Юридический портал. Льготный консультант

С юридической стороны понятие собственности подразумевает отношения, возникающие между человеком и любой объектом материального мира, которые заключаются в постоянно, временном владением объектом собственности.

Под субъектом собственности понимается та, сторона данных отношений, которая имеет возможность и право обладать объектом собственности.

Соответственно под объектом собственности подразумевается сторона отношений собственности, которая представлена в виде предметов, имущества, информации и др.

Во взаимоотношениях между субъектами и объектами собственности имеются свои особенности, которые объясняются тем, что итоги деятельности по управлению государственной собственностью оказывают влияние на судьбы большого количества людей, определяет уровень их жизни, состояние их здоровья, и многие другое общепринятые человеческие ценности. Кроме того государственная собственность включает в себя большое количество объектов, которые расположены на всей территории государства, а также за ее пределами. Помимо этого у объектов государственной собственности большое организационное и правовое многообразие, которое охватывает широкий диапазон отраслей хозяйства и может быть использовано в разнообразных направлениях.

Предметом, или объектом гражданского права будет являться направление воздействия права. Объекты публичной собственности распределены между субъектами и муниципальными образования Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 128 ГК РФ, объекты гражданского права можно разделить на 5 видов: 1) имущество; 2) работа и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности; 5) нематериальные блага.

Объекты гражданского права могут принимать участие в гражданских правоотношениях и обороте на разных условиях. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все объекты гражданского права классифицированы в определенной последовательности: это недвижимые и движимые вещи. Кроме того публичная собственность, в тех отношениях которые регулирует гражданское право, выступает в равных правах с гражданскими и юридическими лицами. К этим субъектам в обязательном порядке будут применяться нормы, которые определяют участие юридических лиц, именно в тех отношениях, которые регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательными актами или особенностями этих субъектов.

На современном этапе доктрина публичной собственности, опирается на неразрывной связи между объектами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, с объектами находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законодательным документом, предоставляет только основные определения и регулирует те положения, которые в случае необходимости подробно рассматриваются в других законодательных актах. Примером может служить лесной, водный, земельный кодекс.

Основная масса объектов может быть свободно продана, обменена, наследована, Данные виды объектов называются обороноспособными.

Гражданский оборот части объектов гражданских прав ограничен. В таком случае они могут находиться в собственности гражданских организаций, в другом случае могут быть в гражданском обороте по специальным разрешениям. К числу такого рода объектов относятся земля, и иные природные ресурсы, отчуждение и передача другим лицам земли и других природных ресурсов, может производиться только в тех пределах, которые предусматривает закон о земле и других природных ресурсов. Помимо обектов с ограниченным гражданским оборотом существуют объекты, полностью исключенные из гражданского оборота. К ним относятся объекты высокой культурной ценности.

Таким образом, собственность - это отношения, возникающие между субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В данных отношениях один субъект относится к имуществу как к своему; а для остальных оно является чужим. Такое деление имущества на «свое» и «чужое» имеет смысл только в обществе и возникающих общественных отношениях. Отношения собственности возникают в результате общественного производства.

Собственность охватывает два вида отношений:

  • 1) отношение лица к вещи как к своей;
  • 2) отношение между лицами по поводу этой собственности.

Право собственности - это система правовых норм, которые закрепляют отношения собственности на средства производства и предметы потребления. Основным законодательным актом по вопросам собственности является ГК РФ, раздел 2 «Право собственности и другие вещные права».

Понятие вещных прав, в число которых включается и право собственности впервые появилось именно в Гражданском кодексе. Право собственности является главным и самым объемным вещным правом. В отношении своего имущества у собственника имеется три права: Первое - владение имуществом, т.е. возможность обладания вещью, второе пользование имуществом, т.е. получать из имущества полезные свойства, путем ее эксплуатации, при этом имущество может полностью потребляться, изнашиваться и третье распоряжение имуществом, т.е. право дарить, продавать имущество.

Правом собственности могут обладают разнообразные категории собственников: это и граждане и частные, либо юридические лица, Российская Федерация, и субъекты Российской Федерации, муниципальные организации, общественные организации, иностранные граждане и государства, международные организации.

Самой важной и наиболее сложной категорией объектов гражданского права является имущество. К нему относятся и материальные предметы, деньги, ценные бумаги, а также иное имущество, и имущественные права.

От того кому принадлежат имущество определяются его права. По форме собственности разливают государственную, муниципальную частную собственность. А также собственность общественных организаций, и иностранцев.

В Российской Федерации имеется два вида государственной собственности:

  • * федеральная собственность, т.е. собственность Российской Федерации в целом;
  • * собственность субъектов Российской Федерации, а именно республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов.

Виды имущества, которые могут находиться только лишь в государственной или муниципальной собственности, определяются законом. данная норма прописана в пункте 3 статьи 212 ГК РФ.

В тоже время имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение, что четко прописано пункте 4 статьи 214 ГК РФ.

Образование государственной собственности, обеспечивает централизованное регулирование процессами создания и распределения основных благ, с получением необходимых ресурсов.

В тоже время у государственной собственности имеются определенные недостатки. К ним можно отнести ограниченность средств, которые направляются государством на создание экономических благ, преобладание бюрократического стиля управления, слабое и незаинтересованное использование достижений науки и техники, отсутствие стимулов к наиболее выгодному использованию ресурсов.

В Российской Федерации на законодательном уровне муниципальная собственность рассматривается как самостоятельная форма. К ней относится имущество, которое на праве собственности принадлежит городским и сельским поселениям, муниципальным образованиям. В данном случае субъектами муниципальной собственности будут являться органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности можно отнести средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т. д. Имущество, которое находится в муниципальной собственности, будет закреплено за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

Государственная собственность, как экономическая категория, подразумевает под собой принадлежность имущества народу в лице выбранных им представительных органов государственной власти. Если право государственной собственности рассматривать с этой точки зрения, то в объективном смысле государственная собственность представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принадлежность материальных благ населению соответствующей территории в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Ливщиц А. Я. Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа, 2004. - С. 275

Особенностью государственной собственности является то, что институт права государственной собственности охватывает нормы не только конституционного и гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, которые также регулируют рассматриваемые отношения, то есть представляет собой комплексный правовой институт. Принимая во внимание, что определяющую роль в нем играют конституционные нормы, но по содержанию преобладают гражданско-правовые нормы. Гражданский кодекс, развивает правила, которые были установлены действовавшим ранее Законом «О собственности в РСФСР» одновременно регулируя правовое положение государственной собственности.

Важно отметить, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления.

Органы власти или управления будут выступать в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией будут осуществлять те или иные конкретные правомочия публичного собственника.

По своему содержанию право государственной собственности не особенно отличается от содержания права собственности в целом. Однако ему свойственны некоторые особенности. Основной особенностью является то, что Российская Федерация и очень часто субъект РФ в определенном законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника, в тоже время органы и лица, уполномоченные собственником выступать от его имени, будут иметь вид и название, в зависимости от вида тех отношений, в которых они уполномочены участвовать.

Правительство РФ имеет право передавать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.

Разделение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает большое количество проблем.

Это прежде всего объясняется единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: то есть наличием у них особых властных полномочий, которые позволяют принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения. Ахмедуев А. Противоречия в законах о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности. //Вопросы экономики. - № 1. - 2004. - С.152.

Соотношение государственной собственности имеющегося потенциала государства имеет важное значение. Приумножение государственных ресурсов, а значит повышение государственного потенциала, возможно лишь при эффективном управлении государственной собственностью. Соответственно если государственные ресурсы используются неэффективно, они разрушают государственный потенциал.

В современном государстве основным объектом собственности является материальное пространство вместе с заключенными в нем природными ресурсами. Однако в отношении многих из этих объектов невозможно обеспечить исключительность, и фактически они функционируют в режиме свободного доступа при некотором контроле и регулировании со стороны государства, как правило, неэффективном.

Государство является крупнейшим собственником недвижимого и движимого имущества. Ряд объектов недвижимого имущества позволяет считать государство собственником-предпринимателем.

Право собственности является наиболее устойчивым вещным правом, и составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. На основании этого закон регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения.

Для управления землей физические и юридические лица могут использовать несколько форм собственности на землю, предусмотренных земельным законодательством.

Одна из них – собственность публичная, она может использоваться такими субъектами, как отдельные федерации, государство, муниципалитет.

Понятие публичной формы собственности на недвижимость связано с понятием образование публично-общественное. Для того, чтобы изменить форму правового статуса земельного участка, сделать его частной недвижимостью, необходимо приватизировать его у государства .

Такой вид землеуправления, как форма собственности публичная, имеет некоторые юридические нюансы, это следует учитывать работникам муниципалитета, различных комитетов, занимающихся земельными вопросами.

Также информация будет полезна физическим и юридическим лицам, который хотят перевести государственный или муниципальный земельный участок в частную собственность.

Что это такое

Такое определение может применяться не только по отношению к земле, но и к квартирам, домам, другой недвижимости. Ведь существует понятие муниципальной квартиры, служебного жилья и другого.

ВНИМАНИЕ! Государство, как определяет право правовых образований, является также самостоятельным субъектом и может владеть недвижимостью.

Помимо государства, субъектами публичной собственности являются федерации, муниципалитеты. Отличает их наличие особенных властных функций, благодаря которым они могут создавать и утверждать законодательные и нормативные акты, определять регламенты различных процессов по управлению.

Также эти субъекты могут иметь права собственника на публичные земли, строения. Собственность публично правовая включает в себя, по закону, две разновидности – это государственная и муниципальная.

Особенности

Когда речь идет о государстве, как собственнике, сюда включается несколько понятий – это и сама РФ, и те республики, области, которые входят в нее. Поэтому в государственную собственность входит имущество государственное и федеральное (это недвижимость, владеют которой различные федеральные субъекты) .

Среди субъектов государственной собственности находятся все территориальные единицы, включенные в состав РФ.

ВНИМАНИЕ! Государство может распоряжаться землей, которая находится в его собственности, с учетом своих целей и планов, может также передавать ее частным лицам и организациям, если доказаны серьезные основания для этого.

Муниципальная собственность – это также собственность публичная, она не считается частной. Данное понятие нужно отличать от собственности государственной, это разные публично правовые отношения.

Во владении муниципальных органов управления могут быть участки земли, квартиры, дома. Если у жилья права муниципальные на квартиру, что делать, чтобы стать ее собственником? Необходимо пройти процесс ее приватизации.

Муниципалитет, как публичный собственник, также может отдавать свои земли в аренду, во временное пользование, организовывать аукционы для выкупа наделов частными собственниками или организациями, юридическими лицами. Образования муниципальные и государственные имеют публично-правовой статус.

Кто относится к субъектам, которые используют права публичной формы собственности на уровне муниципалитета? Это те поселки, деревни, различные населенные пункты, которые включаются в категорию муниципальных образований.

Кто принимает решения

Судьбу государственного и муниципального имущества, к которому относятся и разные виды земельных участков, решают органы управления соответствующего уровня. Если необходимо вынести вердикт по тому или другому объекту недвижимого имущества, должны проходить публичные обсуждения, тщательно изучаться документы по вопросу.

Даже государство не может злоупотреблять своими правами собственника (например, передавать другим субъектам) без риска уголовного наказания. Как и частная собственность, государственная, муниципальная регистрируется. Вносит сведения о земле субъект публичного права в Росреестр на основании соответствующих документов.

Законодательство

Длительное время основным собственником земли являлось государство, как и собственником жилых зданий. Это значит, что получить землю в большинстве случаев, можно было только во временное пользование.

Но такая печальная картина изменилась с введением приватизации, стал возможным частный вид собственности . Юридические и физические лица получили возможность приватизировать земельные участки, на которых они давно уже работали, или квартиры, в которых уже давно жили, стать их полноправными владельцами.

Необходимо только правильно оформить собственность, зарегистрировать ее в Росреестре. Но осталось достаточно земли в собственности государства и муниципалитетов, эти земли также регистрируются, указываются на кадастровой карте.

И правовые вопросы, независимо от того, владение земельное публичное или частное, решаются также с помощью основных законов – Земельного и Гражданского Кодекса.

Права

  • Если земля не была приватизирована и не принадлежит лицу на другом основании, это обозначает, что собственность объекта не является частной. Права на такую землю имеет государство (его субъект) или муниципалитет. И такой собственник, образование публично-правового типа, может на свое усмотрение распоряжаться своим недвижимым имуществом.
  • Все решения по земле, принятые государством, как собственником, должны быть отражены в нормативных актах. В документах указывается, по какой необходимости проводилась операция с землей, дается описание и характеристики участка, другое.
  • Передача прав на землю не означает, что ведомство, организация, получившая надел, может распоряжаться им без учета категории, вида разрешенного использования.

Государство может распоряжаться и муниципальными, федеральными землями, если ему будут переданы соответствующие права.

Передача полномочий

Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.

К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.

Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги .

Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).

Распоряжение землей

Для распоряжения имуществом, которое подпадает под публичную форму собственности, используется специальная правовая основа. Основная особенность, отличающая от собственности частной, — это целевое использование.

Муниципальные власти могут использовать землю только для решения насущных вопросов населения региона.

Вопросы по использованию земельных площадей по целевому предназначению, решают местные власти. Но население имеет все полномочия контролировать и регулировать работу муниципалитета.

Преимущества

  1. Публичная форма собственности, распространяющаяся на землю или квартиры, не мешает частным лицам использовать свое право на их приватизацию, перевод в частную собственность.
  2. Публичные земли больше защищены от мошенников, чтобы дать им статус частной собственности, тем придется выполнить много работы, собрать документы, пройти сложную процедуру.
  3. За землю в публичной собственности, взятой в аренду не нужно платить налоги. Это проблема собственника, то есть государства или муниципалитета.
  4. Если гражданин проживает в муниципальном доме, то в случае его уничтожения из-за пожара или другого бедствия, пострадавший получит другое жилье. Это касается и земли, взятой у государства или муниципалитета в аренду.

Недостатки

Есть и недостатки у публичной формы собственности:

  • Работая на государственной земле, физическое или юридическое лицо не может ею распоряжаться – продавать, сдавать в аренду, менять.
  • При нарушении правил пользования, например, квартирой, можно лишиться жилья без замены. Это касается и аренды участка земли.

Если имущество является собственностью публично-правовых образований, это обозначает, что им владеет государство (муниципалитет). Государство может передать свое имущество лицу частному, юридическому, но процедура передачи достаточно сложная и требует времени.

В отечественном законодательстве, наряду с юридическими лицами и гражданами, государство – публично‑правовое образование – традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: а) наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; б) осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Право государственной собственности прежде всего характеризуется спецификой ее субъектов, в роли которых выступают:

1) Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность);

2) субъекты РФ – республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность в соответствии со ст. 130 Конституции не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем, в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020‑1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт‑Петербурга и муниципальную собственность». В силу данного нормативного правового акта объектами исключительно федеральной собственности являются, в частности, ресурсы континентального шельфа, имущество Вооруженных Сил, объекты оборонного производства, предприятия важнейших отраслей народного хозяйства. При этом многие объекты федеральной собственности могут передаваться в собственность субъектов РФ (предприятия атомного и энергетического машиностроения, предприятия автомобильного транспорта и т.п.). В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Круг объектов государственной собственности не ограничен, в него входят даже вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако следует иметь в виду, что это не в коей мере не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется одно из главных различий правового режима двух видов публичной собственности. К муниципальной собственности принадлежат преимущественно объекты, расположенные на территории соответствующего городского или сельского поселения и обслуживающие его нужды (муниципальный жилищный фонд, объекты местной инженерной инфраструктуры, торговли и т. п.).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

По сравнению с частной собственностью основания приобретения и прекращения права публичной собственности весьма специфичны. Так, например, процессы приватизации и национализации имущества для субъектов частной и публичной собственности играют диаметрально противоположную роль. Для публичных субъектов приватизация является одним из оснований прекращения права государственной или муниципальной собственности, а национализация – одним из оснований ее возникновения.

В соответствии с Законом о приватизации могут быть приватизированы: а) предприятия и другие имущественные комплексы; б) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты; в) земельные участки; г) жилые помещения; д) акции открытых акционерных обществ. При этом переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является.

Специфическими для приобретения права публичной собственности являются такие формы, как конфискация имущества у частных лиц по суду, передача публичным субъектам бесхозяйных вещей и другие формы обращения имущества в публичную собственность. Некоторые из видов данного имущества передаются федеральным органам исполнительной власти, в частности Минфину России. Речь идет, к примеру, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, именуемых «ценностями».

Право общей собственности

Понятие и признаки права общей собственности. В зависимости от количества субъектов, которым определенное имущество принадлежит на праве собственности, выделяю два вида собственности: односубъектную – право собственности на имущество принадлежит какому‑то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование; многосубъектную (общую) – имущество находится в собственности двух или более лиц (сособствен‑ников), которые сообща осуществляют правомочия собственника. Отличительными признаками права общей собственности являются: 1) общее имущество; 2) множественность субъектов права собственности на это имущество.

Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Не возникает общей собственности на имущество, если оно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет своего собственника.

Основные виды права общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность. При этом общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием государственных и муниципальных образований – только долевой.

Долевая собственность – это нахождение имущества в общей собственности с определением долей. При этом доли участников считаются равными, если не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением между участниками. Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, согласно п. 1 ст. 290 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно‑техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Участники долевой собственности распоряжаются ею по общему соглашению. Каждый участник вправе распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог). При продаже доли постороннему лицу остальные собственники, письменно извещенные о продаже, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (это право не применяется при продаже доли с публичных торгов). В случае нарушения данного права любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Участник общей долевой собственности вправе выделить в натуре свою долю или получить компенсацию за нее по соглашению с другими собственниками или по суду

Закон определяет судьбу улучшений общего имущества, произведенных одним из собственников. Если эти улучшения отделимы без существенного ущерба для общей собственности, то на них не распространяются правила об общей собственности: они являются собственностью того, кто их произвел. Неотделимые улучшения дают право участнику требовать соответствующего увеличения своей доли в общей собственности (п. 3 ст. 245 ГК).

Совместная собственность (без определения долей). Доля участника совместной собственности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при разделе между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одного из них. Различают следующие основные виды совместной собственности:

общая собственность супругов (ст. 256 ГК). Это имущество, нажитое супругами во время брака. Общим имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются по обоюдному согласию. Сделка одного из супругов по распоряжению их общим имуществом презюмируется сделанной с согласия другого супруга;

собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК). В такой собственности находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, а также имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Раздел совместной собственности (и супружеской, и фермерской) происходит после предварительного определения доли каждого собственника. Иначе говоря, разделу совместной собственности предшествует ее перевод в долевую. Реальный выдел доли в натуре зависит от делимости объекта совместной собственности. С согласия собственника остальными собственниками ему может быть выплачена компенсация вместо выдела его доли в натуре. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие хозяйству, разделу не подлежат. Выходящий из хозяйства имеет право на получение соразмерной денежной компенсации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант