Юридический портал. Льготный консультант

1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";

2) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

2.1) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

2.2) в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со статьей 32.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации;

3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 224-ФЗ;

9) иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы;

10) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;

11) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

12) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

13) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше ста восьмидесяти суток, но не более двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня выезда из Российской Федерации;

14) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации.

Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 2.1, 2.2, 3 и 7 части первой настоящей статьи, пограничные органы федеральной службы безопасности и федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию по одному из оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, въезд на территорию Российской Федерации разрешается при наличии письменного подтверждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о применении в отношении указанных иностранного гражданина или лица без гражданства процедуры реадмиссии с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.


Судебная практика по статье 27 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ

    Постановление № 4А-506/2019 от 27 сентября 2019 г. по делу № 4А-506/2019

    Архангельский областной суд (Архангельская область) - Административное

    ...4а-506 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27 сентября 2019 года город Архангельск Заместитель председателя Архангельского областного суда Старопопов А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Архангельского линейного отдела МВД России на транспорте Садчикова А.И. ...

    Решение № 7-258/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 7-258/2019

    Иркутский областной суд (Иркутская область) - Административные правонарушения

    Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом. В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без...

    Решение № 7А-508/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 7А-508/2019

    Въезда в Российскую Федерацию» и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу...

    Решение № 7А-507/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 7А-507/2019

    Вологодский областной суд (Вологодская область) - Административные правонарушения

    Въезда в Российскую Федерацию» и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу...

    Решение № 7А-511/2019 от 24 сентября 2019 г. по делу № 7А-511/2019

    Вологодский областной суд (Вологодская область) - Административные правонарушения

    Российскую Федерацию» и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 12 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу...

    1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

    4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.

    Комментарии к ст. 27.5 КОАП РФ


    1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

    В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, - 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

    2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со ст. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов. При отсутствии в указанных в ст. 27.3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса, не допускается.

    3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

    В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов. По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении").

    4. В условиях военного положения в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

    5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.) определена система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Статья 21 упомянутого Федерального закона определяет, что в органах внутренних дел имеются подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В указанные центры в соответствии со ст. 22 данного Закона могут быть помещены по постановлению судьи несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено административное правонарушение. При этом в течение 24 часов ставится в известность прокурор, а в течение 2 суток со дня помещения такого лица в изолятор материалы направляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или освобождении несовершеннолетнего. Несовершеннолетние могут находиться в изоляторе временного содержания в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

    6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст. ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с изм. и доп.).

    Доставление - это мера, прописанная в кодексе об административных правонарушениях. Существуют отдельно предусмотренные законом случаи, когда оно осуществляется в обязательном порядке. По сути, это принудительное препровождение физического лица с целью фиксации совершенного административного правонарушения. В отдельных случаях препроводить могут не только конкретного человека, но и судно, любое орудие совершения правонарушения.

    Условия доставления

    Доставление - это мера, которая применяется только при наличии некоторых условий. Так, она может применяться, если оформить по всем правилам административный протокол по каким-либо причинам не представляется возможным.

    Второе условие, которое должно быть соблюдено, чтобы принудительное препровождение физического лица признали законным, - это обязательность составления протокола за данное правонарушение.

    Кто может осуществить доставление?

    Доставление - это процедура, которую могут осуществить только определенные должностные лица. Во-первых, это сотрудники полиции. Доставление в полицию производится при выявлении злостных административных нарушений, дела по которым должны рассматриваться специалистами, чаще всего мировыми судьями.

    Во-вторых, доставление - это прерогатива военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти разных уровней, к примеру, войск национальной гвардии. К ним же приравниваются представители вневедомственной охраны, военизированных и сторожевых подразделений.

    Если сотрудники данных ведомств устанавливают нарушения например, связанные с причинением ущерба объекту, который охраняют, либо проникновением на охраняемую территорию, в этом случае нарушитель доставляется в отделение полиции для составления протокола об административном правонарушении.

    Нарушения на транспорте

    Отдельно прописаны категории лиц, которые могут осуществлять доставление нарушителей за провинности на транспорте. Во-первых, это должностные лица, на которых возложен строгий надзор за соблюдением правил поведения и пользования определенным видом транспорта.

    Во-вторых, это должностные лица, представляющие военную автомобильную инспекцию. Они обязаны фиксировать нарушения правил на дороге армейскими транспортными средствами, автомобилями и техникой национальной гвардии, других воинских подразделений и формирований.

    Также, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, доставить гражданина в отдел полиции или иное другое служебное помещение разрешено должностным лицам, находящимся при исполнении, а также осуществляющим в государственных заповедниках, национальных парках, осуществляющих надзор за воспроизводством, законным и рациональным использованием объектов живого мира.

    К этим службам и структурам относятся лесная охрана, контроль за сферой рыболовства и обеспечения сохранности водных биологических ресурсов. При установлении правонарушений в этих сферах они также могут доставлять граждан в отдел полиции или другие служебные помещения для производства дальнейших процессуальных процедур.

    Охрана границы

    Полномочия по доставлению правонарушителей и есть и у пограничников, а также у всех других лиц, в чьи прямые служебные или должностные обязанности входит охрана государственной границы.

    Они обязаны оперативно выявлять и пресекать любые административные и иные правонарушения, связанные с защитой и охраной государственной границы.

    Также данная мера относится к нарушителям, которые были замечены при охране внутренних вод, в территориальных морях, а также на шельфе континента, либо в особой экономической зоне, контролируемой Россией. Помимо отделения полиции, таких нарушителей могут доставить в помещения воинской части, находящиеся в ближайшем порту.

    Также доставлению подлежат не только сами нарушители, но и суда, корабли и иные орудия и предметы, которые могли использоваться для совершения административного правонарушения. Как правило, это сети и тому подобные орудия лова, использование которых запрещено или ограничено на данных территориях. Такие суда и орудия сопровождают в порт. Если это иностранное судно, то порт должен быть открыт для захода зарубежных кораблей.

    Нарушения на таможне

    Доставление лица, совершившего правонарушение, предусмотрено и сотрудниками таможенных органов. При выявлении нарушения таможенных правил такого субъекта препровождают в служебное помещение, относящееся к ведомству российской таможни. Такое положение прописано в кодексе об административных правонарушениях.

    Похожая процедура предусмотрена и для таможенных структур, которые выявляют нарушения во внутренних водах или территориальных морях. Также препровождаются суда и другие орудия совершения правонарушения.

    Неповиновение

    В КоАП доставление предусмотрено также в случаях, попадающих под статьи 19.3 и 19.12 соответствующего кодекса. В данном случае это неподчинение законному и обоснованному требованию полицейского или любого другого представителя правоохранительных органов, силовых структур. Во втором случае - передача либо даже попытка передачи неразрешенных предметов гражданам, находящимся в следственном изоляторе или под заключением.

    В обоих случаях нарушитель доставляется в отдел полиции или учреждение уголовно-исполнительной системы.

    В КоАП доставление в принудительном порядке осуществляется и сотрудниками правоохранительных органов, которые проводят специальные контртеррористические операции.

    Доставление судебными приставами

    Судебные приставы также могут применить эту меру административного воздействия в случаях нарушения сроков доставки адресату неисполнения распоряжений судьи или представителей службы судебных приставов, препятствования законной деятельности должностного лица, осуществляющего исполнение судебного решения или обеспечивающего деятельность суда в установленном порядке.

    Также доставить в полицию или служебное помещение суда могут человека, уличенного в заведомо ложных показаниях, нарушающего исполнительное производство или не исполняющего требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе.

    Отдельным пунктом прописано разрешение доставлять гражданина в полицию, если он не исполняет законные требования любого представителя правоохранительных органов в сфере миграционного законодательства или нарушает требования пропускного режима на охраняемый объект.

    Фиксация доставления

    Сам факт доставления в обязательном порядке фиксируется сотрудниками правоохранительных органов или силовых структур, которые осуществляют данную процедуру.

    Об этом производтся запись в протоколе. Его копия вручается нарушителю.

    Также в обязательном порядке доставление необходимо осуществить в максимально короткий срок. Если какое-либо из этих требований было нарушено, гражданин может заявить о нарушении его прав.

    Отличие доставления от задержания

    Доставление и задержание - две процедуры, которые могут показаться весьма схожими между собой. Но при этом между ними существует принципиальная разница, во-первых, с юридической точки зрения.

    Если доставление осуществляется исключительно для того, чтобы оформить протокол о правонарушении в каком-то ведомственном учреждении, то задержание, даже административное, - это кратковременное принудительное ограничение свободы. Его применяют в исключительных случаях, когда это необходимо для своевременного и оперативного рассмотрения административного дела, исполнения производства по нему.

    Гражданин, допустивший административный проступок, может быть задержан на срок не более трех часов. начинается с момента доставления правонарушителя, а для нетрезвых правонарушителей - с момента протрезвления.

    По факту административного задержания также должен быть составлен подробный протокол. В нем необходимо указать дату и место его составления, имя и должность лица, оформившего задержание, сведения о гражданине, который задерживается, а также причины задержания.

    Гражданин, в отношении которого было принято административное задержание, должен быть осведомлен о своих правах и обязанностях, а также обязан подписать протокол. Если он отказывается это делать, об этом оставляется соответствующая запись в протоколе.

    Стоит всегда помнить, что задержанный (даже на совсем небольшой срок) имеет право требовать сообщить его родным и близким о своем местонахождении или проинформировать своего работодателя, учебное заведение, а также вызвать адвоката.

    Если задержан несовершеннолетний, то своевременно должны быть уведомлены об этом его родители или законные представители.

    Личный досмотр

    Стоит отметить, что даже административное задержание, как правило, сопровождается личным досмотром. Поэтому важно знать, как он должен проводиться, какие права при этом есть у задержанного.

    Досмотр должен проводиться лицом одного пола с задержанным, а также в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр без понятых может быть осуществлен только в исключительных случаях, когда сотрудники правоохранительных органов имеют основания предполагать, что у задержанного при себе могут находиться оружие или вещи, которые могут нанести вред жизни и здоровью окружающих.

    Сотрудник полиции прямо на месте задержания может провести досмотр гражданина, если имеется ориентировка с указанием примет лица, совершившего какое-либо преступление. При отсутствии у гражданина документов, подтверждающих его личность, правомерно будет расценено и его задержание.

    Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

    1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

    Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

    Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

    Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

    Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

    Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

    Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

    В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

    Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

    Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

    Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

    Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

    Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

    Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

    Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

    Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

    Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

    В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

    2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

    О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона , и об утверждении правил трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 (с изменениями на 26 мая 2009 года)

    Название документа:
    Номер документа: 781
    Вид документа:
    Принявший орган: Правительство РФ
    Статус: Действующий
    Опубликован:
    Дата принятия: 29 октября 2002
    Дата начала действия: 14 ноября 2002
    Дата редакции: 26 мая 2009

    О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении...

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О списках работ, профессий, должностей, специальностей
    и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия
    по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , и об утверждении
    правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
    назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
    Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Российская газета, N 99, 03.06.2009).
    ____________________________________________________________________

    ________________

    постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ..

    В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449

    постановляет:

    1. Установить, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16 , и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 :

    а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст.3958);

    б) лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными , утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст.509; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст.4240);

    в) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов , утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст.3625) (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    2. Утвердить прилагаемые:

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ;

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ;

    список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ;

    Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М.Касьянов

    СПИСОК
    должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
    работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
    по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
    учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27
    Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" *

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ..

    1. Директор (начальник,
    заведующий);
    заместитель директора
    (начальника, заведующего),
    деятельность которого
    связана с образовательным
    (воспитательным) процессом;
    заведующий учебной частью;
    помощник директора по режиму;
    старший дежурный по режиму;
    дежурный по режиму;
    преподаватель;
    старший преподаватель;
    воспитатель;
    старший воспитатель;
    воспитатель-методист;
    организатор внеклассной и
    внешкольной воспитательной
    работы с детьми;
    мастер производственного обучения;
    учитель;
    учитель-логопед;
    логопед;
    инструктор слухового кабинета;
    учитель-дефектолог;
    руководитель физического
    воспитания;
    музыкальный руководитель;
    преподаватель-организатор основ
    безопасности жизнедеятельности
    (допризывной подготовки);
    руководитель допризывной
    подготовки молодежи;
    военный руководитель;
    социальный педагог;
    педагог-психолог;
    инструктор по труду;
    педагог-воспитатель;
    медсестра ясельной группы;
    педагог;
    родитель-воспитатель

    1.1. Общеобразовательные
    учреждения:
    школы всех наименований;
    лицей;
    гимназия;
    центр образования;
    кадетская школа;
    суворовское военное училище;
    нахимовское военно-морское
    училище;
    кадетский корпус;
    морской кадетский корпус
    1.2. Общеобразовательные
    школы-интернаты:
    школы-интернаты всех
    наименований;
    лицей-интернат;
    гимназия-интернат;
    школа-интернат с
    первоначальной летной
    подготовкой;
    кадетская школа-интернат;
    интернаты при
    общеобразовательных школах
    1.3. Образовательные
    учреждения для детей-сирот
    и детей, оставшихся без
    попечения родителей:
    школа-интернат, в том числе
    специальная (коррекционная)
    для детей с отклонениями
    в развитии;
    детский дом, в том числе
    санаторный, специальный
    (коррекционный) для
    детей с отклонениями в
    развитии;
    детский дом-школа;
    детский дом семейного типа
    1.4. Оздоровительные
    образовательные учреждения
    санаторного типа для детей,
    нуждающихся в длительном
    лечении:
    санаторная школа-интернат;
    санаторно-лесная школа
    1.5. Специальные
    (коррекционные)
    образовательные учреждения
    для обучающихся
    (воспитанников)
    с отклонениями в развитии*:
    детский сад;
    начальная школа (школа) -
    детский сад;
    школа;
    школа-интернат;
    училище

    ________________
    *В названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: "I вида", "II вида", "III вида", "IV вида", "V вида", "VI вида", "VII вида", "VIII вида".

    1.6. Специальные
    учебно-воспитательные
    учреждения открытого и
    закрытого типа:
    школа, в том числе
    коррекционная закрытого
    типа;
    училище, в том числе
    коррекционное закрытого
    типа
    1.7. Образовательные
    учреждения для детей
    дошкольного и младшего
    школьного возраста:
    начальная школа (школа) -
    детский сад, в том числе
    компенсирующего вида;
    прогимназия
    1.8. Дошкольные
    образовательные учреждения:
    детские сады всех
    наименований;
    центр развития ребенка -
    детский сад;
    ясли-сад (сад-ясли);
    детские ясли
    1.9. Учреждения начального
    профессионального
    образования:
    училища всех видов и
    наименований, в том числе
    училище-интернат;
    лицей
    1.10. Образовательные
    учреждения среднего
    профессионального образования
    (средние специальные учебные
    заведения):
    техникумы всех наименований,
    в том числе техникум-интернат
    и техникум-предприятие;
    училища всех наименований, в
    том числе училище-интернат;
    колледжи всех наименований, в
    том числе колледж-интернат;
    технический лицей;
    музыкальная школа, в том числе
    музыкальная школа-лицей;
    художественная школа, в том
    числе художественная
    школа-лицей;
    школа-студия
    1.11. Образовательные
    учреждения для детей,
    нуждающихся в
    психолого-педагогической
    и медико-социальной помощи:
    центр диагностики и
    консультирования;
    центр
    психолого-медико-социального
    сопровождения;
    центр психолого-педагогической
    реабилитации и коррекции;
    центр социально-трудовой
    адаптации и профориентации;
    центр лечебной педагогики и
    дифференцированного обучения
    1.12. Другие образовательные
    учреждения для детей:
    межшкольный
    учебно-производственный
    комбинат трудового обучения и
    профессиональной ориентации
    учащихся (межшкольный учебный
    комбинат)
    1.13. Учреждения социального
    обслуживания:
    реабилитационный центр для
    детей и подростков с
    ограниченными возможностями;
    социально-реабилитационный
    центр для несовершеннолетних;
    социальный приют для детей и
    подростков;
    центр помощи детям, оставшимся
    без попечения родителей;
    детский дом-интернат для
    умственно отсталых детей;
    детский дом-интернат для детей
    с физическими недостатками
    1.14. Учреждения
    здравоохранения:
    дом ребенка, в том числе
    специализированный;
    детские санатории всех
    наименований:
    для лечения туберкулеза всех
    форм;
    для больных с последствиями
    полиомиелита;
    для гематологических больных;
    для лечения больных с
    нарушениями
    опорно-двигательного
    аппарата;
    для больных ревматизмом;
    психоневрологические

    2. Директор (начальник, заведующий);
    заместитель директора (начальника,
    заведующего), деятельность которого
    связана с образовательным
    (воспитательным) процессом;
    преподаватель;
    тренер-преподаватель;
    старший тренер-преподаватель;
    тренер-преподаватель по адаптивной
    физической культуре;
    старший тренер-преподаватель по
    адаптивной физической культуре;
    педагог дополнительного образования

    2. Учреждения дополнительного
    образования детей (внешкольные
    учреждения):
    центр дополнительного
    образования для детей,
    развития творчества детей
    и юношества, творческого
    развития и гуманитарного
    образования,
    детско-юношеский, детского
    творчества, детский
    (подростковый), внешкольной
    работы, детский экологический
    (оздоровительно-экологический,
    эколого-биологический),
    детского (юношеского)
    технического творчества
    (научно-технического, юных
    техников), детский морской,
    детский (юношеский),
    эстетического воспитания
    детей (культуры, искусств
    или по видам искусств),
    детский оздоровительно-

    образовательный (профильный);

    Дворец детского (юношеского)
    творчества, творчества детей и
    молодежи, учащейся молодежи,
    пионеров и школьников, юных
    натуралистов, спорта для детей
    и юношества, художественного
    творчества (воспитания) детей,
    детской культуры (искусств);
    Дом детского творчества,
    детства и юношества, учащейся
    молодежи, пионеров и
    школьников, юных натуралистов,
    детского (юношеского)
    технического творчества (юных
    техников), детского и
    юношеского туризма и экскурсий
    (юных туристов),
    художественного творчества
    (воспитания) детей, детской
    культуры (искусств);
    станция юных натуралистов,
    детского (юношеского)
    технического творчества
    (научно-технического, юных
    техников), детская
    экологическая (эколого-
    биологическая), детского и
    юношеского туризма и
    экскурсий (юных туристов);
    детская школа искусств, в том
    числе по виду (видам)
    искусств;
    детско-юношеские спортивные
    школы всех наименований;
    специализированная
    детско-юношеская
    спортивная школа олимпийского
    резерва;
    детско-юношеские спортивно-
    адаптивные школы всех
    наименований


    ПРАВИЛА
    исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
    трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
    деятельность в учреждениях для детей, в соответствии
    с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" *

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ..

    1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее именуется - стаж работы), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    2. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются , утвержденные (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2872).

    3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

    5. Периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

    6. Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

    7. Работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.

    8. В стаж работы засчитывается:

    а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

    б) выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

    в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 года.

    9. Работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 года.

    10. Работа в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в списке, в детских домах семейного типа засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

    11. Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.

    12. Работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

    на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

    у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

    13. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 :

    общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы);

    гимназия;

    межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат);

    школа-интернат;

    детский сад;

    ясли-сад (сад-ясли);

    детские ясли;

    техникум;

    колледж;

    14. Работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

    15. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

    СПИСОК
    должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в
    стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
    по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
    здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
    подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" *

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ..


    Наименование должностей

    Наименование учреждений

    1. Больницы всех наименований

    Врачи-специалисты всех
    наименований (кроме
    врачей-статистиков), в том числе
    врачи - руководители учреждений
    (их структурных подразделений),
    осуществляющие врачебную
    деятельность

    2. Психиатрическая больница
    (стационар)
    специализированного типа,
    в том числе с интенсивным
    наблюдением

    3. Республиканское объединение
    по реабилитации и
    восстановительному лечению
    детей-инвалидов

    4. Медико-санитарная часть

    5. Центральная медико-
    санитарная часть

    6. Госпитали всех наименований

    7. Дом сестринского ухода

    8. Центры, осуществляющие
    лечебную и иную деятельность
    по охране здоровья населения:
    федеральных органов
    государственной власти и
    органов государственной власти
    субъектов Российской Федерации
    (независимо от наименований);
    медицинской и социальной
    реабилитации с отделением
    постоянного проживания для
    подростков и взрослых
    инвалидов с тяжелыми формами
    детского церебрального
    паралича, самостоятельно не
    передвигающихся и себя не
    обслуживающих;

    (вида Вооруженных Сил

    округа, флота);
    лечебно-диагностический
    (Генерального штаба, вида
    Вооруженных Сил Российской
    Федерации, военного округа,
    флота);
    восстановительной терапии для
    воинов-интернационалистов;
    гериатрический;
    диабетологический;
    наркологический
    реабилитационный;
    реабилитации Медицинского
    центра Управления делами
    Президента Российской
    Федерации;
    профессиональной патологии;
    медицинской профилактики;
    мануальной терапии;
    медицины катастроф
    (федеральный, региональный,
    территориальный);
    восстановительного лечения
    для детей;
    диагностический;
    консультативно-диагностический
    для детей;
    лечебной физкультуры и
    спортивной медицины;
    патологии речи и
    нейрореабилитации;
    реабилитационный для
    подростков и взрослых
    инвалидов с
    последствиями детского
    церебрального паралича;
    перинатальный;
    планирования семьи и
    репродукции;
    по профилактике и борьбе со
    СПИДом и инфекционными
    заболеваниями;
    государственного
    санитарно-эпидемиологического
    надзора (независимо от
    территориальной и
    ведомственной принадлежности,
    Медицинского центра Управления
    делами Президента Российской
    Федерации);
    федеральный;
    Федерального управления
    медико-биологических
    и экстремальных проблем при
    Минздраве России;
    вида Вооруженных Сил
    Российской Федерации, военного
    округа, флота;
    Клинический центр Московской
    медицинской академии имени
    И.М.Сеченова

    9. Поликлиники всех
    наименований

    10. Амбулатория

    11. Линейная амбулатория
    на железнодорожном транспорте

    12. Косметологическая
    лечебница

    13. Фельдшерско-акушерский
    пункт

    14. Хоспис

    15. Диспансеры:
    врачебно-физкультурный;
    кардиологический;
    кожно-венерологический;
    наркологический;
    онкологический;
    противотуберкулезный;
    психоневрологический;
    офтальмологический;
    эндокринологический;
    трахоматозный;
    врачебно-спортивный

    16. Станции:
    скорой медицинской помощи;
    скорой и неотложной
    медицинской помощи;
    переливания крови

    17. Дом ребенка

    18. Дом ребенка
    специализированный

    19. Женская консультация

    20. Родильный дом

    21. Санатории (курорты), в том
    числе детские:
    для лечения туберкулеза всех
    форм;
    для больных с последствиями
    полиомиелита;
    для гематологических больных;
    для лечения больных с
    нарушениями опорно-
    двигательного аппарата;
    для больных ревматизмом;
    психоневрологические

    22. Бюро:
    патолого-анатомическое
    (институт);
    судебно-медицинской
    экспертизы

    23. Лепрозорий

    24. Дезинфекционная станция

    25. Противочумный центр
    (станция)

    26. Лаборатории:
    авиационной медицины;
    патолого-анатомическая
    (военного округа,
    флота);
    судебно-медицинская (военного
    округа, флота, армии,
    флотилии);
    центральная медицинская (вида
    Вооруженных Сил Российской
    Федерации);
    центральная медико-кримина-
    листической идентификации
    (Минобороны России);
    центральная патолого-
    анатомическая (Минобороны
    России);
    центральная судебно-
    медицинская (Минобороны
    России, вида Вооруженных Сил
    Российской Федерации)

    27. Отряды:
    медицинский специального
    назначения (военного округа,
    флота);
    отдельный противочумный
    (военного округа);
    санитарно-эпидемиологический
    (вида Вооруженных Сил
    Российской Федерации, военного
    округа, флота, флотилии);
    санитарно-эпидемиологический
    специального назначения
    (военного округа);
    центральный санитарно-
    эпидемиологический
    (Воздушно-десантных войск)

    28. Лазареты:
    военный (военного округа,
    флота, флотилии);
    военно-морской (военного
    округа, флота, флотилии)

    29. Отдельный медицинский
    батальон

    30. Медицинская рота

    31. Учреждения социального
    обслуживания:
    социальный приют для детей и
    подростков;
    реабилитационный центр для
    детей и подростков с
    ограниченными возможностями;
    социально-реабилитационный
    центр для несовершеннолетних;
    дом-интернат для престарелых
    и инвалидов;
    специальный дом-интернат для
    престарелых и инвалидов;
    психоневрологический интернат;
    детский дом-интернат для
    умственно отсталых детей;
    дом-интернат для детей с
    физическими недостатками;
    дом милосердия;
    геронтологический
    (геронтопсихиатрический,
    гериатрический) центр;
    реабилитационный центр для лиц
    с умственной отсталостью;
    дом ночного пребывания,
    социальный приют, социальная
    гостиница, центр социальной
    адаптации для лиц без
    определенного места жительства
    и занятий

    ___________________
    *Должности "акушерка" и "медицинская сестра", замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно "акушер" и "медицинский брат (медбрат)".

    ПРАВИЛА
    исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
    трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
    деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
    в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" *

    ________________
    * Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ..

    1. Настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    2. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются , утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2872) (пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    4. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

    5. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

    а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 ;

    б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

    Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

    6. В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:

    в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;

    в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;

    в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;

    в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449 .

    7. Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

    Приложение к Правилам. Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой...

    Приложение
    к Правилам исчисления периодов
    работы, дающей право на досрочное
    назначение трудовой пенсии по старости
    лицам, осуществлявшим лечебную и иную
    деятельность по охране здоровья населения
    в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
    подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
    "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
    (нумерационный заголовок в редакции,
    введенной в действие с 11 июня 2009 года
    постановлением Правительства Российской Федерации
    от 26 мая 2009 года N 449 , -
    см. предыдущую редакцию)

    ПЕРЕЧЕНЬ
    структурных подразделений учреждений здравоохранения
    и должностей врачей и среднего медицинского персонала,
    работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы,
    дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
    по старости, как год и шесть месяцев

    1. Отделения хирургического профиля
    стационаров учреждений,
    предусмотренных пунктами 1-6, 8,
    12, 15, 20, 21, 27-30 списка:
    акушерское, акушерское
    физиологическое;
    акушерское обсервационное;
    акушерское патологии беременности;
    гинекологическое; гнойной
    хирургии; кардиохирургическое;
    колопроктологическое;
    микрохирургическое;
    нейрохирургическое (в том числе
    спинно-мозговой травмы);
    операционное, операционный блок
    (оперблок); ожоговое;
    онкологическое; ортопедическое;
    отоларингологическое;
    офтальмологическое; портальной
    гипертензии; реконструктивной и
    пластической хирургии;
    рентгенохирургических методов
    диагностики и лечения; родовое
    (родильное); сосудистой хирургии;
    травматологическое
    (в том числе травмы кисти);
    травматолого-ортопедическое;
    туберкулезное для больных
    костно-суставным туберкулезом;
    туберкулезное для больных
    урогенитальным туберкулезом;
    туберкулезное легочно-
    хирургическое; урологическое
    (в том числе по пересадке
    почки); хирургическое
    (в том числе по пересадке
    органов); хирургического
    лечения сложных нарушений
    ритма сердца и
    электрокардиостимуляции;
    хирургическое торакальное;
    челюстно-лицевой хирургии
    (стоматологическое);
    эндоскопическое; кабинет
    рентгенохирургических методов
    диагностики и лечения

    1. Оперирующие
    врачи-специалисты всех
    наименований, в том числе
    оперирующие врачи-
    заведующие;
    операционные медицинские
    сестры, включая старших;
    акушерки, включая старших;
    медицинские сестры
    перевязочных в отделениях
    гнойной хирургии, ожоговом,
    ортопедическом,
    травматологическом,
    травматолого-ортопедическом,
    туберкулезном для больных
    костно-суставным
    туберкулезом

    постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449

    2. Отделения (группы, палаты,
    выездные бригады скорой
    медицинской помощи)
    анестезиологии-реанимации,
    а также реанимации и
    интенсивной терапии
    учреждений, предусмотренных в
    пунктах 1-6, 8, 12, 15,
    16, 20, 21, 27-30 списка

    2. Врачи-анестезиологи-
    реаниматологи
    (врачи-анестезиологи-
    реаниматоры), в том числе
    заведующие; медицинские
    сестры палатные, в том
    числе старшие;
    медицинские сестры-
    анестезисты

    (позиция в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449

    3. Патолого-анатомические отделения
    учреждений, предусмотренных в
    пунктах 1-6, 14, 20 списка,
    Клинического центра Московской
    медицинской академии имени
    И.М.Сеченова; отделения (в том
    числе общей, детской и инфекционной
    патологии) патолого-анатомических
    бюро (института)

    3. Врачи-патологоанатомы, в
    том числе врачи-заведующие,
    и средний медицинский
    персонал, проводящие
    патолого-анатомические
    вскрытия трупов,
    гистологические
    исследования трупного
    материала, органов и
    тканей, удаленных при
    операциях и биопсиях,
    обработку трупного,
    операционного и биопсийного
    материала

    (позиция в редакции, введенной в действие с 11 июня 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449

    4. Отделы (отделения) всех
    наименований бюро судебно-
    медицинской экспертизы,
    центральной судебно-
    медицинской лаборатории,
    центральной лаборатории
    медико-криминалистической
    идентификации, судебно-
    медицинской лаборатории,
    предназначенные для
    судебно-гистологического
    и судебно-медицинского
    исследования трупов

    4. Врачи - судебно-
    медицинские эксперты, в том
    числе врачи-заведующие, и
    средний медицинский
    персонал, проводящие
    судебно-медицинские
    вскрытия, исследования
    трупов и трупного материала,
    обработку трупного материала

    Перечень утративших силу постановлений Правительства Российской Федерации

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 29 октября 2002 года N 781

    1. Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" .

    2. Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" .

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года N 634 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 9, ст.612).

    4. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года N 701 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 31, ст.2848).

    5. Пункты 1-3 приложения N 1 и пункты 1 и 2 приложения N 2 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст.3625).

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4856).

    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4857).

    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2000 года N 240 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 13, ст.1377).

    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст.647).

    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 9, ст.868).

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    Название документа: О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями на 26 мая 2009 года)
    Номер документа: 781
    Вид документа: Постановление Правительства РФ
    Принявший орган: Правительство РФ
    Статус: Действующий
    Опубликован: Российская газета, N 212, 06.11.2002

    Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 04.11.2002

    Приложение к "Российской газете", N 47, 2002 год

    Библиотечка Российской газеты, N 9, 2004 год

    Дата принятия: 29 октября 2002
    Дата начала действия: 14 ноября 2002
    Дата редакции: 26 мая 2009

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант