Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.
Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.
Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.
Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:
интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;
интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;
интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;
интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;
интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;
интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.
Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.
Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.
Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.
В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.
В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.
Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:
письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;
коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;
решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;
материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.
Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.
Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.
Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.
Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:
какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;
насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;
каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;
какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.
Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.
Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.
Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.
Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.
Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.
В юридической литературе предмет интереса совпадает с предметом потребности.
3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.
В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.
Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.
Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.
Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.
Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.
Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.
В литературе называют тенденции в правовом обеспечении интересов:
Основные элементы социального действия права.
Основные элементы социального механизма действия права: человек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональных юристов
Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.
Стадии действия права.
Стадии социального действия права:
Формирование предпосылок;
Непосредственно действие права.
Выделяется ряд этапов реализации права (норм права).
Во-первых, этап предреализующей деятельности. В него входят: «деятельность государственных органов по созданию рациональной системы правовых предписаний, конкретизирующих первоначальную норму, т.е. «создание нормативных условий для точного действия права».
Во-вторых, этап промежуточного действия нормативного акта: создание оптимальной нормативной модели поведения (с учетом способа правового регулирования) и создание юридического, организационного (включая механизм проверки исполнения), информационного, ценностно-психологического механизмов ее реализации».
В собственно правореализации выделяются три схемы: правоприменение с принятием конкретизирующих правовых актов; правоприменение при их отсутствии; непосредственное исполнение, соблюдение правовых предписаний). При этом авторы рассматривают контрольные и информационные проблемы, а также роль правовой культуры. При освещении социальных аспектов механизма они выделяют, по сути, только роль социальных потребностей.
три основных уровня действия:
Общесоциальный (общество в целом);
Региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);
Групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).
На третьем этапе (осуществления норм права) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права. На этой стадии большое значение имеют разнообразные формы и средства государственно-правового воздействия. В.И. Гойман отметил особое значение правовых средств и выделил ряд их особенностей (это - право в его юридически должном виде, они имеют универсальный характер, имеют специально-юридическую природу, их применение сопряжено с юридическими последствиями и др.). Заметную роль в этом плане играют не только сами нормы права, но также - правоприменение, толкование норм права, правовой контроль и надзор государственных органов. Велико значение и неправовых средств применяемых государством (правовое и нравственное воспитание, создание благоприятных экономических и иных условий и др.)
Похожая информация.
Право и закон в гражданском развитии.
Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
1) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть не правовым законом и выражать политический произвол.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность не правового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права «до» и «вне» своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1) право и закон следует различать;
2) не может быть права «до» и «вне» закона (своей формы);
3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой – «не правовым законом».
Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Особенно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.
В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.
Интерес может существовать и не будучи выражением в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мёртв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.
Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах – правотворчестве и при реализации права.
В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.
Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.
По мнению С.С. Алексеева, право обладает:
1) социальной ценностью;
2) инструментальной ценностью;
3) собственной ценностью.
Социальная ценность права заключается в трёх моментах:
1) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка жизни общества, который действует по всей стране, постоянно. Неизменно, непрерывно во времени;
2) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определённости, точности в сомом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определённости права. Благодаря этому свойству права, правовое регулирование общественных отношений имеет чёткие границы, позволяет отделить правомерные поведения и действия от произвола и своеволия;
3) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.
Инструментальная ценность означает, что:
1) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;
2) является опосредующим звеном при реализации товарно-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;
3) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.
Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей.
Жизнь настолько разнообразна и подвижна, что постоянно возникающие потребности, интересы и притязания в самых различных сферах деятельности людей, организаций и учреждений не могут полностью охватываться и закрепляться в законодательстве, в субъективных правах и юридических обязанностях. Юридически закрепляются лишь наиболее социально значимые интересы. Социальные притязания - это требования, возникающие в обществе, отражающие интересы, на которые правовая система должна реагировать признанием, ограничением, примирением и защитой. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом в ту или иную форму. Интерес является движущей силой, «направляющей душой» социального притязания субъектов. «потребности - интересы - социальные притязания - право» - это система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Не все притязания субъектов получают официальное признание в объективном праве.
Законный интерес и субъективное право–средства правового опосредования социальных притязаний. «Субъективное право является главным, но не единственным правовым средством удовлетворения социальных интересов». В законных интересах опосредуются только те интересы и социальные притязания, которые нельзя обеспечить материально, финансово (в той же мере, как субъективное право). Законные интересы - это своего рода феномены, предшествующие субъективным правам, они могут трансформироваться в права, когда для этого созревают необходимые условия. В законных интересах опосредствуются социальные интересы и притязания, которые право не успело «перевести» в субъективные права в связи с быстро изменяющимися общественными отношениями или наименее значимые. Законодатель не устанавливает конкретного содержания законных интересов, а лишь указывает на необходимость их охраны и защиты, на то, что они должны уважаться всеми. Субъективное право отличается от законного инте- реса возможностью потребовать, своеобразной властью, присущей управо- моченному лицу. Субъективные права – это конкретная разрешенность определенного вида дейс- твий, законные интересы – всего лишь не запрещенность.
Термин «правовые интересы» отражает определение правовых интересов как интересов, возникающих в сфере правовых отношений и удовлетворяемых с помощью правовых средств.
Правовые интересы, удовлетворяясь правовыми средствами, не есть конечная цель деятельности субъектов права. Правовые интересы создают необходимые условия для удовлетворения социальных интересов. Например, правовой интерес гражданина, выражающийся в необходимости приобрести право собственности на квартиру, удовлетворяется заключением и исполнением договора купли-продажи недвижимого имущества. Став обладателем права собственности на данное имущество, создаются условия по удовлетворению иных интересов данного гражданина: экономических, моральных, духовных и т.д.
Интерес может быть удовлетворен не только посредством субъективных прав, но и с помощью иных правовых средств. Если он удовлетворяется с помощью и посредством правовых средств, которые создают условия для реализации иных интересов субъекта, такой интерес является правовым. Следовательно, удовлетворение правового интереса есть условие для удовлетворения социальных интересов. В таком значении правовой интерес может выступать и как условие удовлетворения другого правового интереса. Например, удовлетворение правового интереса по распоряжению своим имуществом на случай смерти путем совершения завещания невозможно без предоставления такой возможности нормами объективного права и предварительного удовлетворения правового интереса по обладанию данным имуществом на праве собственности.
Наряду с правовыми интересами в законодательстве и литературе используются термины «законные интересы» и «охраняемые законом интересы», в отношении которых продолжается спор о том, обозначают ли эти термины разные понятия или нет.
Законные (охраняемые законом) интересы - это экономические, политические, моральные и иные интересы, которые, опосре-дуясь правовым интересом, приобретают дополнительное социальное качество, становятся охраняемыми законом. Данные интересы удовлетворяются не правовыми средствами, право лишь создает необходимые правовые условия для их удовлетворения. При этом и правовые и иные по содержанию интересы могут как охраняться, так и не охраняться законом37.
Юридические дозволения, как и дозволения вообще, имеют, если можно так сказать, предоставительное предназначение: они "что-то предоставляют" - призваны дать простор, возможность для "собственного", по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны они выражаются поэтому главным образом в субъективных правах на собственное активное поведение.
Следовательно, дозволение в праве - это (поскольку речь не идет об общих дозволениях) субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного "юридического плюса", момент усмотрения; мера юридических возможностей).
Дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в возможности выбрать вариант своего собственного поведения, проявить активность, реализовать свой интерес и свою волю, т.е. юридические возможности, характерные, например, для права собственности. Чаще всего они прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм - управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм.
30.Аффилированные субъекты права.
Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны.
Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).
К индивидуальным относятся:
а) граждане Российской Федерации;
б) иностранцы;в) лица без гражданства (апатриды);
лица с двойным гражданством (бипатриды).
Коллективные делятся на следующие виды:
1. Само государство;2. Государственные органы и учреждения;3. Общественные объединения;4. Административно-территориальные единицы;5. Субъекты Российской Федерации;6. Избирательные округа;7.Религиозные организации;8.Промышленные предприятия;9. Иностранные фирмы;9. Специальные субъекты (юридические лица).
Лицо аффилированное – это то лицо (физическое или юридическое), которое способно влиять на деятельность других (юридических или физических) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Термин «аффилированное лицо» происходит от английского глагола «affiliate» - что значит присоединяться, соединяться. В дословном значении - этот термин подразумевает принимать в члены, усыновлять (или удочерять). То есть речь идет о взаимосвязи субъектов, которая быть может выражена как юридически, так и практически.
Аффилирование
- это процесс воздействия, влияния отдельного физического лица на деятельность всей компании или фирмы. Аффилированное лицо - это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать точное действие на деятельность хозяйственного общества с помощью личного участия в капитале или же с помощью членства в правящих органах.
Законом государства поставлены практические условия, при которых между двумя и более лицами возникает состояние аффилированности (это может быть роль в капитале, присутствие трудовых и договорных взаимоотношений, членство в органах управления юридического лица, родственные связи), другими словами им предоставляется возможность носить материальный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой причем в отдельных исключительных случаях даже перемешанный характер, но при этом существует предметная особенность.
Следует подчеркнуть, что имеются в виду отношения, носящие не имущественный, а именно управленческий характер.
Под общественным интересом понимается интерес любого лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества. Четкого определения «права общественного интереса» в русском языке нет.
Впервые этот термин стал предметом подробного обсуждения в России в ноябре 2001 г., когда московское представительство Фонда Форда организовало «круглый стол» на эту тему в связи с выходом русского издания книги «Правовая защита общественных интересов: Работа общественных организаций при поддержке Фонда Форда. Международный опыт».
Последующее распространение термин получил, в связи с появлением неправительственных организаций , занимающихся защитой общественных интересов с помощью правовых инструментов: обсуждение важнейших законодательных актов , выработка государственной политики в различных областях, затрагивающих общественные интересы, проведение мониторинга и других исследований, необходимых для осуществления оптимальных реформ, изменение законодательства посредством обращения в Конституционный Суд и международные органы по защите прав человека .
На данный момент одним из расширенных определений можно считать цитату из выступления Эдвина Рекоша, исполнительного директора Института «Право общественных интересов» (PILI), на симпозиуме в Дурбане (ЮАР) в г.
«Термин «право общественных интересов» не описывает какую-либо сферу законодательного регулирования или отрасль права ; его появление было оправдано необходимостью сделать акцент на том, чьи интересы представляют юристы , работающие в этой сфере. Противопоставив себя юристам, oбслуживающим могущественные корпорации, они взялись за защиту интересов людей, которые в противном случае остались бы без юридической помощи.
Поэтому одним из наиболее значительных элементов деятельности по правовой защите общественных интересов всегда была необходимость оказания юридической помощи малоимущим . Однако впоследствии термин стал включать в себя более широкий спектр деятельности как юристов, так и неюристов, стремящихся к достижению самых разных социальных целей, включая защиту гражданских прав и свобод , прав женщин , прав потребителей , окружающей среды и так далее. Тем не менее, общим знаменателем для всех юристов, защищающих общественные интересы в США, остается этика «борьбы за маленького человека» - то есть представление интересов уязвимых социальных групп".
Правовая защита общественных интересов во всем мире всегда черпала вдохновение в стремлении к социальной справедливости. В наши дни термин «право общественных интересов» все больше используется в Центральной и Восточной Европе , России и Средней Азии юристами-профессионалами и другими людьми и организациями, работающими в таких областях, как защита прав человека или охрана окружающей среды, и с другой социальной проблематикой, так или иначе связанной с правом. Термин применяют к таким видам деятельности, как проведение различных общественных кампаний, стратегическое использование судебных механизмов для достижения общественнополезных целей, оказание бесплатной юридической помощи , развитие клинического юридического образования , правовое просвещение. Общим для всех тех, кто занимается этой деятельностью, является осознание общей миссии: использование права как инструмента разрешения социальных проблем во имя общественного интереса. Осуществляемая с этой целью деятельность основывается на принципах уважения прав человека , демократии , открытого общества и верховенства права .»
Wikimedia Foundation . 2010 .
Public Interest Law Institute Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области… … Википедия
Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Институт «Право общественных интересов» (PILI) международная неправительственная организация, которая утверждает и развивает принципы защиты прав человека посредством, стимулируя развитие инфраструктуры в области права общественных… … Википедия
Фонд Право Матери Тип некоммерческая Год основания 1989 Основатели Вероника Александровна Марченко, Маргарита Александровна Пашкова, Инна Васильевна Плаван Расположение … Википедия
Понятие естественного П. принадлежит к числу самых древних категорий философии П. и юриспруденции. Естественное П. издавна противопоставляется положительному, во первых, как совершенная идеальная норма несовершенной существующей, и во вторых, как … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Право граждан на объединение - (англ. unification right of citizens) одно из важнейших гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ* (ст. 30). В РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности … Энциклопедия права
- (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права,… … Википедия
Понятия, раскрывающие содержание двух взаимосвязанных сфер общественной жизни. Право система социальных норм, регулирующих общественные отношения, поведение людей и функционирование государственных органов. Оно такой же ограничитель власти, как и … Политология. Словарь.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
ПРАВО - общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Этимологически слово право… … Современный философский словарь