Юридический портал. Льготный консультант

Членам рабочей группы предстоит написать концепцию до декабря 2014 года, то есть приблизительно за полгода.

- Срок не слишком большой? - поинтересовался коммунист Юрий Синельщиков.

Крашенинников заметно удивился. «Срок слишком маленький», - уверен он.

- Я думаю, за две недели можно было бы написать. Это же не кодекс писать, - рассуждал коммунист.

«Вот так мы и живем » , - отозвался Крашенинников.

Не слишком благодарное дело комментировать проекты нормативных актов, а тем более концепции этих проектов, поскольку очень может быть, что слова эти совсем скоро обесценятся, и мы увидим, что в законную силу вступит что-то совершенно иное. Однако, в данном конкретном случае именно на это можно и нужно надеятся, потому что с Концепцией единого ГПК РФ все плохо. Сегодня мы будем говорить о Разделе I Концепции, который охватывает все общие процессуальные институты: принципы, подведомственность и подсудность, участники, доказательства, судебные расходы и т.д. Понятно, что в одной-двух заметках высказать все замечания относительно все же немалого по объему документа (примерно 64 страницы) невозможно. Поэтому мы сосредоточимся на том, что представляется наиболее важным.

1. Общие замечания о новеллах

Необходимость разработки единого ГПК РФ обусловлена провозглашением необходимости унификации гражданского процессуального законодательства. Полагаю, впрочем, что сама такая необходимость вполне может быть поставлена под сомнение, и в политическом смысле единый ГПК РФ выступает скорее жестом, фиксирующим объединение ВС РФ и ВАС РФ. Если бы вопрос о существовании двух кодексов - АПК и ГПК - был поставлен абстрактно, то большинство профессионалов наверное согласились бы, что в этом нет никакого смысла - вся специфика разрешения экономических споров вполне может быть отражена в одном кодексе с общим порядком. Однако, АПК в том или ином виде действует уже 20 лет. За это время судьи арбитражных судов большей частью освоили этот непростой документ, привыкли к нему. Едва ли можно признать, что в нем имеются такие дефекты, которые бы требовали его радикального реформирования. Российские политики, к сожалению, слишком часто допускают одну и ту же ошибку короля Рекса - нестабильное законодательство ("unstable legislation").

Большая часть Концепции соответствует следующей схеме: “В ГПК сказано то-то, а АПК то-то, очень похоже сказано, поэтому менять ничего не будем, запишем так же” или “В ГПК сказано так-то, в АПК совсем иначе, поэтому напишем как в ГПК/АПК или сразу и так, и так”.

Если целью реформирования является унификация, то все логично. Однако, в ряде случаев авторы Концепции решают удивить нас новеллами - решениями и даже целыми институтами, которых ни в ГПК, ни в АПК нет. Насколько это разумно? Срок для разработки Концепции был дан явно недостаточный даже для последовательной и продуманной унификации. Зачем под прикрытием создания единого ГПК пытаться “протащить” еще и новеллы? Забегая вперед, ни одна из новелл Раздела I не является вынужденной, то есть ни в одной не имеется необходимости для объединения двух кодексов.

2. Принцип справедливости

Одним из примеров таких новелл выступает “принцип справедливости”, который предлагается ввести в гражданское процессуальное право. Ему посвящен всего один абзац, который звучит следующим образом: “Представляется также необходимым наряду с законностью сформулировать принцип справедливости, к соблюдению которого при судебном разбирательстве настойчиво призывают Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека.”

О чем речь? Видимо, авторы полагали, что ссылок на призывы КС РФ и ЕСПЧ достаточно, чтобы понять, о чем речь. В действительности это не так. КС РФ нередко в своих постановлениях ссылается на принцип справедливости, но во всех случаях, которые я успел обнаружить, речь идет о конституционном принципе справедливости. Закономерно, что Конституционный Суд в том числе в своих постановления по ГПК/АПК опирается на него, но так ведь это потому, что его функция - конституционный нормоконтроль, для которого осуществляется поиск баланса между правами граждан. Вот где начинает работать принцип справедливости! Ясно, что в таком виде принципу справедливости в процессуальном кодексе делать нечего уже хотя бы потому, что это принцип материального права.

Может быть ссылка на ЕСПЧ что-нибудь прояснит? Конвенция, которую применяет ЕСПЧ, такого понятия как “принцип справедливости” не знает. Ст.6 говорит о праве на справедливый суд, но само это понятие чрезвычайно обширное, включающее и равенство сторон, и независимости суда, и разумность сроков судебного разбирательства, и т.д. То есть опять же ничего не понятно.

Очевидно, вводить новый принцип имеет смысл только если : 1) его содержание самостоятельно по отношению к другим принципам и гарантиям; 2) ему найдется среди них место, то есть он впишется в систему; 3) и при том он является необходимым в этой системе. Авторы, к сожалению, не только не затруднили себя объяснением того, почему они считают, что новый принцип удовлетворяет изложенным условиям, но и простым разъяснением, что они вообще имеют в виду.

Наконец, отметим, что принципы права - явление сугубо доктринальное, и формироваться они должны наукой. Причем, попытки разработать новые принципы гражданского процессуалного права известны (напр. "принцип активности суда" В.М.Семенова, "принцип доступности правосудия" В.М.Сидоренко), и если уж браться за закрепление новых принципов, то от авторов Концепции следовало бы ожидать комментирования тех из них, которые уже были предложены в науке. Но тут проявляет себя общий недостаток Концепции - она явно подготовлена наспех, без какого-то глубокого анализа действующего законодательства и проблем правоприменения, и уж конечно без обращения к доктрине, а часто и просто с явными ошибками. Об одной из явных ошибок вы узнаете в конце комментария к положениям об отводах.

3. Отводы

Заявления от отводах предлагается разрешать не тому же судье, которому был заявлен отвод, а председателю судебного состава (заместителю председателя, председателю суда в случаях, когда отводят, соответственно, председателя состава или заместителя председателя). Авторы объясняют, что эта новелла необходима для “обеспечения гарантий независимого и беспристрастного правосудия”. Надо ли это понимать так, что все эти годы в процессах по ГПК РФ мы жили в отсутствие таковых? Неужели только теперь, после введения в действие единого ГПК, мы столкнемся с независимым и беспристрастным правосудием? Вряд ли.

Правило о том, что судья вполне может сам рассмотреть заявление о своем отводе, основывается на простой логике - отвод является не ударом пачкой бумаг по судейскому самолюбию, а вполне обычной процедурой. Никто больше самого судьи не заботится об интересах правосудия, в том числе о том, чтобы “правосудие выглядело свершившимся” (‘not only must justice be done; it must also be seen to be done’) по каждому делу, которое он разрешил. У всех участников процесса не должно остаться сомнений в том, что суд беспристрастен. И кому, как ни судье знать, дал ли он какие-либо основания сомневаться в этом? По опыту я предвижу возражения вида “наши судьи ничего этого не понимают, а если понимают, то поступают назло”. Согласитесь, однако, что если исходить из подобной предпосылки, написать процессуальный кодекс вообще вряд ли получится.

Но вернемся к отводам. Если посмотреть в текущую редакцию ГПК, там можно разглядеть логику, описанную выше. Заявление об отводах разрешаются теми судьями, которые слушают дело: 1) если судья один - он сам; 2) если коллегия, и отвод заявлен одному судье, то коллегией без этого судьи; 3) если коллегия, и отвод заявлен нескольким или всем - то всей коллегией.

В АПК этот вопрос урегулирован иначе. По АПК отводы в основном разрешаются председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда или председателем судебного состава. Лишь в случаях, когда отвод заявлен одному из судей коллегии, вопрос рассматривают остальные члены коллегии. Следовательно, тут работает логика недопущения судьи, которому заявлен отвод, к разрешению заявления об отводе.

Концепция вроде бы останавливается на варианте АПК, передавая рассмотрения вопроса об отводах судьям, которые не слушают дело. Но тут же читаем: “Если дело рассматривается президиумом суда и отвод заявлен всему президиуму, он рассматривается этим же составом суда.” Авторы Концепции находят основания доверять членам президиума и не доверять остальным судьям?.. Интересно было бы послушать, как они это объясняют.

4. Подведомственность

Завершу этот пост рассмотрением положений о компетенции судов. Понятно, что от единого кодекса мы ожидаем в первую очередь окончательного решения вопросов подведомственности, которые доставили всем практикующим юристам немало страданий. Потенциал для войн между высшими судами за дела видимо можно считать устраненным, законодателю осталось только поставить точку.

Однако, вот тут как раз совершенно никаких новелл не будет. Разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции остается совершенно неизменным, а это, как мы помним, означает сохранение двух критериев: 1) участниками должны быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, а 2) спор должен носить экономический характер.

Надо признать, что высшим судам удавалось создать проблемы обращаясь и к одному, и к другому критерию. Так, даже уже в самое последнее время, ВАСу удалось сказать новое слово - оказывается, граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, все равно могут участвовать в арбитражных делах, когда они выступают поручителями-учредителями по договорам займа, заключенным с учрежденными ими организациями (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 ноября 2012 г. N 9007/12 ). Впрочем, еще старый ВС РФ быстро восстановил “справедливость” (Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013) ). Эхо войны.

Я же задамся вопросом, не следовало ли авторам Концепции проявить свое желание вводить новеллы именно в вопросах компетенции? Многие судьи и юристы-практики отмечают, что два критерия - это слишком сложно. И тут мы про себя должны повторить то, чему учили нас на занятиях по гражданскому процессу - правила подведомственности могут быть какими угодно (судов плохих и хороших не бывает), но они должны быть максимально простыми, понятными всем.

Упрощение могло бы быть произведено путем оставление одного критерия. Желающим предлагаю обсудить, которого именно.

P.S. Да, забыл интересный момент, касающийся подведомственности и подсудности. В Концепции говорится о введении доктрины эстоппель, "ограничивающей возражения против неподведомственности или неподсудности дела со стороны ответчика моментом первого заявления по существу дела". Ранее я уже задавался вопросом, существует ли в российском праве процессуальный эстоппель и , так что тут остается повторить один из озвученных ранее доводов - процессуальный эстоппель подразумевает стимулирование последовательного поведения участников процесса путем запрета пользоваться преимуществами от непоследовательного поведения. В этой связи думается, что доктрина эстоппель должна закрепляться в законе как принцип, а не как отдельное следующее из него правило. Это, в частности, сняло бы то недоразумение, что по Концепции только ответчик ограничен в своем праве ссылаться на неподведомственность и неподсудность после начала слушания дела по существу...

Хотя можно и в общем поспорить об уместности ссылки в этом контексте на доктрину эстоппель. Ведь первоначально о недопустимости отмены решения из-за неподведомственности/неподсудности дела суду, если на это ранее никто не ссылался, сказал ЕСПЧ, и сказал основываясь на принципе правовой определенности (если помните там было о недопустимости "правового пуризма"), а это совсем другая история.

Эта новость прозвучала вчера на третьем Московском юридическом форуме, организованном Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина. Как сообщил доктор юридических наук Владимир Ярков, рабочая группа действует при Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. По оценкам экспертов, подготовлено уже примерно 70 процентов проекта. Но есть еще ряд принципиальных вопросов, которые требуют ответа.

Впервые идея принять единый Гражданский процессуальный кодекс прозвучала после объединения Верховного и Высшего арбитражного судов России. Сегодня арбитражные суды используют Арбитражный процессуальный кодекс. Процедура рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции прописана в Гражданском процессуальном кодексе. А в прошлом году был принят Кодекс административного судопроизводства, регламентирующий процедуру споров гражданина с государственными инстанциями.

Юристы знают, насколько важна для судов процедура. Она гарантирует, что каждое слово будет услышано и никакой аргумент не затеряется: все будет рассмотрено в свой черед.

По словам экспертов, Арбитражный процессуальный кодекс уйдет в историю. Но его лучшие наработки должны быть использованы в едином ГПК. В свое время в Арбитражный кодекс было внесено немало передовых положений. Например, закон разрешил подавать иски через Интернет. В АПК появилась и упрощенная процедура рассмотрения споров: мелкие дела рассматриваются без вызова сторон, суд изучает документы. Сейчас подобная процедура вводится в действующий Гражданский процессуальный кодекс.

Отдельный вопрос, как быть с административными спорами, у этих дел есть свои особенности. Когда человек судится с каким-нибудь ведомством, стороны априори неравны. Поэтому нужна специальная процедура, уравнивающая шансы. Эту задачу решил Кодекс административного судопроизводства, принятый в прошлом году. Пока неизвестно, распространят ли ГПК и на административные споры, а их особенности будут прописаны в отдельной главе, или же Кодекс административного судопроизводства останется отдельным законом, а ГПК пропишет только процедуру в гражданских и арбитражных процессах.

В свою очередь председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сообщил, что намечены шаги по модернизации законодательства.

"Процесс модернизации не предполагает изменение ценности, - пояснил он. - Задача модернизации создать новую композицию законодательства, сочетание базовых отраслей с новыми, претендующими на самостоятельное регулирование". Например, сейчас Госдума рассматривает проект нового Кодекса об административных правонарушениях. К документу поступило много замечаний. По словам Владимира Плигина, Госдума следующего созыва получит уже доработанный вариант проекта КоАП.

Кстати, Московский юридический форум приурочен к юбилейной дате - 85-летию Университета имени О.Е. Кутафина, одного из ведущих юридических вузов страны.

КОНЦЕПЦИЯ

ЕДИНОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

150 лет назад императором Александром II была начата реформа всей правовой системы России. Ее чаще называют судебной реформой, поскольку значительное внимание было уделено базовым принципам судопроизводства. В этой связи подготовка и обсуждение проекта Концепции "единого" Гражданского процессуального кодекса выглядят вполне символично.

Динамичное развитие российского общества и отечественной экономики не позволяет законодателям почивать на лаврах. Еще не закончена грандиозная работа по принятию масштабных поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, начатая нами в 2008 г., как перед нами встает не менее глобальная задача реконструкции всего гражданского процесса. Так что наше правовое сообщество в ближайшее время точно не останется без работы, причем работы актуальной и крайне необходимой. Уж кому-кому, а нам нет никакой нужды "высасывать из пальца" законодательные инициативы, порой повергающие общество в состояние глубокого изумления.

Как известно, 5 февраля 2014 г., были приняты базовые законодательные акты, объединившие Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

С 6 августа Верховный Суд РФ является единственным высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам, что стало решающим моментом в принятии решения о необходимости унификации судопроизводства по гражданским делам.

9 июня 2014 г. Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству была создана Рабочая группа, объединившая многих известных процессуалистов, в том числе принимавших участие в создании Кодексов 2002 г. В ее состав вошли: Тамара Евгеньевна Абова, Геннадий Александрович Жилин, Ирина Валентиновна Решетникова, Валерий Абрамович Мусин, Василий Иванович Нечаев, Лидия Владимировна Туманова, Елена Васильевна Кудрявцева, Владимир Владимирович Ярков и др.

В решении был установлен срок - декабрь 2014 г., к которому необходимо было утвердить проект Концепции развития гражданского судопроизводства и структуру проекта Гражданского процессуального кодекса. В июне состоялось первое заседание Рабочей группы, на заседании которой были рассмотрены цели, задачи, основные направления Концепции, а также предварительная структура нового Кодекса. 28 октября 2014 г. в Екатеринбурге состоялось расширенное заседание Рабочей группы, которое собрало процессуалистов со всей страны, включая членов Комитета Государственной Думы, представителей Правительства РФ, Верховного Суда РФ и других судов как общей юрисдикции, так и арбитражных судов. К этому времени были подготовлены концепции отдельных глав будущего Кодекса. На заседании обсуждались как концептуальные, так и, если так можно сказать, лингвистические вопросы. В результате редакционный совет подготовил текст Концепции, а Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству утвердил ее 8 декабря 2014 г.

Основной целью разработки Концепции является обеспечение доступного и справедливого правосудия, осуществляемого в разумные сроки с соблюдением процессуальных норм компетентными и независимыми судьями, гарантированное исполнение судебных актов, что является безусловным условием демократического развития правового государства, основанного на приоритете прав и свобод человека.

Повышение эффективности российского судопроизводства осуществляется за счет унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства и создания Концепции единого Гражданского процессуального кодекса.

В арбитражном и гражданском процессе имеется много общих институтов. Однако значительное число положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ серьезно "конкурируют" друг с другом. Процессуальное право не должно иметь различий по отношениям, регулируемым одним "материальным" правом, поскольку иное ставит в неравное положение субъектов данных отношений. Законодателем уже многое сделано для того, чтобы так называемые войны судов и порождаемые ими "маски-шоу" ушли в прошлое. Однако многое еще предстоит сделать.

Унификация процессуального законодательства в новом Кодексе призвана:

1) устранить противоречия между существующими двумя отраслями процессуального права (гражданский и арбитражный процесс) с учетом разработанного проекта Кодекса административного судопроизводства;

2) установить новые правила разрешения спорных правовых вопросов. Для защиты интересов лиц, участвующих в деле, возможно введение правила для рассмотрения дел спорной подведомственности, а также передача дела по подведомственности внутри судебной системы;

3) уохранить наиболее удачные наработки существующих как АПК и ГПК, распространив их на весь гражданский процесс. К примеру, возможность подачи исковых заявлений (заявлений) в электронном виде (арбитражный процесс) и судебный приказ (гражданский процесс);

4) укрепить альтернативные способы разрешения споров, примирительных процедур;

5) закрепить существующие виды упрощенного производства (приказное, заочное, упрощенное производства);

7) выявить кардинальные проблемы, которые предстоит решить (существование двух кассаций);

8) осуществить исправления ранее выявленных недостатков в регламентации процесса, в том числе существование необоснованной терминологической разницы;

9) учитывать имеющие важное значение международные обязательства России, договоры, деятельность международных организаций по правам человека и практику международных судов.

На момент разработки Концепции не в полной мере был решен вопрос о рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, по правилам нового Гражданского процессуального кодекса РФ. В первом чтении 21 мая 2013 г. был принят проект Кодекса административного судопроизводства, внесенный Президентом, предусматривающий процедуру регулирования административных дел судами общей юрисдикции. Учитывая, что дела, возникающие из публичных правоотношений, по существу имеют те же процессуальные формы рассмотрения, что и частноправовые, Кодекс административного судопроизводства может стать переходной ступенью к дальнейшей унификации всех процессуальных норм, за исключением уголовного процесса, в едином кодифицированном акте. Но это дело будущего...

Структура проекта включает в себя семь разделов, 59 глав.

В настоящей книге предлагаются структурные подходы к подготовке проекта нового ГПК, подготовленного редакционным советом.

Утверждение комитетом не означает, что Концепция превратилась в некий монолит. Наоборот, это промежуточный итог, который позволяет и, если хотите, призывает к дальнейшему обсуждению как Концепции, так и в будущем проекта объединенного Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

П.В.КРАШЕНИННИКОВ

СТРУКТУРНЫЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПЦИИ

Традиционно кодексы, в том числе процессуальные, имеют Общую и Особенную части, что должно быть сохранено. В Общей части сосредоточены так называемые межотраслевые процессуальные институты, имеющие единое регулирование для любого вида процесса (исковое, особое производство и производство из публичных правоотношений) и любой стадии процесса (первая инстанция, апелляция, кассация, производство по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, надзорное производство). В Особенной части традиционно сосредоточена регламентация рассмотрения дел в различных видах и стадиях процесса, а также по отдельным категориям дел. В соответствии с этим имеющиеся характерные черты в регулировании межотраслевых институтов общего характера сосредоточены в Особенной части кодекса. Так, в Общей части единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации будет сосредоточена регламентация тех положений, которые в одинаковой степени применимы ко всем видам и стадиям процесса (виды доказательств, определение предмета и обязанности по доказыванию и пр.). В Особенной части найдут свое регулирование особенности доказывания в видах и стадиях процесса, а также при рассмотрении определенных категорий дел.

Говоря о терминологических различиях, следует отметить, что предпочтительнее использовать указание на суд, вне зависимости от того, идет ли речь о коллегиальном составе суда или об одном судье. Такой вывод обусловлен тем, что и три судьи, и судья действуют от имени суда.

Что касается применения разных наименований для обобщенного понимания судебных актов или постановлений, то здесь следует исходить из законов логики: если суды выносят решения, определения и постановления, то обобщающий их термин не должен совпадать с перечисленными. Следовательно, логичнее говорить о судебных актах, которые объединяют решения, определения и постановления.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Кодекс (проект Кодекса) - единый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, концепция которого разрабатывается (проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

Концепция - концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

Проект КАС - проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (проект N 246969-6, внесенный Президентом РФ и принятый Государственной Думой в первом чтении 21 мая 2013 г.).

ТЕКСТ КОНЦЕПЦИИ

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

1.1. Первая глава нового Кодекса включает в себя по традиции положения об источниках правового регулирования гражданских процессуальных отношений, задачи гражданского судопроизводства, принципы гражданского судопроизводства.

Гражданский процесс предполагает рассмотрение и разрешение не только собственно гражданских дел, но и дел, возникающих из публичных правоотношений, которые по своей природе являются административными делами. Соответственно рассмотрению и разрешению этих дел свойственно административное судопроизводство, как разновидность в данном случае цивилистического судебного процесса. Существующая критика нынешнего производства по этим делам, осуществляемого по правилам действующего ГПК, преимущественно со стороны конституционалистов во многом основана на тезисе, что якобы оно вступает в противоречие с частью 2 статьи 118 Конституции РФ. При этом берется внешний признак - наименование этих дел в Кодексе как гражданских, а порядка их рассмотрения и разрешения - как гражданского судопроизводства. Конечная цель унификации норм процессуального права - разработка единого кодифицированного акта. Включение норм об отдельных категориях административных дел в Кодекс арбитражного судопроизводства, целесообразность принятия которого может быть определена правоприменительной практикой, представляется одним из этапов на пути к этой цели.

Соответствующие положения с использованием адекватного понятийного аппарата необходимо закрепить в Кодексе, в том числе в его Основных положениях.

При принятии КАС Общая часть нового ГПК должна распространяться и на правоотношения, регулируемые КАС. При этом в КАС должны содержаться отсылочные к ГПК положения.

1.2. В Основных положениях Кодекса должны быть сформулированы общие для всего цивилистического процесса промежуточные и конечные цели судопроизводства. В предлагаемом варианте за основу взята конструкция ст. 2 действующего ГПК. Она в системе действующего законодательного регулирования, в отличие от АПК, адекватно отражает объективно существующую системную взаимосвязь между задачами и целями цивилистического судебного процесса и согласуется со статьей 18 Конституции РФ, закрепляющей основную конституционную цель правосудия.

Предлагаемый вариант нормы, закрепляющей общие для всего процесса цели судопроизводства, согласуется и со статьей 2 действующего Федерального закона "Об исполнительном производстве". Без исполнения судебных актов конечные цели судопроизводства не могут быть достигнуты, в связи с чем необходимость синхронизации законодательного закрепления соответствующих процессуальных целей очевидна. Укладывается предлагаемый вариант и в логику статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", закрепляющей конечные цели конституционного судопроизводства с учетом его специфики на федеральном уровне. Это необходимо учитывать, поскольку природа конституционного судопроизводства созвучна административному судопроизводству (во всяком случае, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, о защите избирательных прав). Не случайно в некоторых странах вопрос о конституционности законов и иных нормативных актов разрешается судами административной юрисдикции.

1.3. Основные положения Кодекса должны закреплять принципы судопроизводства, отражающие общепризнанные в сообществе демократических государств стандарты справедливого судебного разбирательства, без соблюдения которых судопроизводство не вправе претендовать на роль правосудия. В проекте Кодекса необходима конкретизация соответствующих положений Конституции РФ и международно-правовых актов, закрепляющих общепризнанные стандарты правосудия.

В связи с неоднозначным подходом судов к соблюдению установленных законом правил о подсудности гражданских и административных дел при изложении принципа осуществления правосудия по гражданским и административным делам только судами, к компетенции которых они отнесены законом, следует повторить формулировку части 1 статьи 47 Конституции РФ. Представляется также необходимым наряду с законностью сформулировать принцип справедливости, к соблюдению которого при судебном разбирательстве настойчиво призывают Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека.

1.4. В действующем ГПК для наименования судебных приказов, решений и определений суда, постановлений суда надзорной инстанции используется обобщающий термин "судебные постановления". Предпочтительнее применительно к цивилистическому процессу воспользоваться для наименования всех перечисленных актов суда термином "судебные акты", как это имеет место сейчас в действующем АПК, Федеральном законе "Об исполнительном производстве" и некоторых других законодательных актах.

УДК 347.91/.95

Реализация Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Цукарев Артём Евгеньевич – студент юридического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация :В статье рассматриваются изменения российского процессуального законодательства, предлагаемые авторами Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемным моментам и недоработкам данного акта, а также концептуальным и научным предложениям по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова : Гражданский процесс, единый кодекс, иск, концепция, судопроизводство.

8 декабря 2014 года решением № 124 (1) Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации была одобрена Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Концепция). Тем самым был утвержден базовый документ предстоящей полномасштабной реформы российского гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, предполагающей принятие нового единого ГПК РФ, действие которого распространилось бы как на арбитражные суды, так и на суды общей юрисдикции. Вопрос о разработке единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стал актуальным после ликвидации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и перехода к единому Верховному Суду Российской Федерации после принятия соответствующего Закона о поправках в Конституцию Российской Федерации 5 февраля 2014 года.

Процесс создания Концепции занял лишь несколько месяцев. В марте 2014 года П. В. Крашенинников заявил о необходимости создания единого ГПК РФ для ликвидации дуализма правил гражданского судопроизводства, в июне 2014 года была создана рабочая группа по работе над концепцией и проектом ГПК РФ, а итоги ее работы были представлены уже в октябре 2014 года . После одобрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации концепции единого ГПК РФ, в доктрине стали появляться не только комментарии по проекту ГПК РФ, но и мнения относительно возможности создания законодательной концепции единого Кодекса гражданского судопроизводства, который урегулировал бы деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Подобные научные изыскания в юридической литературе также вызваны процессом слияния высших судебных органов Российской Федерации, поскольку принятие единого процессуального кодекса унифицирующего характера (нового ГПК РФ или Кодекса гражданского судопроизводства РФ) стало бы логичным завершением процесса слияния судов .

Основной целью принятия нового ГПК РФ является унификация и объединение гражданского и арбитражного процессов, имеющих как существенные сходства, так и многочисленные различия и выработку единых и эффективных судопроизводственных правил. Концепция предполагает, что в сфере административного судопроизводства будут применяться общие положения единого ГПК РФ (как известно, законодатель пошел другим путем, предпочтя принять отдельный Кодекс административного судопроизводства). Законодатель убежден, что объединение в единое целое институтов гражданского и арбитражного процесса позволит разгрузить судебную систему и упростить процедурные моменты .

Примечательно, что проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», во многом основанный на вышеуказанной Концепции, был внесен Верховным Судом Российской Федерации и представлен в Государственную Думу лично Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Более того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации по вопросу внесения в Государственную Думу вышеназванного проекта закона принял постановление, в котором дал подробное разъяснение и обоснование вносимым в законодательство изменениям. Особое внимание было уделено приказному производству, упрощенному производству (упрощенной процедуре рассмотрения «малых исков» без вызова сторон по представленным документам и доказательствам), а также препятствиям к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Кроме того, в постановлении указывалось на установление нового процессуального порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб по делам упрощенного и приказного производства без вызова сторон по представленным документам и доказательствам (за судами при этом оставлено право на вызов сторон в судебное заседание) .

Хотя единый ГПК РФ пока так и не появился, после утверждения Концепции в сфере гражданского процесса и арбитражного процесса произошли существенные изменения. Так 2 марта 2016 года с принятием федеральных законов № 45-ФЗ и № 47-ФЗ произошло взаимопроникновение институтов гражданского и арбитражного процесса: институт приказного производства, ранее характерный исключительно для гражданского процесса, появился в АПК РФ, а институт упрощенного производства, характерный для арбитражного процесса, в ГПК РФ. Вместе с тем разработчики Концепции осознают, что в в некоторых случаях унификация норм невозможна или попросту вредна, поэтому предлагают сохранить существующие особенности судопроизводства в арбитражных судах и судах общей юрисдикции (в частности, при участии в процессе прокурора). В ряде случаев они, напротив, предлагают ввести новые специальные нормы: например, дополнительные нормы о представителе и судебном секретаре (пока так и не появились), положения об институтах электронного правосудия.

Кроме того, 1 сентября 2016 года вступили в силу изменения российского законодательства о третейских судах, внесенные принятым Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Данный закон закрепил категории споров, которые не могут передаваться на рассмотрение третейского суда: споры о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным спорам, и споры, связанные с приватизацией.

Также было установлено общее правило рассмотрения в арбитражных судах всех споров о правах на недвижимое имущество и корпоративных споров (исключение – наличие действующего арбитражного соглашения между сторонами спора, позволяющее рассматривать дело в третейском суде). Такие положения в полной мере отвечают требованиям Концепции об изъятии из арбитрабельности третейских судов споров из специальной подведомственности арбитражных судов, в частности споров о несостоятельности (банкротстве) и корпоративных споров. Такое положение Концепции было направлено на урезание компетенции третейских судов, механизм разбирательства в которых позволял обходить закон. Тем более, что еще в 2012 году в судебной практике имели место решения, когда корпоративный спор рассматривался арбитражным судом как неарбитрабельный для третейского суда .

Еще одним примером практической реализации положений Концепции является установление широкого подхода к судебным издержкам, при котором под ними понимаются любые расходы, связанные с рассмотрением дела. И хотя статья 94 ГПК РФ не претерпела изменений, она получила соответствующее толкование Пленума Верховного Суда Российской Федерации, который в абзаце 2 пункта 2 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» подтвердил открытость перечня судебных издержек.

Заимствованные из Концепции положения дали судьям возможность в мотивировочной части судебного решения ссылаться на сохранившие силу акты Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и акты действующих высших судебных органов (Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации) по вопросам судебной практики, на постановления и решения Европейского суда по правам человека.

Вместе с тем если результаты деятельности высших судов по толкованию нормативных предписаний не имеют обязательного характера для судов, разрешающих гражданские дела, то такая толковательная деятельность теряет всякий смысл. В связи с этим предлагается включить в ГПК РФ статью, которая установит обязательность актов высших судебных органов при рассмотрении и разрешении гражданских дел, экономических и иных споров, связанных с предпринимательской деятельностью . А вот в АПК РФ по-прежнему нет предлагаемых разработчиками Концепции таких специальных доказательств при оспаривании нормативных правовых актов, как заключение специалиста (пока есть только консультация специалиста), а также правовой экспертизы акта. С другой стороны, в сентябре 2015 года из ГПК РФ исчез подраздел о производстве по делам по оспариванию нормативных правовых актов.

Также воплощены в жизнь идеи Концепции о расширении сферы применения корпоративных споров для некоммерческих организаций и возможности рассмотрения таких споров, как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации указал, что споры, связанные с созданием, управлением или участием в ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами. Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции .

Авторы Концепции единого ГПК РФ придают большое значение и формам института упрощенного производства, считая их практически востребованными и нуждающимися в совершенствовании для повышения эффективности и оптимизации правосудия в рамках гражданского процесса. Под упрощенными формами гражданского производства они понимают приказное, заочное и упрощенное производство.

В отношении приказного производства Концепцией предусмотрено сохранение возможности отмены судебного приказа после поступления возражений должника относительно его исполнения, а также возможность защиты требований взыскателя путем предъявления иска. В науке высказывается мнение о необходимости распространения возможности вынесения судебных приказов и на дела, подведомственные арбитражным судам, посредством отнесения права на вынесение судебных приказов к компетенции арбитражных судов субъектов РФ. Имеет место и доктринальное мнение о необходимости внесения в ГПК РФ положения, подобного правилам об отмене заочного судебного решения, об обязательном мотивировании должником направляемых в суд возражений при требовании об отмене судебного приказа. Такое изменение позволило бы существенно сократить материальные и временные затраты судов и заявителей.

Заочное производство в Концепции определяется как разбирательство и разрешение гражданского дела по упрощенному варианту процессуального регламента при согласии истца на рассмотрение дела в случае неявки ответчика, если он не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом истец несет риски наступления последствий оспаривания ответчиком заочного решения – в этом случае рассмотрение дела по существу возобновится, а сроки рассмотрения дела существенно увеличатся. Однако в статье 233 ГПК РФ отсутствуют правила рассмотрения дела в порядке заочного производства в случае участия в деле третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на тот случай, если истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства, а третье лицо, заявляющее самостоятельные требования – нет.

Авторы Концепции посчитали нужным выделить упрошенное (письменное) производство, отличающееся небольшой ценой иска и малой вероятностью наличия спора между сторонами, на что должны указывать письменные доказательства, в обязательном порядке представляемые в суд обеими сторонами. Вместе с тем не были определены конкретные категории дел, которые не могут рассматриваться по правилам такого производства, а также механизм перехода от письменного производства к обычному производству по делу .

Вместе с тем многие перспективные положения Концепции по-прежнему не реализованы на практике. Так в Концепции есть предложения по дополнению существующих положений о групповых исках в главе 28.2 АПК РФ и статье 46 ГПК РФ и устранению проблем рассмотрения групповых исков, которые препятствуют их широкому распространению. В частности, разработчики Концепции предлагают уточнить критерии понятия «группа истцов», закрепить понятие «правоотношение», ввести понятие «правоотношение», позволяющее определить состав группы истцов и принадлежность их исковых требований к общему правоотношению. Такие меры, по мнению авторов Концепции, будут способствовать тому, что суды не будут трактовать групповой иск исключительно как обязательное процессуальное соучастие на стороне истца . Вместе с тем в Концепции единого ГПК РФ нет положений о деятельности суда и истца-представителя на стадии возбуждения дела в порядке группового производства. Нет и разъяснений и по особой процедуре установления состава группы при принятии группового иска на стадии возбуждения группового производства, в то время как в зарубежном законодательстве, например, в законодательстве США, такое положение существует .

Не вполне удачной является регламентация пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. Недостатком является то, что пункт 52.2 Концепции предполагает, что суд кассационной инстанции будет осуществлять отбор дел коллегиально на основании их приемлемости к пересмотру в кассационном порядке. Критерием такой приемлемости является существенный характер нарушений норм материального и (или) процессуального права, что и является основанием для отказа в рассмотрении дела в порядке кассационного производства. На практике именно эта формулировка является излюбленной стандартной формой отказа судей «первой кассации» в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании. Таким образом, такое положение Концепции ведет лишь к усугублению проблем кассационного обжалования не только для судов общей юрисдикции, но и для арбитражных судов. Кроме того, оценочное понятие «существенность» имеет весьма нечеткую формулировку и оставляет чрезмерную свободу усмотрения судов кассационной инстанции .

Таким образом, хотя не вполне доработанная и завершенная Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не устранила многие пробелы и недоработки существующего законодательства и не привела к созданию нового ГПК РФ, она уже сыграла важную роль в совершенствовании гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Значение многих новелл, принятых в соответствии с Концепцией, оценивать пока довольно сложно, поскольку значение имеет не только само содержание кодексов, но и толкование, даваемое формирующейся судебной практикой. Однако можно говорить о том, что она привела к масштабным изменениям российского процессуального законодательства.

Список литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – ст. 3012.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – № 46. – ст. 4532.
  3. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 04.01.2016. – № 1 (часть I) – ст. 2.
  4. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуального законодательству ГД ФС РФ от 8 декабря 2014 года № 124 (1)) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 8 (август). – 2015.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
  7. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2012 года № ВАС-15384/11 по делу N А40-35844/2011-69-311 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. // СПС «Гарант».
  8. Вандраков С. Ю. Свобода судебного усмотрения при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. – № 3. – С. 27-31.
  9. Долганичев В. В. Возбуждение группового производства // Арбитражный и гражданский процесс. – 2017. – № 9. – С. 18-23.
  10. Небратенко О. О. Судебные механизмы защиты прав человека на внутригосударственном и международном уровнях // Администратор суда. – 2017. – № 3. – С. 45-50.
  11. Обзор: Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // КонсультантПлюс, 2015.
  12. Соловьева Т. В. Значение постановлений высших судебных органов в гражданском процессуальном законодательстве // Российская юстиция. – 2015. – № 1. – С. 32-34.
  13. Ушкин Г. Н. Об унификации норм о продлении срока судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 1. – С. 39-45.
  14. Шкромада И. Н. Упрощенные формы гражданского судопроизводства в Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. – 2015. – № 7. – С. 25-28.

БИЛЕТ №1.

Система арбитражных судов РФ

I. Верховный Суд РФ (коллегия по экономическим спорам) (г. Москва)

II. Арбитражные суды округов (10 (9 федеральных округов + Московский округ))

III. Апелляционные арбитражные суда (21)

IV. Арбитражные суды субъектов РФ (85)

1- арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов). Деятельность арбитражных судов субъектов Федерации в основном связана с разрешением дел по первой инстанции.

Весьма важна работа арбитражных судов субъектов Федерации по изучению и обобщению судебной практики, подготовке предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, по анализу судебной статистики. Суды этого звена системы арбитражных судов наделены также правом обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому ими по первой или по апелляционной инстанциям.

2 - арбитражные суды округов , которые действуют по судебным округам. Всего в РФ насчитывается 21 арбитражных апелляционных судов. Арбитражные апелляционные суды призваны повторно рассматривать дела для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу судебных актов, постановленных арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции. Они также вправе пересматривать свои судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам.

3- федеральные окружные арбитражные суды . Они являются судами по кассационной проверке законности судебных постановлений по делам, рассмотренным нижестоящими судами по первой инстанции и в апелляционном порядке. В РФ образовано десять федеральных окружных судов, каждый из которых распространяет свою деятельность на определенные регионы страны, состоящие из территорий нескольких субъектов Федерации. Федеральные арбитражные окружные суды также вправе пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты. Как и суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле, изучать и обобщать судебную практику, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализировать судебную статистику.



4. – Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Положения о подсудности дел ВС РФ исключены из ст. 27 ГПК РФ. Вместо них приводится ссылка на Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде РФ", содержащий соответствующие нормы.

Из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты (см. ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"). Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию.

Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ обжалуются в Президиум ВС РФ. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в Президиум ВС РФ.

Судебные извещения

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке , установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Указанная информация размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

В извещении указываются, которым извещаются или вызываются участники арбитражного процесса, должен содержать:

1) наименование и адрес арбитражного суда, адрес официального сайта арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", номера телефонов арбитражного суда, адреса электронной почты, по которым лица, участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле;

2) время и место судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия;

3) наименование лица, извещаемого или вызываемого в суд;

4) наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов, а также указание, в качестве кого лицо вызывается;

5) указание, какие действия и к какому сроку извещаемое или вызываемое лицо вправе или обязано совершить.

В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:

1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;

2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд;

3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации;

4) судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица;

5) судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле;

6) имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 АПК РФ.

Концепция единого Гражданского процессуального кодекса

Основной целью разработки Концепции является обеспечение доступного и справедливого правосудия, осуществляемого в разумные сроки с соблюдением процессуальных норм компетентными и независимыми судьями, гарантированное исполнение судебных актов, что является безусловным условием демократического развития правового государства, основанного на приоритете прав и свобод человека.

Повышение эффективности российского судопроизводства осуществляется за счет унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства и создания Концепции единого Гражданского процессуального кодекса.

В арбитражном и гражданском процессе имеется много общих институтов. Однако значительное число положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ серьезно "конкурируют" друг с другом.

Процессуальное право не должно иметь различий по отношениям, регулируемым одним "материальным" правом, поскольку иное ставит в неравное положение субъектов данных отношений. Законодателем уже многое сделано для того, чтобы так называемые войны судов и порождаемые ими "маски-шоу" ушли в прошлое. Однако многое еще предстоит сделать.

Унификация процессуального законодательства в новом Кодексе призвана:

1) устранить противоречия между существующими двумя отраслями процессуального права (гражданский и арбитражный процесс) с учетом разработанного проекта Кодекса административного судопроизводства;

2) установить новые правила разрешения спорных правовых вопросов. Для защиты интересов лиц, участвующих в деле, возможно введение правила для рассмотрения дел спорной подведомственности, а также передача дела по подведомственности внутри судебной системы;

3) сохранить наиболее удачные наработки существующих как АПК и ГПК, распространив их на весь гражданский процесс. К примеру, возможность подачи исковых заявлений (заявлений) в электронном виде (арбитражный процесс) и судебный приказ (гражданский процесс);

4) укрепить альтернативные способы разрешения споров, примирительных процедур;

5) закрепить существующие виды упрощенного производства (приказное, заочное, упрощенное производства);

7) выявить кардинальные проблемы, которые предстоит решить (существование двух кассаций);

8) осуществить исправления ранее выявленных недостатков в регламентации процесса, в том числе существование необоснованной терминологической разницы;

9) учитывать имеющие важное значение международные обязательства России, договоры, деятельность международных организаций по правам человека и практику международных судов.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант