельные участки;

15. за государственную регистрацию прекращения права при государственной регистрации за тем же правообладателем другого вида права (например, переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

16. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним;

17. за совершение юридически значимых действий, указанных в статье 333.33 настоящего Кодекса, в случае, если такие действия совершаются в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период";

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ ГОСПОШЛИНЫ

Основания и порядок возврата государственной пошлины установлены статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты в большем размере, чем это предусмотрено, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Основание для возврата излишне уплаченной государственной пошлины является заявление плательщика или его представителя, действующего на основании доверенности. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается.

При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант