Юридический портал. Льготный консультант

Запрет на замещение указанных в Федеральном законе должностей и (или) создание (способствование созданию) в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений или указанных структур обусловлен необходимостью «беспристрастного» осуществления должностных обязанностей, предотвращения конфликта интересов. Такой же необходимостью обусловлены и такие запреты, как использование преимущества должностного положения (должностные полномочия) для предвыборной агитации, для агитации по вопросам референдума, а также в интересах (или против интересов) политических партий, других общественных, религиозных объединений, в том числе путем публичного выражения отношения.

Ведомство по управлению государственной гражданской службой ростовской области

При этом ТК РФ, так же как и комментируемый Федеральный закон, не допускает (запрещает) приостановление работы государственными служащими (ст. 142), пусть даже в конкретном случае — задержки выплаты заработной платы. Право трудящихся граждан на забастовки, закрепленное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, детализировано указанием — «при условии его осуществления в соответствии с законами страны» с возможностью введения законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав администрации государства, по существу — для государственных гражданских служащих.
Конституция России (ст.

Статья 16. ограничения, связанные с гражданской службой

Целесообразно отметить, что запрет не распространяется на создание и участие в профессиональных союзах (за исключением избрания на оплачиваемую выборную должность), а также создания ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Рассматриваемый законодательный «постулат» соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации.

Так, Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию в ст. 2 устанавливает: «Трудящиеся и предприниматели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних». Кроме того, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласит (ст.

3.2 ограничения и запреты на государственной гражданской службе.

Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; л) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Государственная и муниципальная служба

Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности. 10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Ограничения и запреты связанные с государственной гражданской службой.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. 9) Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. 10) Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Как российские, так и иностранные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Однако иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства, каждое из которых подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
При этом рассматриваемый запрет, в отличие от запрета, содержащегося в п.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. 12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

13.
Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы.


Внимание

Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно. 12) Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, в том числе религиозных. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы.


Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других: b) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны: Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства».

введение

1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

2.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Заключение


введение

Государственная гражданская служба как вид государственной службы представляет собой сложный механизм, включающий в себя множество элементов.

Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.

В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.

Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.

Предмет настоящей курсовой работы следует определить как - запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.

Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;

рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.

глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п.

Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.

Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.

В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.

Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» - разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы.

Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.

Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов.

Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.

Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:

правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов

правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;

регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.

организационную.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.

2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.

Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.

В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:

принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;

принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;

принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

принцип стабильности гражданской службы;

принцип доступности информации о гражданской службе;

принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.

Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.

Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.

Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.

Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.

Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).

Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы.

Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.

Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки.

Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.

При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих.

Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:

охраны и защиты интересов государства и общества;

контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;

коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;

воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;

мотивационную.

Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы

Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:

Признания <#"justify">глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.

Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности.

Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.

Основными назначениями установленных запретов является:

обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;

создание условий для независимости служебной деятельности;

гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав.

Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.

Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;

обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.

Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:

замещать должность гражданской службы в случае если он:

Избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 <#"justify">Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности.

После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.

приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;

выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;

получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.

В связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;

Разглашать или использовать сведения <#"justify">Заключение

В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:

В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.

Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.

Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.

Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.

Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.

список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа <#"justify">Научные труды

5.Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии <#"justify">Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Ограничения, связанные с гражданской службой

Под ограничениями, связанными с гражданской службой, понимаются установленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выхолить за которые запрещено. Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности, установления препятствий для возможного злоупотребления своими полномочиями, соблюдения служащим прав и свобод граждан, создания условий для независимой служебной деятельности.

Федеральный закон № 79-ФЗ устанавливает девять ограничений, определяя, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в следующих случаях.

Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу . Этот пункт означает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ гражданин (гражданский служащий) по решению суда может быть признан недееспособным, если вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть по решению суда признан ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или употребления наркотических средств. Дело о признании гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным может быть инициировано по заявлению руководителя государственного органа, членов семьи, прокуратуры и т.д.

Осуждение служащего к наказанию , исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившего в законную силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости. Это положение означает, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на гражданскую службу или увольнения с нее. По истечении этого срока гражданин может быть принят на гражданскую службу на общих основаниях. То же касается граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

Отказ от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну . Данное требование может служить основанием для отказа в приеме на гражданскую службу только в том случае, если исполнение служебных обязанностей по должностному регламенту связано с работой со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну. Если этого нет, то допуск служащему не оформляется.

Наличие заболевания , препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Это является основанием лишь в том случае, если заболевание подтверждено медицинским заключением. Перечень заболеваний, препятствующих пребыванию на гражданской службе, и форма медицинского заключения устанавливаются Правительством РФ.

Наличие близкого родства или свойства с другими государственными служащими. Данный пункт, во-первых, четко определяет степень родства, которая ограничивает возможность совместной службы родственников, - если они являются родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов; во-вторых, оговаривает, что совместная служба невозможна если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. За рамками данных ограничений совместная служба родственников в одном государственном органе вполне возможна.

Выход из гражданства Российская Федерации или приобретение гражданства другого государства.

Наличие гражданства другого государства (других государств). Этот пункт действителен в том случае, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Пункты 6-7 регулируют вопрос поступления и нахождения лиц на гражданской службе РФ в случае, если они выходят из гражданства России или получают двойное гражданство.

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Перечень документов, которые гражданин должен представить в кадровую службу, изложен в ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

Все представленные документы и сведения подлежат проверке на достоверность и полноту. Механизм этой проверки находится в стадии разработки. По результатам запросов кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных документов и сведений.

Непредставление установленных законом сведений или предоставление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера . Если гражданин не желает раскрыть о себе сведения имущественного характера, он не может находиться на гражданской службе. Доход гражданского служащего должен быть прозрачным для руководства государственного органа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим, являются сведениями конфиденциального характера. Гражданский служащий, виновный в разглашении сведений о доходах и имуществе других служащих или в использовании их в иных целях, несет ответственность.

Документ, представляющий сведения об имущественном положении служащего, - справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установленной формы. Это личное заявление служащего, представляемое ежегодно не позднее 30 апреля по итогам предыдущего года под свою ответственность о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Справка должна включать три раздела:

  • сведения о доходах (заработная плата; денежные средства находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги - акции, облигации, векселя);
  • сведения об имуществе - недвижимом (квартиры, дома, дачи, гаражи) и движимом (автомобили, катера, яхты и т.д.);
  • сведения об обязательствах имущественного характера.

Данные сведения подлежат проверке, но ее механизм пока не отработан. Сведения о расходах гражданского служащего контролю и огласке не подлежат.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Н.В. ВАССЕРМАН

ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМЕЩЕНИЕМ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Рассматривается действующее законодательство о государственной гражданской службе, анализируется отдельно взятый аспект, связанный с ограничениями и запретами в отношении государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, ограничения и запреты, конфликт интересов.

УДК 342.9 ББК 67.401

Преобразования в устройстве государственной власти Российской Федерации сопровождаются реформированием государственной службы. В последнее время активно развивается правовое регулирование этого института, утверждена специальная Федеральная программа по реформированию государственной службы Российской Фе-дерации1, одной из целей которой является создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации. Данной программой были намечены повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственное управление. В настоящее время уже приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации»2, «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

Задача первого из них - федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ - установить общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы. В его статьях последовательно представлены общие вопросы организации и функционирования, а также условия государственной службы, система управления государственной службой. На его

основе должны быть приняты как федеральные законы, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, так и законы субъектов Российской Федерации, посвященные определению особенностей региональной гражданской службы.

Второй из названных законов - федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ - также является комплексным законодательным актом рамочного регулирования. Данный закон охватывает обширную сферу общественных отношений, определяет правила конкретного вида государственной службы: устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Его еще называют «трудовым кодексом» для чиновников или своеобразным ГОСТом службы, поскольку он переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права, не вступая при этом в противоречие с нормами трудового права4.

В юридической литературе законы о государственной службе получили неод-

© Н.В. Вассерман, 2009

нозначную оценку. Наряду с утверждениями о том, что они «заложили в целом твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме»5, встречаются отрицательные отзывы. Так, нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений6.

Безусловно, федеральный закон «О государственной гражданской службе» содержит ряд положительных моментов. Это выражается прежде всего в законодательном закреплении ряда этических норм поведения государственных гражданских служащих, ранее не регламентируемых. Главный недостаток закона в том, что в нем отсутствуют действенные механизмы (специальные организации, формы, методы), призванные активно способствовать реальному, эффективному его функционированию. Также одной из слабых сторон закона следует признать отдельные положения, закрепляющие ряд запретов и ограничений для гражданских служащих.

Российский законодатель впервые вводит понятие ограничений и запретов на государственной гражданской службе, которые можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений, и посвящает этому ст. 16 и 17 федерального закона «О государственной гражданской службе».

Ограничение - это условие, при котором гражданин не может быть принят на гражданскую службу или не может более на ней находиться, а запреты - это то, что гражданский служащий не вправе делать, находясь на государственной службе. Как видно, законодатель ограничился весьма расплывчатыми формулировками, не раскрывая сути данных категорий.

В работах некоторых ученых, занимающихся исследованием государственной службы, встречается термин «правоограни-чения» - это обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные

юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено7. Безусловно, вопрос о соотношении понятий «ограничение» и «запрет» требует дальнейшего изучения, анализа и заслуживает отдельного внимания со стороны ученых-правоведов.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» запрещает гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 17). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке8. Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственному служащему запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц. Таким образом, оформляя бизнес на доверенное лицо, гражданский служащий, выполняя служебные обязанности, одновременно может получать доход от занятия предпринимательской деятельностью. Представляется, что законодателю следовало исправить данный пробел, чтобы при толковании нормы не возникали спорные ситуации.

Имеются и положительные нововведения: так, в законе решен вопрос об участии служащего в предпринимательской деятельности после увольнения с государственной гражданской службы. Для уходящего с государственной гражданской службы устанавливается ограничение в два года, в течение которых он не может работать в тех организациях, отдельные функции государственного управления которыми непосредственно входили в его прежние должностные обязанности.

Таким образом устанавливается определенная защитная мера, направленная на преодоление коррупции, чтобы не возникало таких ситуаций, когда служащий переходит в ту организацию, которой он управлял, находясь на гражданской службе. Однако неясен смысл категории «отдельные функции», законодатель не уточняет, какие это функции и что следует под ними понимать; кто должен

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

Н.В. ВАССЕРМАН

определять критерии выполнения «отдельных функций» государственного управления в этих случаях - будущий работодатель или сторона в гражданско-правовых договорах; какие последствия могут наступить при игнорировании гражданским служащим данного запрета, поскольку отношения будут уже не служебные. Думается, что эти положения закона требуют дальнейшей доработки и уточнения со стороны законодателя.

С принятием федерального закона «О государственной гражданской службе» в России впервые в законодательном порядке вводится такое понятие, как «конфликт интересов», и предлагается механизм его разрешения. Конфликт интересов тесно взаимосвязан с ограничениями и запретами на гражданской службе, поскольку нарушение ограничений и запретов приводит к возникновению конфликтной ситуации. Законодатель определил, что конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи. В федеральном законе «О государственной гражданской службе» личная заинтересованность сводится исключительно к получению гражданским служащим материальной выгоды. Такое понимание не совсем верно, так как на исполнение служащим своих должностных обязанностей могут повлиять и интересы личного характера, лишенные корыстных целей, например желание помочь своим близким, родственникам, членам семьи, попавшим в трудное положение. Это, в свою очередь, тоже может привести к конфликту интересов на гражданской службе, а также к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства, но в этом случае личная заинтересованность будет лишена такого признака, как получение материальной выгоды.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» предусматривает и

механизм разрешения конфликта интересов, который выглядит слишком громоздким и трудноисполнимым. Так, в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Наниматель принимает меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Кроме того, порядок разрешения конфликта интересов нашел отражение в новом федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф39. Данный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В нем прописываются такие меры по профилактике коррупции, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, предъявление специальных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также ряд других мер, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти.

К сожалению, низкий уровень развития правосознания в обществе, многовековая история взяточничества и воровства на всех уровнях власти, а также отсутствие действенных механизмов борьбы с данными явлениями в России будут серьезным препятствием реализации этих норм на практике. Служащий сам должен быть заинтересован в том, чтобы сообщить о конфликте государству и тем самым предотвратить более крупные для себя проблемы. «Нормы начнут работать в полную силу, когда сложится нормальная практика, когда находиться в состоянии конфликта станет просто неприлично»10. Как вытекает из текста закона, этими вопросами должны заниматься специально созданные комиссии по урегулированию конфликтов интересов, которые создаются внутри государственных органов.

Таким образом, в законодательство о государственной гражданской службе введены новые понятия, новые профессиональные

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

термины, новые правовые институты. Даже исходные понятия «государственная служба» и «государственный служащий» определяются в законе принципиально иначе.

При анализе отдельно взятого аспекта закона, связанного с ограничениями и запретами на гражданской службе, возникает много вопросов, на которые непросто ответить. Безусловно, эти категории требуют дальнейшего исследования и теоретической разработки.

Примечания

1 О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // СЗ РФ. 2002. № 47. Ст. 4664.

2 О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2003 г. № 58-ФЗ // Там же. 2003. № 22. Ст. 2063.

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

4 См., напр.: «Трудовой кодекс» для чиновника // Российская газета. 2004. 31 июля; ГОСТ службы: Государственные чиновники теперь будут жить и работать по закону // Там же. 2002. 29 июля.

5 См., напр.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. О реформировании государственно-служебного законодательства // Административное и административно-процессуальное право: Актуальные проблемы. М., 2004.

6 См., напр.: Козбаненко В.А., Медведев Д.А. Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе». СПб., 2007.

7 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

УДК 342.727 А.Р. ШАСТИНА

ББК 67 ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

СВОБОДА СЛОВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассматриваются правовые основы функционирования СМИ в период глобализации, особенности реализации права на свободу слова и права на информацию в деятельности СМИ.

Ключевые слова: свобода слова, средства массовой информации, массовая коммуникация, глобализация, право на информацию.

Рудольф фон Иеринг объявляет замкнутость смертным грехом народов, ибо высший закон истории есть общение1. Процесс глобализации естественен, как естественно само общение, и данный процесс набирает обороты и затрагивает все сферы общественной жизни. Это отражается прежде всего на массовых информационных процессах, обеспечивающих коммуникацию народов.

Средства массовой коммуникации предоставляют множество возможностей для общения. По мнению Л.В. Мрочко, к ним может быть отнесен арсенал устного общения (лекция, конференция, собрание, митинг,

беседа и т.п.), культуры и искусства (театр, литература, кино и т.п.) и средств массовой информации (периодическая печать, телевидение и радиовещание)2. Коммуникация - процесс, предполагающий передачу информации. В последние годы развивалась теория существования двух моделей передачи информации - «вертикальной» (от официальных, государственных или частных СМИ к населению) и «горизонтальной» (от гражданина к гражданину, например через Интернет).

Деятельность СМИ - серьезная и ответственная общественная и государственная функция. В связи с этим остро стоит воп-

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Юридический портал. Льготный консультант