Юридический портал. Льготный консультант

3. Источники уголовно-процессуального права.

4. Уголовное преследование.

5. Уголовно-процессуальные гарантии.

6. Исторические типы, формы и виды уголовного процесса.

7. Уголовное преследование.

8. Принципы уголовного процесса.

9. Принцип публичности в уголовном процессе.

10. Принцип диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

11. Презумпция невиновности в уголовном процессе.

12. Законность при производстве по уголовному делу.

13. Право на защиту в уголовном процессе.

14. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации.

15. Реализация принципа уважения чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве.

16. Гласность в уголовном процессе.

17. Реализация принципа состязательности сторон в уголовном процессе.

18. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

19. Реализация принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе.

20. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

21. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве.

22. Разумный срок уголовного судопроизводства.

23. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в уголовном судопроизводстве.

24. Принцип своды оценки доказательств в уголовном судопроизводстве.

25. Участники уголовного судопроизводства.

26. Суд как участник уголовного процесса.

27. Прокурор в уголовном процессе.

28. Следователь в современном уголовном процессе.

29. Руководитель следственного органа в уголовном процессе России.

30. Органы дознания в уголовном процессе.

31. Представительство в уголовном процессе.

32. Подозреваемый и обвиняемый в уголовном процессе.

33. Защитник в уголовном процессе.

34. Потерпевший в уголовном процессе.

35. Свидетель в уголовном процессе.

36. Эксперт и специалист в уголовном процессе.

37. Институт отводов в уголовном процессе.

38. Уголовно-процессуальные решения.

39. Судебные издержки в уголовном процессе.

40. Общая характеристика уголовно-процессуального доказывания.

41. Собирание доказательств в уголовном процессе.

42. Оценка доказательств в уголовном процессе.

43. Предмет доказывания по уголовному делу.

44. Доказательства в уголовном процессе.

45. Источники доказательств в уголовном процессе.

46. Виды доказательств в уголовном процессе.

47. Показания как доказательства в уголовном процессе.

48. Заключение эксперта как уголовно-процессуальное доказательство.



49. Вещественные доказательства по уголовному делу.

50. Протоколы как источники доказательств в уголовном процессе.

51. Документы как источники доказательств по уголовному делу.

52. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

53. Меры уголовно-процессуального принуждения.

54. Задержание подозреваемого.

55. Меры пресечения.

56. Заключение под стражу как мера пресечения.

57. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса.

58. Поводы для возбуждения уголовного дела.

59. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

60. Основания отказа в возбуждении уголовного дела.

61. Предварительное следствие по уголовному делу.

62. Дознание по уголовному делу.

63. Общие условия предварительного расследования.

64. Соединение и выделение уголовных дел.

65. Система следственных действий в уголовном процессе.

66. Общие правила производства следственных действий.

67. Допрос в системе следственных действий.

68. Очная ставка.

69. Предъявление для опознания.

70. Обыск и выемка.

71. Осмотр как следственное действие.

72. Назначение и производство экспертизы по уголовному делу.

73. Привлечение лица в качестве обвиняемого.

74. Приостановление уголовного дела.

75. Окончание предварительного расследования с обвинительным заключением.

76. Обвинительное заключение и обвинительный акт.

77. Прекращение уголовного дела.

78. Основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

79. Прокурорский надзор в уголовном процессе.

80. Судебный контроль в уголовном процессе.

81. Назначение судебного заседания как стадия уголовного процесса.

82. Общие условия судебного разбирательства.

83. Пределы судебного разбирательства.

84. Постановление приговора.

85. Формы пересмотра судебных решений в уголовном процессе.

86. Производство в суде апелляционной инстанции.

87. Производство в суде кассационной инстанции.



88. Основания к отмене или изменению приговора.

89. Стадия исполнения приговора.

90. Возобновление уголовных дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

91. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

92. Формирование коллегии присяжных заседателей.

93. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.

94. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

95. Особенности производства у мирового судьи.

96. Особенности производства по уголовному делу частного обвинения.

97. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

98. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

99. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

100. Гражданский иск в уголовном процессе.

101. Реабилитация в уголовном процессе.

102. Типология уголовного процесса в юридической науке.

103. Состязательный уголовный процесс.

104. Основание для возбуждения уголовного дела.

105. Унификация и дифференциация уголовно-процессуальной формы.

106. Уголовно-процессуальные отношения.

107. Уголовно-процессуальные функции.

108. Взаимодействие следователя с органами дознания.

109. Процессуальная самостоятельность следователя.

110. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве.

111. Истина в уголовном процессе.

112. Производство в суде надзорной инстанции.

113. Существенные уголовно-процессуальные нарушения.

114. Система стадии предварительного расследования.

115. Соотношение форм предварительного расследования.

116. Доказательственное значение материалов, полученных на стадии возбуждения уголовного дела.

117. Залог как мера пресечения.

118. Использование научно-технических средств в процессе доказывания.

119. Использование в доказывании результатов частной детективной деятельности.

120. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

121. Порядок взаимодействия следователей и органов дознания Российской Федерации с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций при направлении запроса о правовой помощи.

122. Экстрадиция.

123. Особенности современного уголовного процесса зарубежных государств.

124. Свободная тема (по согласованию с научным руководителем).

Для слушателей, студентовфакультета заочного обучения и повышения квалификации желательно, чтобы избранная тема курсовой работы была в той или иной степени связана с профессиональной деятельностью. Это облегчит обучающимся сбор эмпирического (фактического) материала, позволит сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности служебной деятельности.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕМ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДИТСЯ ПО ПОСЛЕДНИМ ДВУМ ЦИФРАМ НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ:

01 – тема № 1; 02 – тема № 2; 03 – тема № 3; 04 – тема № 4; 05 – тема № 5; 06 – тема № 6; 07 – тема № 7; 08 – тема № 8; 09 – тема № 9; 00– тема № 10; 11– тема № 11; 12 – тема № 12; 13 – тема № 13; 14– тема № 14; 15 – тема № 15; 16 – тема № 16; 17 – тема № 17; 18 – тема № 18; 19 – тема № 19; 20 – тема № 20; 21 – тема № 21; 22 – тема № 22; 23 – тема № 23; 24 – тема № 24; 25 – тема № 25; 26 – тема № 26; 27 – тема № 27; 28 – тема № 28; 29 – тема № 29; 30 – тема № 30; 31 – тема № 31; 32 – тема № 32; 33 – тема № 33; 34 – тема № 34; 35– тема № 35; 36 – тема № 36; 37 – тема № 37; 38 – тема № 38; 39– тема № 39; 40 – тема № 40; 41– тема № 41; 42 – тема № 42; 43 – тема № 43; 44– тема № 44; 45– тема № 45; 46 – тема № 46; 47 – тема № 47; 48 - тема № 48; 49 – тема № 49; 50 – тема № 50; 51 – тема № 51; 52 – тема № 52; 53 – тема № 53; 54– тема № 54; 55– тема № 55; 56– тема № 56; 57– тема № 57; 58– тема № 58; 59– тема № 59; 60– тема № 60; 61– тема № 61; 62– тема № 62; 63– тема № 63; 64– тема № 64; 65– тема № 65; 66– тема № 66; 67– тема № 67; 68– тема № 68; 69– тема № 69; 70– тема № 70; 71– тема № 71; 72– тема № 72; 73– тема № 73; 74– тема № 74; 75– тема № 75; 76– тема № 76; 77– тема № 77; 76– тема № 78; 79– тема № 79; 80– тема № 80; 81– тема № 81; 82 – тема № 82; 83 – тема № 83; 84 – тема № 84; 85 – тема № 84; 86 – тема № 86; 87 – тема № 87; 88 – тема № 88; 89 – тема № 89; 90 – тема № 90; 91 – тема № 91; 92 – тема № 92; 93 – тема № 93; 94 – тема № 94; 95 – тема № 95; 96 – тема № 96; 97 – тема № 97; 98 – тема № 98; 99 – тема № 99.

Любая другая тема, соответствующая профилю обучения и направлению профессиональной деятельности, может быть выбрана по согласованию с научным руководителем. Факт согласованности темы, в этом случае, должен быть отражен на титульном листе работы.

Тема курсовой работы в своём названии содержит ключевые слова для формулировки проблемы.

Для того чтобы выявить, сформулировать проблему необходимо:

Выделить центральный вопрос,

Определить основное противоречие, которое легло в основу проблемы,

Высказать гипотезу (научно-теоретическое предположение) о возможных причинах, вызвавших противоречие, или о способах преодоления противоречия. Например, по теме «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» одним из актуальных вопросов является вопрос, связанный с собиранием доказательств на территории иностранного государства. При реализации норм международного и уголовно-процессуального права России возникают проблемы, связанные с недостаточной проработкой законодательных предписаний и отчасти их не соответствия современным общественным отношениям. Гипотеза - обеспечение эффективности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства требует приведения национального уголовно-процессуального законодательства в соответствие с потребностями современных общественных отношений, требует совершенствования международных договоров Российской Федерации.

Когда проблема будет вами выявлена, сформулирована, возможно, возникнет потребность уточнить тему работы. По согласованию с руководителем тема может быть изменена. Например, в приведенном примере – «Уголовно-процессуальный механизм собирания доказательств на территории иностранных государств», или «Нормативно-правовое регулирование оказания правовой помощи по уголовным делам».

Для того, чтобы ясно представлять результат своей работы необходимо сформулировать цель.Например по теме «Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением» целью курсовой работы может является изучение этапа окончания предварительного следствия с обвинительным заключением и определение направления его совершенствования.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения взаимосвязанных задач. Задачи определят содержание вашей работы, их может быть от двух до шести. Мы не рекомендуем формулировать большое количество задач. Излагаются задачи в форме перечисления (изучить..., рассмотреть …, установить …, описать …, соотнести …, сравнить…, проанализировать …, подвергнуть анализу …, уточнить …, определить …, выявить …, сформулировать …, разработать …, предложить …).

Например, по теме «Общие условия предварительного расследования» могут быть сформулированы следующие задачи:

Уточнить понятие и содержание общих условий предварительного расследования;

Сравнить формы предварительного расследования;

Рассмотреть оптимальность установленной УПК РФ подследственности;

Соотнести сроки предварительного расследования с содержанием принципа разумности сроков уголовного судопроизводства;

Изучить процессуальный порядок соединения уголовных дел, выделения уголовного дела и материалов уголовного дела в отдельное производство;

Подвергнуть анализу процессуальный порядок производства неотложных следственных действий.

При определении объекта и предмета исследования следует помнить, что они соотносятся как общее и частное. Объект – это процесс, явление, отношения, в которых обнаружена проблема, избранная для изучения. В объекте выделяют часть, которая служит предметом для изучения.

Например, по теме «Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением» объектом исследования могут являться уголовно-процессуальные отношения, возникающие при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением, или закономерности, проявляющиеся в правоприменительной деятельности органов предварительного следствия, прокурора при окончании предварительного следствия с обвинительным заключением. Предметом же исследования станут:

Современное состояние нормативно-правового регулирования окончания предварительного следствия с обвинительным заключением;

Практика применения уголовно-процессуальных норм, регулирующих окончание предварительного следствия с обвинительным заключением;

Многообразие мнений, высказанных в отечественной науке по проблемам окончания предварительного следствия.

Принципиальное значение имеет определение методологии исследования. Напомним, что методология – это учение о методах, общая теория метода, а методика – это взаимосвязанные действия научного исследования, использование определенных приемов, методов познания.

Методологическую основу исследования чаще всего составляют диалектический метод познания объективной действительности, общенаучные (системный и структурно-функциональный методы, аналогия, моделирование); частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, статистический) методы.

В основу методики исследования может быть положена концепция уровней научного познания. Эмпирический уровень исследования базируется на системе таких методов, как наблюдение (целенаправленное изучение предмета, итогом наблюдения является описание), эксперимент (активное вмешательство в изучаемый процесс, его итогом являются конкретные результаты, выводы), сравнение (сопоставление одного явления с другим, его итогом является выводы о схожести, различиях, изменениях, тенденциях развития).

Теоретический уровень базируется на определенном способе анализа (разложения, разделения изучаемого объекта на составные части для их самостоятельного изучения), синтеза (соединение, объединение частей исследуемого объекта, для изучения их как единое целое), индукции (выведение общего из единичного), дедукции (от общего к единичному), обобщения (установление общих свойств, признаков изучаемых явлений), и ряде других методов.

Подготовка курсовой работы по уголовному процессу предполагает широкое использование действующего законодательства, решений высших судебных органов. В соответствии с темой работы должны быть изучены уголовные дела, статистические данные, мнение работников правоохранительных органов. Увеличивает достоинства работы использование личной практики обучаемых, что особенно важно для студентов заочной формы обучения. Эмпирическую основу курсовой работы должны составить результаты изучения не менее 5-10 уголовных дел.

Теоретическую базу исследования составляют работы по уголовно-процессуальному, доказательственному праву и не редко обучающиеся вынуждены прибегать к трудам по теории права и государства, а также по конституционному, уголовному, гражданскому, семейному, трудовому праву.

В процессе подбора и изучения литературы следует использовать источники, указанные в рабочей программе курса и в списке дополнительно рекомендуемой литературы. Кроме того, важнейшее значение имеет самостоятельный поиск библиографических источников. Для этого нужно ознакомиться с соответствующим каталогом в библиотеке, читальном зале, информационными ресурсами Института.Система поддержки открытого образования "STELLUS" Образовательно-консультационный портал дознавателя// http://10.229.4.151:81/. Портал поддержки образовательного процесса: информационно-образовательный портал //http://10.229.4.190/.

Использование в связи с этим возможностей единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС) позволяет обеспечить доступ курсантов, слушателей учебных заведений МВД России к научной, методической литературе и судебной, следственной практике вне зависимости от их территориального расположения, поскольку доступ к ЕИТКС имеется практически во всех подразделениях МВД России, включая БЮИ МВД России и центры профессиональной подготовки.

В формат системы открытого образования «STELLUS» имеется профессионально-ориентированный информационный ресурс «Образовательно-консультационный портал дознавателя» в котором размещены электронные материалы по и нформационному обеспечению профессиональной деятельности дознавателя, а также материалы по организации расследования преступлений, уголовно-правовая информация (постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные решения различных инстанций), уголовно-процессуальная информация (обвинительные акты, постановления, приговоры судов различных субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации), «АИПС ИТИ-ЦА» Главного информационно-аналитического центра МВД России, позволяющая ознакомиться с практикой расследования уголовных дел по различным преступлениям, со статистическими данными и с трудами ученых в области уголовного процесса, криминалистики. На портале создана возможность получения консультаций, обмена опытом, как в режиме on-line, так и на форуме.

Типичным недостатком при подготовке курсовых работ является использование автором «устаревшего» материала и незнание нового. Автор курсовой работы должен пользоваться нормативными правовыми актами последней редакции, учитывая при этом решения Конституционного Суда Российской Федерации, научными статьями, изданными в течении последних трех лет и отдавать приоритет учебным и научным изданиям последних пяти лет.

После изучения источников необходимо составить рабочий план курсовой работы, согласовав его с научным руководителем. Рабочий план как перечень вопросов, раскрывающих содержание темы, рекомендуется делать развернутым. План должен предусматривать, как правило, от 2 до 6 параграфов, названия и последовательность которых должны отражать логику исследования темы. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждого параграфа.

Например, по теме «Законность при производстве по уголовному делу» рабочий план исследования может состоять из следующих параграфов.

§1. Понятие и содержание законности при производстве по уголовному делу.

§2. Соотношение законности, справедливости и целесообразности.

§3. Средства обеспечения законности.

По теме «Экстрадиция» рабочий план может состоять из следующих параграфов:

§1. Понятие и правовое регулирование экстрадиции.

§2. Порядок направления запроса о выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства.

§3. Порядок выдачи лица, находящегося на территории Российской Федерации, по запросу иностранного государства.

§4. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при выдачи лица.

По теме «Меры уголовно-процессуального принуждения» рабочий план может состоять из следующих параграфов:

§1. Правовые источники мер уголовно-процессуального принуждения.

§2. Социальная обусловленность, сущность и значение мер уголовно-процессуального принуждения.

§3. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения.

В процессе написания работы рабочий план может быть скорректирован, вместе с тем, составив план, обучаемый не его основе оформляет план-график, определяющий основные этапы написания работы. План-график выполнения курсовой работы, одновременно с планом курсовой работы, предоставляется научному руководителю на утверждение не позднее чем за 3 месяца до защиты работы. В соответствии с данным планом-графиком обучаемый обязан посещать консультации научного руководителя, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководителем недостатки. Для слушателей факультета заочного обучения и повышения квалификации и студентов института план-график выполнения работы не предусматривается.

Образец оформления плана-графика выполнения курсовой работы.

УТВЕРЖДАЮ

Научный руководитель

(ученая степень, ученое звание,

___________________________________

специальное звание, фамилия, имя, отчество)

___________________________________

ПЛАН-ГРАФИК

выполнения курсовой работы

Обучаемый

(фамилия, имя, отчество, специальность, год набора, № учебной группы)

Подпись обучаемого________________

"___"_________20__г.

II. Работа над текстом и его оформление

Выполнение курсовых работ обучаемыми производится во время самостоятельной работы (слушателями факультета заочного обучения и повышения квалификации в межсессионный период).

Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о том, что её автор обладает теоретическими знаниями и практическими навыками, умеет работать с нормативными правовыми актами, решениями высших органов судебной власти, с литературой, умеет анализировать статистические данные, материалы следственно, судебной практики, умеет делать выводы, аргументировать свою правовую позицию. Курсовая работа должна содержать элементы научного анализа, выполняться самостоятельно по конкретной теме.

Работа должна быть оформлена в соответствии с правилами оформления библиографии, с соблюдением требований ЕСКД и соответствующих ГОСТов, а именно: оформляется работа в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 7.1.-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание; ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Общие требования и правила составления.

Объем работы должен составлять, как правило, от 20 до 35 страниц машинописного (компьютерного) текста, выполненного на одной стороне стандартного листа формата А – 4, не считая приложений. Текст печатается через 1,5 интервала с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14.

Каждая страница имеет поля размером: левого поля – 30 мм, правого – 20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.

Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 см, выравнивание абзаца – по ширине страницы.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д. Проставление нумерации начинается с введения. Номер страницы проставляется вверху по центру страницы.

В тексте названия разделов (глав) набираются прописными (заглавными) буквами, названия подразделов (параграфов) – строчными буквами. Расстояние между заголовком и последующим текстом равно 3 интервалам, а между последней строчкой текста и расположенным ниже заголовком в рамках одной главы – 4 интервалам. Каждая глава начинается с новой страницы.

Заголовки не подчеркиваются, слова в них не переносятся, точка в конце не ставится.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами.

В работе используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики) именуются в тексте рисунками. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой (например, подпись «рис. 1.2»)

Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером.

Рисунки могут размещаться как в тексте работы (сразу же за теми страницами, текст которых поясняется данным рисунком), так и выноситься в приложение с соответствующей ссылкой в основной части работы (например, «см. приложение 3»).

Числовые данные и лексические перечни оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Таблицы размещаются в тексте работы или на отдельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей. В отпечатанный текст какие-либо надписи вносятся только черной пастой (чернилами, тушью).

Структура работы должна включать:

1. Титульный лист.

3. Введение.

4. Главы (параграфы) основной части.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы (библиографический список).

7. Приложения.

Титульный лист является первой (не нумеруемой) страницей работы и заполняется по определенным правилам (см. приложений 1). Реквизиты титульного листа содержат: полное наименование учебного заведения, вид работы, наименование дисциплины, тему работы, инициалы, фамилию курс, факультет, группу обучающегося, ученое звание, ученую степень фамилию, инициалы руководителя, город и год выполнения работы, а для слушателей заочной формы обучения – домашний адрес, телефон, электронный адрес. При оформлении титульного листа переносы слов, исправления не допускаются.

Введение обязательно должно содержать обоснование актуальности и значимости выбранной темы, то есть её оценка с точки зрения социальной значимости, своевременности, профессиональной, прикладной ценности, ее научная разработанность. Краткий обзор литературы по теме позволяющий сделать вывод о том, что именно данная тема ещё не раскрыта (раскрыта частично), или обзор практики, свидетельствующий о существовании проблемных следственных, судебных ситуаций, влияющих на законность производства по уголовному делу, будут подтверждать актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть не многословным, в пределах 1,5 страницы, но содержать яркие факты, примеры, статистические данные, свидетельствующие о важности исследуемой темы.

Ярким примером описания актуальности, важности изучения уголовно-процессуального права являются слова выдающегося российского процессуалиста профессора И.Я. Фойницкого: «Уголовный процесс имеет высокое политическое значение. Достойно внимания, что были эпохи полного отсутствия законодательных определений по уголовному праву материальному, но определения процессуальные появляются с первой страницы сознательной жизни народов. В них настоятельно нуждаются и власть, и население».

Во введении указывается цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные для исследования методы. Во введении отражается какие данные практической деятельности проанализированы и обобщены автором, дается общая характеристика структуры работы.Объем введения достаточен в пределах 2 – 2,5 страниц.

Основная часть работы представляет собой труд, направленный на раскрытие темы. Её структурными частями могут быть главы, параграфы, имеющие заголовок и сквозную нумерацию. Заголовок должен точно соответствовать содержанию текста, следующего за ним. Все структурные единицы нумеруются арабскими цифрами. Номер наиболее крупной части состоит из одной цифры (глава 2.), а номер второй ступени деления – из двух цифр (§2.1, §2.2.). Желательно чтобы объем глав (параграфов) был средним, структурная часть заканчивалась выводом и между структурными частями работы существовала логическая связь.

В основной части работы излагается содержание темы в соответствии с планом. На основе анализа опубликованной литературы и других источников раскрываются вопросы, зафиксированные в плане, рассматриваются дискуссионные моменты, формулируется точка зрения автора. Каждый вопрос (раздел) завершается кратким выводом по существу исследуемой проблематики. Следует соблюдать принцип сбалансированности вопросов по объему.

Общие теоретические положения в курсовой работе должны быть связаны с современной жизнью российского общества, деятельностью органов внутренних дел, других правоохранительных, законодательных и исполнительных органов (с учетом характера использования содержания учебной дисциплины в практической деятельности).

Поскольку курсовая работа является научным произведением, научным, формально-логическим должен быть и стиль изложения. Излагать свои мысли следует с опорой на существующие научные позиции и строго соблюдать следующие правила. Тон изложения должен быть уважительным, корректным с безусловным соблюдением авторских прав, использование каждого источника сопровождается соответствующей ссылкой.

Текст курсовой работы должен быть выполнен в едином стиле, научным языком и не должен иметь грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок, опечаток.При оформлении ссылок, списка использованных источников следует придерживаться одного стиля в оформлении.

При использовании в тексте работы цитат, положений, заимствованных из литературы, автор обязан делать ссылки на них в соответствии с установленными правилами. Заимствование текста без ссылки на источник (плагиат) не допускается.

Ссылки на источник по тексту всей работы приводятся постранично. Нумерация ссылок на каждой странице начинается с «1», производится арабскими цифрами. Текст ссылки выполняется через 1 интервал с использованием шрифта «Times New Roman», размер шрифта 12, выравнивание абзаца – по ширине страницы.

Например:

1 Арсенова Н.В. Признание лицом своей вины в совершении преступления: монография. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. – С. 56.

2 Черепанова Л.В., Воронов Д.А. Уведомление дознавателем лица о подозрении в совершении преступления: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. – С. 5

Обязательно указывается страница, или страницы, с которых производится цитирование. Если в тексте слова цитируемого автора приводятся не дословно, то эти слова в кавычки не помещаются, и сноска сопровождается словом «смотри» в сокращенном виде, т.е. «См.:…».

Например:

1 См.: Гавло В.К., Титова К.А. Проблемы теории и практика предварительного и судебного следствия по делам о хищениях, совершаемых лицами с использованием служебного положения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства: монография. – М.: Юрлитинформ, 2011. – С. 89.

19 Там же. – С. 68-69.

Пересказ источников в курсовой работе не должен содержать смысловых искажений, фальсификации, иметь максимальную отстраненность от личности излагающего, его эмоционального настроя. Для этого следует использовать безличные, неопределенно-личные конструкции, излагать от третьего лица (например: «существует мнение», «было установлено», «обычно выделяют» и т.д.). Вместе с тем, если у автора велика потребность обозначить собственное мнение, то согласно академическому этикету, вместо местоимения «я» употребляют «мы» (например: «мы полагаем», «по нашему мнению»).

Ключевыми словами научного текста являются понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значение понятий соответствовало установленному уголовно-процессуальным законодательством. Например, понятие «неотложные следственные действия» в уголовно-процессуальном праве и криминалистике имеет различное значение. Целесообразно в первом параграфе рассмотреть понятийный аппарат работы, для того, чтобы смысл понятий был четким и ясным.

Речь должна быть грамотной без произвольных словообразований, в том числе профессионализмов. Слова в тексте должны быть написаны полностью. Допускаются только общепринятые сокращения (см., т.е. и т.д.).

Название раздела (главы) печатается заглавными буквами с выравниванием по центру, без кавычек, переносов, подчеркиваний, точек в конце. Название подраздела (параграфа) печатается строчными буквами (кроме первой) через два интервала от основного раздела и далее через 1.5 интервал размещается текст подраздела.

Все страницы текста (включая заключение, список использованных источников и приложения) имеют сквозную нумерации., но проставляются начиная со второго (с содержания). Номер проставляется по центру арабскими цифрами без точек.

Заключение представляет собой стройное, логически последовательное изложение итогов проделанной работы, в соответствии с общей целью и конкретными задачами, содержащимися во введении. В заключении следует указать главные выводы к которым вы пришли, ваши наиболее значимые предложения. Наряду с обобщениями и выводами могут быть сформулированы предложения автора по дальнейшей работе над темой, новым аспектом ее исследования, особенно, если она имеет междисциплинарный, комплексный характер. Курсовая работа, выполненная преимущественно на основе материалов учебников и учебных пособий, к защите не допускается.

После заключения помещается список использованной литературы. Каждый источник, включенный в список должен найти отражение в тексте работы, содержать постраничные салки на него. Не следует включать в список литературы те работы, которые не были фактически использованы.

Список использованных источников имеет несколько разделов: 1) нормативный правовые акты (размещаются по их юридической силе); 2) научная и учебная литература (составляется в алфавитном порядке, путем перечисления монографий, пособий, статей, комментарий и т. д.); 3) материалы следственной, судебной практики (см. приложение 4).

Список источников оформляется по библиографическим правилам. Указываются следующие элементы: фамилии и инициалы авторов, название произведения (без сокращений и кавычек), подзаголовок, место издания, издательство, год издания, том, часть, выпуск, порядковый номер издания, количество страниц.

Количество наименований источников, внесённых в список, зависит от объема выполненной исследовательской работы, но не должен быть менее 25.

В приложении помещаются дополнительные, вспомогательные материалы, являющиеся результатом труда лица, выполняющего курсовую работу (ана

Холоденко В.Д.
Проблемы правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности :
лекция / В.Д. Холоденко; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. - 32 с.

1. Понятие уголовно-процессуального регулирования, его задачи и механизм

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях их упорядоченияi. Уголовно-процессуальное регулирование определяется как «осуществляемое при помощи уголовно-процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства»ii. Правовое регулирование должно отвечать, в частности, требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного примененияiii.

Посредством уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью компетентных органов и их должностных лиц по возбуждению уголовного преследования, привлечению и освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечиваются: «результативное правовое воздействие на общественные отношения»iv, «комплексное регулятивное воздействие на поведение людей и их объединений с целью достижения общественно полезных целей»v. «Процессуально-правовой механизм - это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения»vi.

Правовые средства в теории права определяются как: 1) институционные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центровvii; 2) все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей, а в конечном счете - справедливая упорядоченность общественных отношенийviii; 3) «совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей»ix.

Рассматривая механизм правового регулирования (МПР) в плоскости инструментальной теории права, А.В. Малько и К.В. Шундиков указывают, что главной отличительной чертой МПР является его функциональная, регулятивная, динамическая сущность. МПР представляет собой механизм поэтапного «развертывания» объективного права вовне, в область реальных общественных отношений. В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явленияx. С точки зрения названных авторов, структура механизма правового регулирования складывается из четырех основных звеньев: юридических средств нормативного характера (юридические нормы), юридических фактов, правовых отношений, юридических средств правореализационного характера (акты реализации прав и обязанностей)xi.

Механизм уголовно-процессуального регулирования представляет собой систему заложенных (содержащихся) в нормах уголовно-процессуального права правовых средств регулирования деятельности (правовых инструментов), характеризующихся своими способами воздействия на деятельность и общественные отношения, возникающие при производстве по уголовным деламxii. В механизм уголовно-процессуального регулирования входят следующие, определяемые законом процессуальные средства регулирования: задачи деятельности; полномочия, права и обязанности участников уголовного судопроизводства; юридические факты; уголовно-процессуальные правоотношения; уголовно-процессуальная форма; санкции и ответственность. Что касается традиционно включаемых в механизм процессуального регулирования норм права, а также индивидуальных актов реализации права в форме соблюдения, исполнения, использования и правопримененияxiii, то они не являются самостоятельными элементами указанного механизма. Поскольку речь идет о правовом регулировании, то само собой разумеется, что система его создана правовыми нормами и, следовательно, излишне указанием на правовые нормы подчеркивать юридические качества такого регулирования. Для механизма правового регулирования характерен не факт существования норм права, а то конкретное содержание правового воздействия, которое вложено в каждое правовое предписание, то есть заложенные в нормы права средства регулирования. В механизм уголовно-процессуального регулирования также нет необходимости включать (пусть даже в качестве дополнительного, факультативного элемента) акты реализации (применения) права, то есть действия и решения должностных лиц органов уголовного преследования и суда, производимые на основе и во исполнение правовых норм. Указанные акты - действия и решения - в своей совокупности образуют процессуальную деятельность и в этом отношении выступают либо в качестве предмета правового регулирования, либо в качестве юридических фактов.

Задачи правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства вытекают из положений ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей обязанность признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина на государство. Такими задачами являются: установление надлежащего порядка (процедуры) судопроизводства, то есть такого порядка возбуждения, расследования и рассмотрения уголовных дел, соблюдение которого обеспечивало бы: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; эффективное (результативное) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитацию каждого, кто незаконно или необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Уголовно-процессуальное регулирование всегда являлось составной частью государственной политики. Так, в эпоху существования СССР деятельность всех государственных органов, включая суд, была подчинена задаче борьбы с преступностью и изобличения виновных (ст. 2 УПК РСФСР). О защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод законодатель в тот период особо не задумывался. После распада СССР в России сформировалась совершенно новая государственная политика в части правового регулирования организации и деятельности органов уголовного преследования и суда. Основные ее положения были сформулированы в Концепции, разработанной рабочей группой в составе С.Е. Вицина, А.М. Ларина, И.Б. Михайловской, С.А. Пашина, И.Л. Петрухина, Ю.И. Стецовского под руководством Б.А. Золотухина, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР»xiv. Основные идеи Концепции сводились к следующему: разделение властей, создание сильной и независимой судебной власти, презумпция невиновности, состязательность уголовного судопроизводства, обеспечение неприкосновенности личности и частной жизни участников судопроизводства, контроль суда за состоянием законности и соблюдением прав граждан на предварительном следствии, введение суда присяжных на всей территории Российской Федерации и др. Положения данной Концепции имели существенное значение для совершенствования всей системы правового регулирования, уголовно-процессуальной науки, формирования нового уголовно-процессуального законодательства. В дальнейшем многие из них получили свое закрепление и развитие в Конституции РФ и принятом Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ).

Вместе с тем отдельные положения Концепции были скорректированы в процессе обсуждения проекта УПК РФ, а некоторые и вовсе не были реализованы. Не случайно новый УПК РФ за непродолжительный промежуток времени подвергся существенной корректировке. Это происходило, с одной стороны, за счет внесения в Кодекс многочисленных изменений и дополнений, обусловленных результатами проводившегося Государственной Думой мониторинга по его применению, а с другой, - за счет признания Конституционным Судом РФ ряда положений Кодекса не соответствующими Конституции РФ. Однако ни многочисленные изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ за 4 года, прошедших после его введения в действие, ни констатация Конституционным Судом неконституционности отдельных положений Кодекса не устранили всех проблем правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел как общего (концептуального), так и частного характера.

Сноски и примечания

i См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 622.

ii Зусь Л.Б. Проблемы правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1978. С. 8, 26; Он же. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984. С. 32, 71.

iii См.: Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2804; пункт 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ст. 3200.

iv Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Он же. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 9.

v Кулапов В.Л. Теория государства и права. Саратов, 2005. С. 283.

vi Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2003. С. 163.

vii См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 14.

viii См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. С. 621 (автор лекции 28 - А.В. Малько).

ix Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2006. С. 67.

x См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 98.

xi См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Указ. соч. С. 102–114.

xii Подробно о понятии и элементах механизма уголовно-процессуального регулирования см.: Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. Владивосток, 1976; Он же: Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1984. С. 31–42; Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности / Отв. ред. В.М. Савицкий. М., 1979. С. 146–151 (автор главы IV - Л.Б. Алексеева); Холоденко В.Д. Уголовно-процессуальное регулирование деятельности следователя: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1985; Еникеев З.Д. Механизм уголовного преследования: Учебное пособие. Уфа, 2002; Батуев Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме уголовно-процессуального регулирования: Дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2003; Королев Г.Н. Прокурорское уголовное преследование в российском уголовном процессе. М., 2006. С. 122–178.

xiii См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 155–172; Он же. Теория права. М., 1995. С. 216, 251–265; Зусь Л.Б. Механизм уголовно-процессуального регулирования. С. 97; Он же. Правовое регулирование в сфере уголовного судопроизводства. С. 36–40, 94–113.

xiv См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992.

Введение

Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов .

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.

Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Правовое регулирование должно отвечать требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного и, следовательно, произвольного применения.

Можно выделить следующие основные элементы (юридические средства) механизма правового регулирования :

    1. норма права;
    2. или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
    3. правоотношение;
    4. акты реализации прав и обязанностей;
    5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Уголовно-процессуальное регулирование определяется как осуществляемое при помощи уголовно-процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Посредством уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью компетентных органов и их должностных лиц по возбуждению уголовного преследования, привлечению и освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования.

Юридические средства механизма уголовно-процессуального регулирования

Основными элементами процессуально-правового механизма являются:

    1. нормы процессуального права;
    2. юридические факты , опосредующие процессуальные правоотношения, или процессуальная фактическая система;
    3. процессуальные правоотношения (юридический процесс).

Альтернативное мнение

    • задачи деятельности;
    • полномочия, права и обязанности участников уголовного судопроизводства;
    • юридические факты;
    • уголовно-процессуальные правоотношения;
    • уголовно-процессуальная форма;
    • санкции и ответственность.
Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

К стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:

    1. стадия формулирования общего правила поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения (названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права);
    2. стадия определения специальных условий перехода от общих правил к более детальным (элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт ). Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта;
    3. стадия установления конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение);
    4. стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании;
    5. правоприменительная деятельность (возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения; факультативная стадия, отражается в охранительных правоприменительных актах).

Каждая отрасль права отличается своим методом регулирования. Метод правового регулирования - это способы, средства, приемы регулирования общественных отношений, используемые в данной отрасли права. В процессуальных отраслях используются импера- тивный или диспозитивный методы регулирования. Императивный метод (impero - предписывать, приказывать) характерен для отраслей публичного права, в число которых входит и уголовно-процессуальное право. Этот метод отличается строгостью и обязательностью право- вых предписаний. Уголовно-процессуальная деятельность может осуществляться только в тех формах, которые прямо предписаны нормами уголовно-процессуального права. В силу императивного метода регулирования в уголовном процессе могут участвовать только те субъекты, которые прямо указаны в законе, и только в пределах предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязан- ностей. Должностные лица и государственные органы, осуществляю- щие процесс, выполняют публичную функцию. Поэтому их правовое положение регулируется методом определения их правомочий, т. е. совокупности прав-обязанностей. Предоставляя им право совершить какое-либо действие, законодатель одновременно возлагает на них и обязанность совершать его всякий раз, когда они устанавливают соответствующие основания и условия. Выполняя свои обязанности, они одновременно вправе совершать любое необходимое для этого действие. Например, следователь, установив достаточные данные, свидетельствующие о признаках преступления, возбуждает уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК). Это одновременно и его право, и его обязан- ность.

Императивность регулирования в уголовно-процессуальном праве обеспечивается и тем, что на субъектов процесса, наделенных властью, возлагается обязанность и им дается право обеспечивать неуклонное соблюдение процессуальных норм и всеми иными субъектами процес- са. Этим обусловлен такой элемент метода уголовно-процессуального права, как сочетание убеждения и принуждения . По общему правилу обязательные правовые предписания ориентируются на добровольное исполнение их всеми субъектами этих отношений. Однако всякий раз, когда норма не выполняется добровольно, императивность правового регулирования предполагает правовой механизм принуждения к ее не-


уклонному исполнению. Принудительное исполнение императивных предписаний обеспечивается мерами процессуального принуждения. Кроме того, каждая процессуальная норма обеспечена особыми ви- дами санкций, применяемых в случае ее нарушения.

В уголовном судопроизводстве активно участвуют и субъекты, не имеющие властных полномочий, но при этом наделенные значи- тельным объемом процессуальных прав для защиты своих законных интересов. Они активно участвуют в уголовно-процессуальных отношениях, и им предоставляется ряд прав, которыми они могут пользоваться по своему усмотрению. В этом случае речь идет о дис-



позитивном методе регулирования: в указанных в законе случаях

властные действия и решения должностных лиц зависят от согласия или действий, решений заинтересованных субъектов процесса. На- пример, дело частного обвинения может быть возбуждено по общему правилу не иначе как по заявлению потерпевшего (ч. 2 ст. 20 УПК). Если такого заявления нет или потерпевший отказывается от подачи такого заявления, уголовное дело частного обвинения не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК), за исключением случаев, прямо указанных в законе (ч. 4 ст. 20 УПК). Диспозитивный метод регулирования применяется законода- телем и при регулировании вопросов об использовании участниками процесса своих процессуальных прав. Например, по усмотрению сторон они могут участвовать в рассмотрении их жалоб в кассаци- онной инстанции. Их неявка в судебное заседание, если они были должным образом извещены, не препятствует рассмотрению жалобы (ч. 2 ст. 401.12 УПК). Гражданский иск в уголовном деле может иметь место только в том случае, когда гражданский истец его заявит, но он может отказаться от иска, и это повлечет прекращение производства по гражданскому иску (п. 11 ч. 4 и ч. 5 ст. 44 УПК).

Системность уголовно-процессуального регулирования обусло- вила включение в метод регулирования еще и такого элемента, как система процессуальных гарантий.



Процессуальные гарантии - это предусмотренные уголовно-

процессуальным правом средства, обеспечивающие достижение процессуальных целей. В литературе выделяются различные виды уголовно-процессуальных гарантий: гарантии, обеспечивающие выполнение назначения уголовного судопроизводства; гарантии правосудия и правосудности приговора; гарантии процессуальных прав участников процесса и др.

Например, гарантией защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК),


является вся процедура возбуждения уголовного дела. Если она не выполняется и права остаются незащищенными, потерпевшим предо- ставлено право обжаловать действия (бездействие), решение следова- теля, дознавателя в суд в порядке ст. 125 УПК. Гарантией правосудия и правосудности приговора являются все формы проверки приговора и право заинтересованных участников процесса обжаловать приговор, используя соответствующую форму проверки приговора.

Гарантии процессуальных прав участников требуют особого внимания в силу современного назначения уголовного судопроиз- водства. Поэтому процессуальное право построено таким образом, что каждому праву субъекта процесса соответствует целая система гарантий. Например, право обвиняемого знать, в чем он обвиняется, гарантируется обязанностью следователя своевременно вынести по- становление о привлечении лица в качестве обвиняемого, указать в этом постановлении все фактические обстоятельства, которые вменяются ему в вину, и квалификацию данного деяния. Не позднее трех суток следователь обязан предъявить это постановление, разъ- яснить существо предъявленного обвинения, вручить обвиняемому его копию (ст. 172 УПК). Система гарантий построена таким образом, что они дополняют друг друга; одна норма служит гарантией другой нормы, а сама гарантируется следующей нормой. Изучая содержание уголовно-процессуальной нормы необходимо понимать и оценивать и гарантийное значение каждой из них.

.
Уголовно-процессуальное регулирование: понятие, содержание, значение.

Метод уголовно-процессуального регулирования представляет собой совокупность приемов (элементов), которые используются при опосредовании общественных отношений в сфере производства по уго­ловному делу нормами уголовно-процессуального права и которые опти­мально обеспечивают достижение цели и решение задач уголовного су­допроизводства.

Таким образом, группе основных (системообразующих) отно­шений, выступающих ядром предмета регулирования уголовно-процессуального права , присуще императивное регулирование, по­строенное на субординации целей и интересов участников обще­ственного отношения. Эти отношения подчинены публичному интересу, обеспеченному государством в лице своих компетентных органов, которое, в свою очередь, обеспечивает создание гарантий для соблюдения прав и законных интересов граждан. Публичный ин­терес выступает основой структурирования вышеуказанных отноше­ний.

С другой стороны, публичный интерес - это совокупность ин­тересов частных, а частный - элемент публичного, а потому совер­шенно логично и естественно, что в уголовно-процессуальное право вкрапливаются частно-правовые интересы, характерные для диспо-зитивного регулирования общественных отношений.

Таким образом, диспозитивное регулирование характерно для второй и третьей групп общественных отношений, входящих в предмет регу­лирования уголовно-процессуального права. Оно, например, может проявляться, когда участник уголовного судопроизводства восполь­зуется, если посчитает нужным, правом обжалования действий (без­действия) следователя или дознавателя в суд (ст. 123, 125 УПК РФ), чтобы обязать следователя провести очную ставку между потерпевшим и свидетелем, либо предъявит исковое требование о возмеще­нии имущественного вреда к непосредственному причинителю вре­да - обвиняемому.

Оба указанных приема правового регулирования, образуя уголовно-процессуальный метод, являются первичными и в юриди­ческой литературе именуются также магистральными.


  1. Российская уголовно-процессуальная наука, ее состояние, развитие, влияние на производство по уголовным делам.
Наука уголовного судопроизводства является частью юридической науки в Российской Федерации. Если по мнению И. А. Тузова юридическая наука является персонифицированной формой креативного познания государства, права и политико-юридической практики их функционирования, то наука уголовного судопроизводства (уголовного процесса) представляет собой творческое познание в сфере общественных отношений (правоотношений), регламентированных нормами уголовно-процессуального права, которые связаны с уголовно-процессуальной деятельностью по возбуждению уголовного дела, производству предварительного расследования, судебного разбирательства по уголовному делу, пересмотру судебных решений, исполнению приговора и т.д., осуществляемой соответствующими участниками уголовного судопроизводства. Кроме того, как и любая наука, наука уголовного судопроизводства включает в себя знания об уголовном судопроизводстве, которые должны быть подтверждены практикой.

Высшим этапом развития науки уголовного судопроизводства является ее теория. Теоретический этап уголовного судопроизводства начинается тогда, когда наука уголовного судопроизводства формирует законы соответствующих явлений действительности , связанных с общественными отношениями при производстве по уголовному делу. Как для любой юридической науки, так и для науки уголовного судопроизводства характерна определенная концепция, которая представляет собой предварительное знание о каких-либо фактах, связанных с уголовным судопроизводством. Близким к понятию концепции является понятие "гипотеза" или "точка зрения". Точек зрения по поводу одних и тех же фактов может быть много. Это поднимает вопрос о мере их истинности.

У каждого объекта, подлежащего исследованию в уголовном судопроизводстве, множество признаков. В этой связи существует множество людей, исследующих любой объект, а значит и точек зрения (концепций) может быть много. Задача заключается в том, чтобы из всех признаков объекта выделить наиболее важные. Этим и определяется мера истинности различных концепций. Одни из них окажутся ближе к истине, другие -дальше.

Науку уголовного судопроизводства можно определить как средство или форму познания общественных отношений, регламентирующих процедуру (процесс) производства по уголовному делу, основанную на уголовно-процессуальных нормах. Таким образом, в основе науки уголовного судопроизводства лежат познания, которые направлены на получение знаний об уголовно-процессуальных нормах и общественных отношениях, которые регламентируются этими нормами. Действительно, до недавнего времени исследования по уголовному судопроизводству ограничивались изучением общественных отношений в области производства по уголовному делу и нормативного регулирования уголовно-процессуальной деятельности, что не могло не объединять как соответствующие научные работы, так и в целом научную специальность - уголовный процесс.

В теории уголовного судопроизводства весьма важным остается принцип историзма. Наука уголовного судопроизводства, как и любая другая, может успешно развиваться лишь при условии глубокого усвоения ею своего теоретического наследия, критического осмысления и творческого применения накопленного опыта. Кроме того, общественные отношения, связанные с уголовным судопроизводством, являясь разновидностью социальных отношений, рассматриваются и с точки зрения становления и развития этих общественных отношений. В этой связи наука уголовного судопроизводства познает общественные отношения, которые связаны с исторической ее составляющей.

Таким образом, наука уголовного судопроизводства в настоящее время может рассматриваться как система знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам.

Сам по себе предмет познания науки уголовного судопроизводства определяет объект , цели (задачи) и методы познания. Так, в частности, объектом познания науки уголовного судопроизводства будут являться:

o общественные отношения, которые связаны с уголовным судопроизводством;

o нормы уголовно-процессуального права, которые регламентируют данные общественные отношения;

o социальные отношения, на которых основаны уголовно-процессуальные нормы;

o становление и развитие уголовного судопроизводства в России;

o уголовное судопроизводство зарубежных стран и их соотношение с российским уголовным судопроизводством и т.д.

Как и любая другая наука, наука уголовного судопроизводства характеризуется методами познания или методологией. Обычно выделяют всеобщий диалектико-материалистический метод, общий, специальный и частный методы". При этом диалектико-материалистический (или просто диалектический) метод трактуется как универсальный метод, который "распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания". Кроме того, наука уголовного судопроизводства выделяет формально-юридический метод, исторический, социологический, сравнительно-правовой.

В XXI в. уголовно-процессуальная наука вступила со всеми необходимыми развитыми атрибутами содержания и формы, а новое поколение исследователей, выражаясь словами И. Ньютона, опирается на могучие плечи предшествующих поколений гигантов.


  1. Охрана прав и свобод человека и гражданина – принцип российского уголовного процесса.
Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве основан на положении ст. 2 Конституции РФ , которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Права человека, являясь непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавая при этом условия для их реализации и механизмы их защиты. В этом заключается основное содержание принципа охраны прав и свобод личности, действующего не только в уголовном судопроизводстве, но и в других сферах общественной деятельности.

Создание условий для реализации прав и свобод человека и эффективного механизма их защиты приобретает особое значение в уголовном судопроизводстве, где права личности затрагиваются наиболее ощутимо. Так, при производстве по уголовному делу в случаях и пределах , установленных законом, допускается ограничение права на личную неприкосновенность (например, при задержании, заключении под стражу), неприкосновенность жилища (при производстве обыска в жилище), свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства (при домашнем аресте, подписке о невыезде, приводе), права частной собственности (при наложении ареста на имущество) и некоторых других прав и свобод.

Нарушение прав и свобод личности может повлечь тяжелые, иногда невосполнимые последствия.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина тесно связан с другими принципами уголовного судопроизводства. Можно говорить о том, что такие принципы, как уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК), неприкосновенность личности (ст. 10 УПК), неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК), тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК), являются частными проявлениями рассматриваемого принципа. Без соблюдения и защиты конкретных прав и свобод человека и гражданина невозможна реализация принципов презумпции невиновности (ст. 14), обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК), правил о языке судопроизводства (ст. 18 УПК).

Объектом охраны являются права и свободы личности, закрепленные Конституцией РФ и конкретизированные уголовно-процессуальным законом главным образом с учетом процессуального положения лица и выполняемой им функции.

Так, право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано каждому ч. 1 ст. 48 Конституции РФ. Одним из его проявлений является закрепленное в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ право пользоваться помощью адвоката (защитника).

УПК устанавливает особенности реализации этого права различными участниками уголовного судопроизводства. Например, участие в деле адвоката, приглашенного свидетелем, ограничивается правом присутствовать только при допросе свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56, ч. 5 ст. 189 УПК), в то время как защитник подозреваемого и обвиняемого вправе участвовать в любых следственных действиях, проводимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по их ходатайству или ходатайству самого защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК).

В то же время всем лицам независимо от их процессуального положения в равной степени обеспечиваются такие элементы права на получение квалифицированной юридической помощи, как возможность получения консультаций по правовым вопросам (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК, п. 1 ч. 2 ст. 2, ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), конфиденциальность сведений, доверенных адвокату в связи с выполнением последним своих профессиональных функций (адвокатская тайна) , и др.


  1. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного процесса.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение данного права допускается только по судебному решению в рамках производства по уголовному делу (ч.1 ст. 13 УПК РФ). Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи четко регламентированы в уголовно-процессуальном законе (ст.ст. 13, 29, 185, 186 УПК РФ).

В соответствии с данным принципом для проведения таких следственных действий как обыск, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и их выемка в учреждениях связи, а также контроль и запись телефонных переговоров должностное лицо, осуществляющее уголовное судопроизводство, должно получить соответствующее разрешение судьи.

Следует отметить, что действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает некоторые исключения из данного правила, в частности, когда производство указанных следственных действий не терпит отлагательства, они могут быть проведены на основании постановления следователя без получения судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК РФ). Но в этом случае следователь обязан в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомить судью и прокурора.


  1. Уважение чести и достоинства личности как принцип уголовного процесса.
Охрана чести и достоинства личности является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Уважение чести и достоинства обязательно для всех органов и должностных лиц , участвующих в уголовном судопроизводстве. В основе этого общеправового положения лежит конституционный принцип: “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления” (ч. 1 ст. 21). Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами, самоценности его личности. Честь человека определяется существующим общественным мнением о его социальной значимости.

Достоинство любого человека подлежит защите государством независимо от его действительной социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Поэтому УПК РФ запрещает в ходе уголовного судопроизводства осуществлять действия и принимать решения, унижающие честь участника уголовного судопроизводства, а также признает недопустимым обращение с ним, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК РФ).

Однако в уголовном процессе в интересах осуществления правосудия приходится ограничивать права и свободы не только подозреваемого и обвиняемого, но и иных участников судопроизводства, выяснять обстоятельства личной и семейной жизни граждан. Поэтому охрана государством чести и достоинства личности требует четкого определения законом оснований и форм допустимого ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Законные требования правоохранительных органов, а также их должностных лиц не могут рассматриваться как посягательство на достоинство и честь личности.

Реализация охранительной функции принципа уважения чести и достоинства личности предполагает создание правового механизма обеспечения гарантий от необоснованного ограничения в обладании личности названными ценностями.

Достоинство гражданина может пострадать при проведении допросов, освидетельствований, экспертиз, личных обысков. Моральный ущерб личности могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования тела или получения биологических объектов для экспертного исследования. В ряде норм законодатель запрещает дознавателю, следователю, прокурору проводить законные процессуальные действия методом, способным причинить ущерб достоинству личности. Общие правила производства следственных действий запрещают при производстве следственных действий применять насилие и иные незаконные меры, а равно создающие опасность для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ст. 164 УПК). При проведении обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены обстоятельства интимной жизни лица, его личные и семейные тайны. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым. Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если оно сопровождается обнажением этого лица.

Конституция РФ содержит запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, осуждаемому как нарушение прав человека и его свобод, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека. УПК РФ распространяет действие этого запрета на всех участников уголовного судопроизводства. Под пыткой при этом понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная боль либо физическое или психическое страдание, осуществляемое официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от него или третьего лица информации или признания (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания // Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1998. С. 226).

Уголовный закон предусматривает уголовную ответственность за принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний или иным действиям , противоречащим воле человека, путем причинения физических или нравственных страданий, соединенных с применением насилия, издевательств или пытки (ч. 2 ст. 302, примечание к ст. 117 УК РФ).


  1. Обвиняемый как участник уголовного процесса. Его права и обязанности.
1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт;

3) составлено обвинительное постановление.

2. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным.

3. Обвиняемый вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите.

4. Обвиняемый вправе:

1) знать, в чем он обвиняется;

2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;

3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний. При согласии обвиняемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 настоящего Кодекса;

4) представлять доказательства;

5) заявлять ходатайства и отводы;

6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет;

8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;

10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

13) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

15) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным частью второй статьи 27 настоящего Кодекса;

16) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3 и 10 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений ;

19) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

20) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

21) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Кодексом.

5. Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

6. При первом допросе обвиняемого следователь, дознаватель разъясняет ему права, предусмотренные настоящей статьей. При последующих допросах обвиняемому повторно разъясняются его права, предусмотренные пунктами 3, 4, 7 и 8 части четвертой настоящей статьи, если допрос проводится без участия защитника.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант